Утром 16 июля в Беларуси проходят обыски у журналистов. Пришли к сотрудникам польского спутникового телеканала «Белсат» и Белорусской службы Радио Свобода. Следственные действия проходят у журналистов в Минске, Гомеле, Гродно, Витебске.
Белорусская служба Радио Свобода сообщает, что обыск проведен в квартире журналиста Валентина Жданко. А журналистку Инессу Студинскую задержали после обыска на том основании, что в октябре 2020 года власти аннулировали ей аккредитацию на работу в Беларуси.
«Белсат» сообщает об обысках у журналистов Игоря Ильяша, Глеба Лободенко, Павла Можейко, Виктора Ярошука, Галины Абакунчик, Анны Галете и Евгения Меркиса. Галету, которая ведет программу «Лукавыя навіны», после обыска задержали по статье о массовых беспорядках и отвезли на допрос. Ильяша увезли в неизвестном направлении. Он является мужем журналистки Екатерины Андреевой, которой вынесли приговор за стрим с акции протеста.
Обыски в офисах и домах журналистов, правозащитников и активистов НКО начались 14 июля, на следующий день после встречи президента Беларуси Александра Лукашенко с российским лидером Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге. За три дня проведено уже около 100 обысков. Вот лишь несколько СМИ и НКО, где они прошли — правозащитный центр «Весна», Белорусская ассоциация журналистов, Объединение белорусов мира «Бацькаўшчына», некоммерческая благотворительная платформа «Имена», Центр экономических исследований BEROC.
«Эти мерзопакостные полторы тысячи НКО… Чем они занимались, понятно. Они финансировались извне. А мы все думали: ну ладно, это же демократия, давайте будем говорить, сотрудничать. Вот и получили соответствующие результаты», — заявил Лукашенко на встрече с Путиным в Санкт-Петербурге.
Он обвинил журналистов и активистов в «индивидуальном терроре» в отношении сторонников властей. «Мы очень активно начали работу по всем НКО, НПО, так называемым западным СМИ», — заверил Лукашенко.
Белорусские правоохранители выполняют приказ. Уже более 20 журналистов и правозащитников задержаны. Их допрашивают.
«За обысками стоит желание власти уничтожить все гражданское общество. Мне кажется, это должно было стать для всех наблюдателей очевидным в последние месяцы», — считает белорусский политический аналитик Артем Шрайбман. Он называет происходящее «тотальной зачисткой НКО, гражданского общества и всего неподконтрольного власти сектора». «Когда разобрались с политически активными организациями, переходят к остальным. Поводом может стать все, что угодно, например, иностранное финансирование или то, что НКО аффилированы с какими-то западными структурами, или кто-то что-то плохое говорил про власть», — объясняет Шрайбман.
«Будут ликвидированы не только НКО, но и политические структуры. Но основная цель — это уничтожение политической, культурной и национальной (контр) элиты в Беларуси. Элиты, которая производит альтернативные идеи, смыслы и образы. Это ядро пассионарного движения в Беларуси», — написал глава варшавского Центра политического анализа Павел Усов на своей странице в Facebook.
Лукашенко действует жестче и более прямолинейно нежели Путин. Российский лидер сначала добился принятия законов, которые позволили объявить неугодные общественные организации иностранными агентами. У президента Беларуси нет на это времени.
Евросоюз осудил обыски в Беларуси и пригрозил рассмотреть введение новых ограничительных мер против режима Лукашенко. «Новая волна репрессий является еще одним доказательством того, что режим Лукашенко ведет систематическую и хорошо спланированную кампанию с конечной целью заглушить все оставшиеся диссидентские голоса и подавить гражданское общество в Беларуси», — говорится в заявлении верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля.