После повышения тарифов на парковку в Киеве несколько изменились и парковочные зоны. И если к платным парковкам вдоль дорог киевляне уже привыкли, то новость о том, что деньги будут брать даже за стоянку авто во дворе, где живет его владелец, неприятно удивила горожан. А именно так можно понять комментарий советника заместителя председателя КГГА Виталия Селика «Вестям», который считает, что если придомовая территория оформлена на ОСМД или ЖСК, у них есть акт на право собственности, то этот дом сам решает, кто паркуется на его территории. А вся остальная земля, даже придомовая территория, без акта на право собственности является муниципальной, поэтому город вправе устанавливать там шлагбаумы и взимать плату за пользование.
Кстати, о том, что столичная власть будет обустраивать платные парковки на придомовой территории, разговоры ведутся уже не первый год. Еще голова (на то время) КГГА Владимир Бондаренко весной 2014-го заявлял, что во дворах «не будет никаких платных парковок», а «те площадки, которые используются для парковки, — это инициатива жителей. Но если туда приглашают чужие авто, да еще и берут за это деньги, — это незаконно».
Действительно ли столичные автовладельцы вынуждены будут платить кто до 60, а кто и до 410 гривен в день только за то, что их машина будет припаркована возле их же дома? Об этом «ФАКТАМ» рассказал Дмитрий Рахматуллин, начальник Инспекции по парковке Департамента транспортной инфраструктуры КГГА.
— Еще с советских времен дворы Киева рассчитывались для гостевой парковки, — говорит Дмитрий Рахматуллин. — Для постоянной же функционировали гаражные кооперативы и огражденные автопарковки. Исключение делали только для ветеранов войны с инвалидностью и уважаемых пожилых людей, которым позволяли построить несколько гаражей возле самого дома. Город не рассчитывал на то, что человек будет парковаться обязательно рядом со своим домом. И сегодня город тоже на это не рассчитывает. Но привычка везде парковаться бесплатно осталась, хотя все мы знаем, что ничего бесплатного не существует и каждый квадратный метр столичной земли стоит бешеных денег.
Земля около большинства домов в центре и на окраинах Киева не принадлежит дому. Несмотря на то, что люди платят за обслуживание придомовой территории, за ее уборку и благоустройство, она принадлежит всей общине города. И вся община может пользоваться этой территорией так же, как и жильцы дома. Если на этой территории происходит авария, то ликвидирует эту аварию и восстанавливает на ее месте асфальт именно город, а не жильцы. Поэтому логично, что, минуя парковые, детские и спортивные площадки, оно со строгим соблюдением ГСН может распланировать во дворах, например, парковочные места и включить их в общую систему парковки с тарификацией согласно зонированию города. Тем более что сегодня в большинстве таких дворов, особенно в центральной части города, паркуются не только местные жители, но и работники соседних офисов.
Сейчас Киевская городская государственная администрация проводит мониторинг дворов города, чтобы выработать комплексное решение и подход, который можно применять не в одном месте, а по всей территории Киева. После проверки на предмет нахождения на балансовом содержании земельного участка возле жилых домов жители, чья территория, которую они считают придомовой, но она не принадлежит их дому, получат от нас об этом информацию. Такие территории будут рассматриваться как зоны перспективного расширения парковочного пространства.
Далее мы, скорее всего, предложим жителям в течение определенного времени инициировать и завершить оформление земельного участка для обслуживания дома. После этого срока, если земля будет не оформлена, город при необходимости реализует расширение парковочного пространства на этих участках с установленной тарификацией согласно утвержденному зонированию.
Новые парковочные зоны и расположение парковок указаны на электронной карте, размещенной на официальном портале КГГА: https://gis.kyivcity.gov.ua/p/ И на ней достаточно много платных стоянок находятся как раз на придомовых территориях. Правда, большинство из них — ночные и пока не подчиняются «Киевтранспарксервису». И земля под ними, согласно информации Госгеокадастра, не отведена ни под парковку, ни под какое-то другое сооружение.
Как сообщил в своем телеграмм-канале замглавы Киевской городской госадминистрации Константин Усов, границы парковочных зон, утвержденные в 2011 году, изменены после аналитической обработки GPS-статистики автомобильных поездок в Киеве с 7:00 утра до 23 часов. Сделано это как для облегчения поиска водителями места для парковки, так и для сокращения количества автомобилей в центре города.
В результате первая зона (стоимость парковки — 35 грн/час), что охватывает центр Киева, расширилась с 66 паркингов на 1 451 машиноместо до 224 площадок на 4 320 мест. Также к ней отнесли небольшие территории возле Караваевых дач и на Демеевской площади. Вторая зона (25 грн/час) — это, как и раньше, соседние с центром районы, основные транспортные магистрали, территория вокруг бизнес-центров, а также часть бывшей третьей — частично Голосеево, Сырец, Гидропарк, Демеевка, Оболонь (от метро «Оболонь» до «Героев Днепра») и даже Левобережье: территории вблизи станций метро «Левобережная», «Черниговская», «Лесная», авторынка на Перова, рынка «Юность» и рынка «Фермер» на массиве Выгуровщина-Троещина. Правда, количество парковок здесь уменьшилось — с 247 (4 856 мест) до 123 (2 847 мест). Остальные территории города (это в основном «спальные» районы) отнесли к третьей зоне (5 грн/час).
Оплатить парковку можно с помощью мобильных приложений «Киев Цифровой», «Приват 24», Easy Pay и на интернет-сайтах ipay.ua, easypay.ua — по безналу. Или наличными через терминалы Easy Pay. Штрафы за неуплату — в 20-кратном размере от стоимости часа парковки. Заметим, что платная стоянка на этих парковках — только в будние дни с 8 утра до 22 часов. В другое время и в выходные и праздничные дни парковки здесь бесплатное.
Кстати, к создателям карты стоянок также есть вопросы. К примеру, указанные на ней паркинги часто расположены среди зеленых насаждений, на газонах, на полосах движения общественного транспорта, даже на вторых полосах движения. Ошибка ли это разработчиков либо же действительно парковки будут расположены именно так, как указано на электронной карте, в КГГА «ФАКТАМ», к сожалению, не ответили.
Читайте в «ФАКТАХ»: «В Киеве поменяли правила парковки: что делать, если вас оштрафовали ни за что»
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»