Фигурка дня

ФИГУРКА ДНЯ.
«Фарфоровые» истории.
6 августа 2021

6:59 — 6 августа 2021 eye 125

МИР ВОЛШЕБСТВА Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 2003
Скульптор: Juan Carlos Ferri Herrero
Размер: 43×31 cm

Третьего июня 1968 года радикальная феминистка Валери Соланас вошла в здание знаменитой на весь Нью-Йорк «Фабрики», находившейся на Манхеттене и принадлежавшей популярнейшему в США художнику, продюсеру и кинорежиссёру Энди Уорхолу. Ранее женщина снималась в нескольких его фильмах, поэтому никого не смутило то, что она решительно направилась в кабинет Уорхола, в котором вскоре прозвучали три громких выстрела. Оставив истекавшего кровью Энди на полу кабинета, Соланас вышла на улицу, подошла к полицейскому и со словами «Я стреляла в Уорхола!» отдала ему револьвер. Пострадавший перенёс состояние клинической смерти. Но в результате успешной 5-часовой операции был спасён. И, несмотря на то, что на протяжении долгого времени после покушения ему пришлось носить специальный корсет, поддерживавший повреждённые выстрелами внутренние органы, обвинительные показания в полиции давать категорически отказался. В результате чего преступница получила всего три года тюрьмы. А сам Уорхол (кстати, родившийся в этот день, 6 августа 1928 года, в городе Питтсбурге, штат Пенсильвания, США) после этого прожил почти 20 лет.

С момента выхода из больницы в его работах начали преобладать темы, так или иначе связанные с насильственной смертью. В принципе, эта тема всегда была близка Уорхолу. Когда Энди исполнилось 14 лет, на шахте погиб его отец Андрей (как и мать Уорхола Юлия, происходивший из семьи карпатских русинов, в поисках лучшей доли переехавших в Штаты). Энди прятался под кроватью, только чтобы не видеть покойника и не идти на похороны. Да и позже, став уже известным художником, хозяином знаменитой «Фабрики», производившей десятки тысяч произведений искусства, поставленных там на поток, во многих своих работах обращался к теме смерти, изображая человеческие черепа, электрические стулья или, например, простреленные пулями портреты звёзд, как это было в случае с Мерилин Монро. Даже со смертью любимой матери, бедной женщины, не знавшей ни одного английского слова, но сумевшей с детства привить Энди любовь к изобразительному искусству, Уорхол смириться не мог. И, когда его об этом спрашивали, отвечал, что она ушла за покупками в его любимый торговый центр «Блумингдейл».

Из-за последствий болезни, перенесенной в раннем возрасте, Уорхол был слаб физически и вечно подвергался насмешкам и унижениям. И в школе, и в Технологическом институте Карнеги. Он постоянно выяснял отношения со своими обидчиками и преподавателями. Он долго не мог найти постоянную работу, перебиваясь в Нью-Йорке случайными заработками — оформляя витрины магазинов, рисуя открытки и рекламные плакаты. Но благодаря невиданному упорству и трудолюбию (не говоря уже, конечно, о редком таланте) Энди потом сумел отыграться за все свои невзгоды и испытания. Став одним из идеологов «homo universalе», и создателем произведений, относимых критиками к понятию «коммерческий поп-арт», Уорхол быстро занял заметное место в современном искусстве. Уорхол одним из первых применил трафаретную печать как метод для создания картин. Довольно непростая технология, изобретённая и внедрённая Уорхолом, позволила ему создавать столь необычные произведения, что о них сначала все заговорили, а затем бросились раскупать, платя за странные, на первый взгляд, произведения (такие, например, как изображённые на холсте банки рисово-томатного супа или зелёные бутылки кока-колы) бешеные деньги. Сотни тысяч долларов!
 Звёзды первой величины буквально выстраивались в очередь к Уорхолу в надежде на то, что он увековечит их образы в своей скандальной технике, вызывавшей всё больше и больше интереса у публики, сходившей с ума от подобных произведений современного искусства. Среди персонажей, навсегда запечатлённых в работах Уорхола, — Мик Джаггер, Лайза Минелли, Мерилин Монро, Бриджит Бардо, Джон Леннон, Элизабет Тейлор и множество других знаменитостей. Если при жизни Уорхола его картины продавались за сотни тысяч долларов, то после его смерти, последовавшей в 1987 году на 58-м году жизни, за них стали платить сотни миллионов! За одну только работу — «Серебряную катастрофу» (1963) в ноябре 2013 года было заплачено 105 с половиной миллионов долларов… Что там говорить, если за период с 1985 по 2010 год аукционная стоимость произведений Энди Уорхола выросла в среднем на 3400 процентов.

Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.