61-летний военный пенсионер Юрий Васильевич Пилипенко из Лубен неразговорчивый.
— А что тут рассказывать? Мне и вспоминать об этом не хочется, — человек явно не настроен на интервью. Он вернулся, как говорится, с того света. И ему неловко, что об этом все судачат.
— Но меня, пока я домой из реки через больницу попал, люди успели несколько раз «похоронить» и поминки справить, — грустно улыбается.
По словам пенсионера, во всем виновато солнце.
— Вы знаете, что пятница, 16 июля, была самым жарким днем за последние сто лет? — спрашивает. — Перегрелся — получил тепловой удар — утонул. Что произошло, то произошло…
По словам медиков, между жизнью этого человека и тем светом практически не было границы. Он остался жив, потому что рядом оказались люди, которые оказались в определенное время в нужном месте и не растерялись в решающий момент.
…Это случилось около шести вечера на пляже «Быстрянка», что находится на Суле примерно в 200 метрах от центрального. Обычно там отдыхают любители тишины: на высоком берегу растут березы, под которыми можно спрятаться от солнца.
Молодая семья — Руслан и Татьяна Кулич вместе с полуторагодовалым сыном — приехала на этот пляж впервые. Провели там часа два, уже собирались домой.
— Последний раз проплыву против течения и поедем, — бросил Руслан жене уже на бегу и нырнул в теплую воду.
Но уже через мгновение человек вынужден был максимально ускоряться, преодолевая сопротивление течения.
— Сначала крики о помощи я принял за шутку, это часто случается на пляжах, — рассказывает 29-летний Руслан Кулич. — А потом понял, что дело серьезное: метрах в двадцати от меня человек солидного возраста вместе с юным пареньком изо всех сил пытались вытолкать на мелководье утопленника. Подплываю к ним, хватаю человека без признаков жизни за руку… А он здоровый: под два метра ростом и весом килограммов 150. Тянуть трудно.
— Все произошло внезапно, на моих глазах, — присоединяется к разговору знакомый Юрия Пилипенко Иван Гейко. — Я приехал на пляж, чтобы забрать компанию друзей. Сижу, жду. Смотрю — мои знакомые Юра с Виктором, которые отдыхали отдельно, стали заходить в воду. Виктор — впереди, Юра — позади. Между ними расстояние — метров десять. И уже на глубине с Юрием что-то случилось. В какой-то момент я заметил, что его спина поднялась над водой, а голова пошла вниз. Его товарищ, поняв, что Юрий потерял сознание и идет ко дну, бросился к нему и начал звать купающихся на помощь. Рядом плавал школьник на вид лет пятнадцати. Он нырнул и поднял тонувшего на поверхность.
Тем парнем был Максим Бондаренко, ученик 10-А класса Лубенской школы № 2 (на фото в заголовке). Он, так же, как и Руслан Кулич, перед тем как уйти с пляжа, пошел последний раз искупаться.
Читайте также: Наводнение в Карпатах: спасены дети, оказавшиеся в водной ловушке
— Услышав крики какого-то мужчины о помощи, я через минуту был уже возле него, — вспоминает юный герой. — Его товарищ к этому времени уже, к сожалению, ушел на дно. Думаю, он попал в водоросли, которых там много, и запаниковал. К тому же, говорят, у него слабое сердце. Я нырнул (там глубина больше двух метров), но вода была мутной — ничего не увидел. И уже собираясь всплывать, случайно зацепился за ногу утопленника. Потянул ее, а водоросли вокруг меня обвились, не дают двигаться. Наконец какими усилиями все же вырвался из их плена, крепко держа ногу утонувшего мужчины. Его друг сразу взялся мне помогать. Два метра до обрыва мне показались вечностью. Надо было и самому на воде держаться, и тело бездыханного мужчины — а оно было, как камень, — толкать.
Сразу подбежали и другие пляжники, вместе подтянули Юрия к обрыву, а как поднять его вверх, непонятно. Так и стояли на мелководье, держа утопленника под руки, не позволяя его посиневшей голове исчезнуть под водой. Под ногами ил, скользко, все скользят. Людей собралось много, да толку от этого было мало. Все кричат, суетятся. Кто-то пытается делать искусственное дыхание, но ничего не получается.
— Когда я, держа сына на руках, подошла к той группе людей и увидела мужчину, которого пытались откачать, подумала, что он уже все… — вспоминает 26-летняя медсестра Татьяна Кулич. — Синюшность опустилась на шею, на грудь, что указывало на кислородное голодание организма. При гипоксии смерть наступает в течение 6−7 минут в результате гибели мозга. Казалось, время было потеряно. И все же, передав ребенка Руслану, я зашла в воду. Ни пульса, ни дыхания у утопленника не было. Но в Киевском медицинском колледже, где я училась, нас учили бороться за жизнь человека до конца.
Овладев ситуацией, Таня приступила к непрямому массажу сердца. Делала это не впервые, поскольку, получив образование, несколько лет работала в отделении реанимации Института кардиологии имени Стражеско. Виктора, который пытался вдохнуть воздух в своего друга без признаков жизни, она попросила отойти, потому что из-за волнения тот делал все неправильно. К счастью, рядом оказалась одна смелая молодая женщина.
Читайте также: «Был на дне 20 минут»: известный медик рассказал удивительную историю спасения
— Мы с подругой и детьми в тот день гуляли на центральном пляже, — рассказывает 33-летняя продавец Яна Пархоменко. — А потом решили перейти на Быстрянку, разложились в тени под березками. И тут подбегает Наташин сын, кричит: «Там дядя тонет!» Мы, конечно же, туда. А он уже утонул…
Татьяна Кулич попросила Яну вдыхать в рот утопленника воздух, то есть делать искусственное дыхание. Трижды вдох — пять нажатий на грудную клетку (непрямой массаж). При этом обе, поддерживая мужчину между лопаток, били его по груди, чтобы вышла вода, которой он наглотался.
— Надо было еще вытянуть завалившийся язык, поэтому я оттягивала челюсть, а Яна засунула ему пальцы в рот, — продолжает Таня. — В какой-то момент она вскрикнула оттого, что он ее укусил. Перевернули на бок — изо рта полилась вода. С этого момента у мужчины начали появляться признаки жизни: послышались хрипы и он стал хватать воздух, сделал первый самостоятельный вдох. После этого буквально на глазах исчезла синюшность, кожа приобрела бледно-розовый оттенок…
— Но реанимируемого надо было как-то вытащить из воды на берег, — продолжает Руслан Кулич. — Поэтому я побежал к своей машине, взял из багажника широкий матерчатый трос и бросил тем, кто был внизу. Они аккуратно завели трос под руки мужчины. Кто-то бросил в придачу покрывало — подложить под спину, чтобы ее не поцарапать о колючую траву. И, таким образом, мы вытащили здоровенного дядьку на обрыв.
Оставалось сделать последний рывок — пробежать метров 50 с «грузом» на медицинских носилках до кареты экстренной медицинской помощи, которая не могла доехать до пляжа. Там Юрию Васильевичу сделали укол, а пока довезли до реанимации, он пришел в себя.
По словам участников спасательной операции, на все ушло минут 10−15. А без дыхания пострадавший был более 5 минут. На следующий день Юрий Васильевич вернулся из больницы домой.
— Это я так отдохнул на реке после ночного дежурства, — виновато улыбается Юрий Пилипенко, который работает охранником в одной из организаций. — Я всех своих спасителей обошел, лично каждого поблагодарил. Ведь благодаря им у меня второй день рождения появился.
- После этого на реку уже ни ногой? - осторожно интересуюсь у собеседника.
- Почему же? - искренне удивляется он…
По словам пресс-секретаря Главного управления по чрезвычайным ситуациям в Полтавской области Светланы Рыбалко, герои-спасатели получат награды.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как в Закарпатье школьница спасла во время наводнения своих братьев и сестер, когда настоящие волны воды и горы камней разбивали дома.
На фото в заголовке: Десятиклассник Максим Бондаренко
Фото предоставлены Максимом Бондаренко, Татьяной Кулич и Иваном Гейко