Деньги

Коллекторам «связали руки» новым законом, но давление на заемщика продолжается: что делать в этой ситуации

13:01 — 20 июля 2021 eye 436

Управляющий партнер Консалтинговой компании «Финансовая студия» кандидат экономических наук Евгений Невмержицкий в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказал, как поступать гражданину, которого преследуют коллекторы — недавно вступил в силу закон об урегулировании вопросов задолженностей и защите должников.

«Законодательство Украины и до недавнего принятия закона о коллекторских услугах предусматривало ответственность и за вымогательство, и за угрозы, унижение достоинства заемщиков и весь комплекс неправомерных действий для принуждения заемщика уплатить долг», — отмечает эксперт и добавляет, что это же касалось не только должников, но и других людей, которые знакомы с заемщиками и могут повлиять на них в плане погашения долгов.

По его словам, «коллектров-рекетиров», устраивавших «охоту» на должников и других людей, можно было привлекать к административной и уголовной ответственности.

«Если после жалобы заемщика давление продолжается, нужно обращаться в правоохранительные органы. Это означает, что против заемщика совершается уголовное преступление, за которое несет ответственность и кредитор», — отметил Евгений Невмержицкий.

При этом эксперт добавил, что у Национального банка Украины есть право фиксировать давление со стороны коллекторов и проводить расследование, однако НБУ — не следственный орган. Так что задача по фиксации нарушений лежит на самом заемщике. Так, разговор с угрозами можно записать или снять на видео.

«Данные материалы прилагаются к жалобе, и НБУ обязан на нее реагировать. В любом случае этот закон улучшит ситуацию с качеством предоставления коллекторских услуг и уменьшит количество нарушений прав заемщиков», — говорит экономист и уточняет, что данный закон вряд ли сможет полностью исключит нарушения со стороны коллекторов.

«Качество работы судебной и правоохранительной системы остается в целом на низком уровне, а НБУ пока не наладил эффективную работу по защите прав потребителей финансовых услуг, несмотря на создание в Нацбанке специализированного подразделения, которое должно занимается рассмотрением жалоб клиентов финансовых учреждений», — добавил Евгений Невмержицкий.

Напомним, что вступивший в силу 14 июля закон четко определяет правила поведения для кредиторов и устанавливает требования к кредитодателям и коллекторским компаниям. Их, в частности, обязывают придерживаться норм этического поведения с должником, а также информировать его в случае привлечения коллекторской компании или уступки права требования новому кредитору. При этом финучреждения обязывают заключать договоры только с коллекторскими компаниями, включенными в реестр, который ведет НБУ, а также контролировать их действия.

Фото: https://ua.depositphotos.com.