В ночь с 6 на 7 июля гадали на суженого, собирали лекарственные травы и искали волшебный цветок папоротника
За несколько дней до окончания Петровского поста православный люд отмечает Рождество Иоанна Предтечи. В народе этот день, а точнее, ночь с 6 на 7 июля издревле называют Ивана Купала. С этим праздником связано множество таинственных традиций, но до наших дней дошли самые красивые и запоминающиеся. Например, в эту ночь влюбленные, взявшись за руки, прыгают через костер, красавицы пускают на воду венки, а смельчаки ищут цветок папоротника
Так уж повелось, что отмечать Ивана Купала начинали заранее — с вечера 6 июля. Основные символы этого торжества — купальский огонь и пара кукол: соломенное чучело, именуемое Купалой, — символ мужского начала, и кукла Мара, или Марена — символ женственности и плодородия.
Купалу полагалось изготовлять юношам, а Мареной занимались девчата. На Купалу надевали мужскую сорочку и штаны, Марену обряжали в костюм замужней женщины, но голову украшали девичьим венком с лентами. К слову, в разных областях Украины Марену изготовляли по-разному. На Средней Надднепрянщине, Подолье и Волыни ее делали из веток вербы или молодого деревца, которое украшали цветами, венками и лентами. На Полтавщине кукла была соломенной, но ее называли Ладой в честь языческой богини любви. Наверное, именно поэтому, украсив куклу лентами и венками, девчата водили вокруг Лады-Марены хороводы и пели купальские песни о любви и будущем браке.
Помимо купальской куклы, наряжали и самую красивую девушку, которая должна была предсказать, каким будет следующий год для села. Красавице завязывали глаза и отводили в лес, где опускали в заранее приготовленную яму с венками из свежих и увядших цветов. Вытащит «живой» венок — село ожидают богатство и достаток. Достанет сухой — жди голода и несчастий.
С наряженными куклами молодежь ходила по селу, а вечером Купала и Марена становились героями мини-спектаклей, после которых их либо топили, либо сжигали на купальском костре. Огонь и вода уничтожали злые чары, сглаз и порчу, «деланные» против влюбленных.
На Подолье сжигали только Купалу, а Марену в виде ритуального деревца полагалось нести к реке. После купания Марену с криком и смехом ломали так, чтоб каждой девушке досталась веточка. Самые ловкие старались отломать вершок, который должен был принести счастье. Щепки от Марены несли на огороды и оставляли там, чтобы лучше росли огурцы. Иногда ветки закрепляли под крышей — чтобы богатство было, или бросали в реку — чтобы дождь шел. Еще была широко распространена традиция обвязывать ветку плодами вишни или черешни. Такой гостинец дарили детям и пожилым людям.
Что касается купальского костра, то разводили его по особым правилам. В ночь перед праздником на холмах около озера или реки парубки складывали большие кучи сухих веток. Именно берег водоема становился центром купальских гуляний. Село, в котором не было реки, считалось обделенным Богом: «Кров Божа сюди не тече»,- говорили о нем люди. Поджечь хворост поручали трем старейшим в селе мужчинам, которые должны были до появления вечерней звезды добыть огонь древним (то есть языческим) способом. В костер обязательно бросали освященные в церкви ветки вишни и крапиву, чтобы прогнать злых духов.
Наши предки наделяли купальские костры магической силой. Верили, что, прыгая через них, можно избавиться от болезней, наговоров и бесплодия. В ночь на Ивана Купала матери сжигали на костре сорочки больных детей, надеясь, что после этого малыши выздоровеют. А молодые люди брались за руки и прыгали через огонь. Если пара не разнимала рук, это был знак, что она скоро поженится. Сквозь огонь прогоняли скот — «чтобы ведьмы не отбирали молоко и мор не цеплялся». И еще магические костры не гасили — они должны были дотлеть до последней искорки.
Очистившись огнем, семейные пары усаживались на берегу за общий стол, на который ставили постные блюда (ведь до праздника Петра и Павла есть скоромную пищу не полагалось): вареники с картошкой и грибами, гречневые голубцы, коржики и бублики-свистуны. Несмотря на Петровский пост, угощались и горячительными напитками — застолье начиналось с чарки горилки, настоянной на травах.
Молодежь за стол не садилась, а отправлялась к реке — там девушки гадали на суженого. Каждая опускала в воду венок с зажженными свечами и наблюдала за тем, как он движется. Верили, что девушка, чей венок плывет быстрее всех, раньше других выйдет замуж. Замечали, к какому берегу он пристанет, ведь оттуда должны были и сваты прийти. Скорое замужество предвещала и другая примета — венок плывет ровно и свеча не гаснет. Закрутится венок на месте — красавица еще «дiвуватиме», а потухнет свеча — жених бедный попадется. Если же венок утонет — готовьтесь к похоронам.
На Полтавщине существовал еще и такой обычай. Пущенный на воду венок старался перехватить парень (»перехмець») — суженый девушки. Чтобы парубок ничего не перепутал, красавица вплетала в венок свои ленты и большой цветок — красный или белый. А на Гуцульщине девушки гадали так: на ночь на крышу дома, забор или ворота вешали небольшой веночек, а утром смотрели, не зацепился ли за цветы и травы волосок и какого он цвета. По этому и узнавали, блондином или брюнетом будет будущий муж.
Купальскую ночь считают волшебной. Верят, что в это время пробуждается нечистая сила и срывает магический цветок папоротника, который Господь посылает людям в помощь. С папоротником связано множество поверий. Считалось, что человек, которому посчастливится найти и сорвать красный цветок, станет знахарем и будет легко находить сокровища.
Между тем, по народным поверьям, клады бывали двух типов: «заклятые» и «незаклятые». Владельцем последнего может стать каждый, кто его найдет. А вот чтобы завладеть «заклятым» кладом, нужно выполнить ряд условий. Порой очень страшных. Например, сокровища могут быть заколдованы «на смерть» матери или отца того, кто найдет клад. Как только человек возьмет в руки выкопанные драгоценности, сразу же лишится одного из ближайших родственников. Иногда нужно просто знать слова заклинания, произнесенного при закапывании клада. Для этого достаточно их подслушать А бывает, сокровища предстают перед ищущим в виде старика, лошади, собаки или петуха. Стоит лишь до них дотронуться — и они рассыпаются деньгами. Но как же угадать, что нужно сделать или сказать, чтобы вмиг стать богачом? Вот для этого и нужен таинственный цветок папоротника. Имеющий его знает все. Однако далеко не каждый храбрец решится в одиночестве отправиться ночью в лес на поиски. Ведьмы, черти, нетопыри, оборотни, домовые, лешие и русалки — все они окружат кладоискателя и поднимут такой вой, хохот и крик, что волосы у человека встанут дыбом от ужаса Защититься от нечисти можно только одним способом: у выбранного папоротника еще с вечера расстелить скатерть, на которой 12 раз освятили пасхальный кулич, а вокруг самого кладоискателя нужно 12 раз очертить круг освященным ножом. Окропить все святой водой и молиться. Ночью, если смельчак не обернется к атакующей его нечисти, а будет неустанно молиться, черт не сможет перейти круг — и цветок с куста упадет прямо на скатерть. Вот тут нужно не растеряться, а быстро свернуть холст, спрятать под рубашку и бежать без оглядки.
Что и говорить, ночь на Ивана Купала насыщена событиями. Однако не стоит думать, что на праздник (собственно 7 июля) люди отсыпались. Например, жители Каменец-Подольского отправлялись на базар. В этот день в городе (где до XX века был красивейший собор Ивана Предтечи) справляли храмовый праздник, к которому приурочивали большую ярмарку. В соседних селах после посещения торжища по традиции делали первый «зажинок» — срезали и вязали в сноп колосья молодой ржи, что должно было благодатно повлиять на будущий урожай.
На Ивана Купала лечились росой. Даже тяжелобольные вставали как можно раньше и отправлялись на луг, чтобы пройти по целительной купальской росе хоть несколько шагов. С этим обычаем связана поговорка: «Хто рано встах, тому й Бог дах». Также в росе смачивали холщовые рубашки, которые затем высушивали и хранили в «скринях» на случай, если кто-нибудь из домочадцев подхватит кожное заболевание.
В Закарпатье на Купалу мужчины шли в лес и ломали верхушку смереки — царя. С таким царем глава семьи обходил пастбище, огород, чтобы уберечь свое хозяйство от мора, засухи и неурожая. Потом верхушку смереки прикрепляли над входной дверью — от ведьм, злых духов, молний: «Iлько-громовик обминах ту хижу, де х царi».
А вообще, сбор лекарственных трав был исключительно женским занятием. Прежде чем сорвать растение, хозяйки говорили: «Земля-мати, благослови мене траву брати». Зелье называлось иванками, его освящали в церкви и хранили за иконами. Во время грозы пучки иванков выбрасывали на улицу, чтобы в дом не ударила молния. Череду запасали, чтобы лечиться от золотухи, медвежье ушко — от нарывов, ромашку — детей поить, полынь — от живота, а тысячелистник — для аппетита, подорожник и цветы бузины — от кашля. На Буковине, собирая зелье в Иван-день, люди становились лицом к восходу солнца, крестились с молитвой, а потом поворачивались на запад и приговаривали: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала — нам на помiч давала!»
У детворы были свои забавы в Иванов день. В длинных сорочках и с венками на головках они отправлялись в гости к родственникам и крестным, чтобы поздравить их купальскими песнями. Крестные угощали детишек ягодами, одаривали булочками и мелкими деньгами.
Кстати, детские венки плелись из ромашек — «щоб таким же гарним та сонячним сердечко росло та розвивалося у грудях». Эти венки относили в огород и надевали на капусту, чтобы кочаны большие выросли. Прыгали шалуны и через костер, только не настоящий, а сложенный из колючих веток чертополоха и крапивы. После забавы бурьян бросали в воду, приговаривая: «Iван купався та й у воду впав!»