Подорожание топлива на отечественных автозаправках продолжается. И если цена на бензин и дизтопливо растет медленно, то сжиженный газ дорожает значительно быстрее. В частности, по данным ежедневного мониторинга розничного рынка Консалтинговой группы «А-95» средняя по стране цена литра сжиженного газа в период с 6 по 9 августа выросла на 8 копеек, до 17,22 грн, а с середины июля газ подорожал более чем на гривню. По состоянию на 10 августа средняя стоимость бензина А-95 составляет 30,27 грн за литр, дизтоплива — 28,46 грн, сжиженного газа — 17,22 грн. Кроме того, в оптовом сегменте наблюдается некоторая нехватка автогаза в отдельных регионах. Среди причин дефицита газа и роста его цены эксперты назвали как ограниченность источников поставок этого топлива, так и технические сложности его хранения в условиях жары. Кроме того, сейчас наблюдается рекордное подорожание и нефти, и природного газа на мировом рынке. И несмотря на то, что автомобильный сжиженный газ — это отдельный сегмент рынка, общие тенденции на газовом и нефтяном мировых рынках на него очень влияют.
Так, на европейских биржах стоимость газа уже превысила 500 долларов за тысячу кубов, хотя еще в марте 2021 года он стоил 200−250 долларов. На азиатских рынках, в частности в Китае, в отдельные дни цена взлетала до рекордных 700 долларов за тысячу кубометров. Но китайский газовый рынок ориентируется в основном на сжиженный газ. Поэтому его поставщики выкупили большие объемы из Европы для поставки в Китай, где сейчас можно получить большую прибыль.
Кроме того, Украина очень зависима от поставок сжиженного газа из Беларуси и России, где оптовые цены также бьют рекорды. По словам эксперта топливного рынка Александра Сиренко, порядка 80% автогаза в Украине — это импорт. В нем доля российского топлива составляет от 30% до 40%, еще около 20% рынка — автогаз из Беларуси. В последнее время поставки из России существенно сократились в связи со сменой трейдера государственной компании «Роснефть» для Украины. Поэтому на рынок до сих пор не в полном объеме поступили партии сжиженного газа, закупленного в июле и даже в июне. Это создает определенный дефицит на внутреннем рынке автогаза.
Также объективной причиной подорожания сжиженного газа в Украине стало недостаточное количество мощностей для хранения этого топлива, особенно в условиях высоких температур.
«Его нельзя хранить в цистернах и бочках, для этого нужны специальные мощности, которых очень мало в Украине, — заявил экс-президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук. - Поэтому создался ситуативный дефицит, плюс сработало соотношение спрос — дефицит».
Что касается прогнозов, то опрошенные «ФАКТАМИ» эксперты считают, что в сложившихся условиях на протяжении ближайших недели-двух сжиженный газ на АЗС может еще подорожать. Однако его цена уже почти достигла того соотношения со стоимостью бензина, выше которого использование газа в автомобилях становится экономически нецелесообразным. По подсчетам экспертов, это происходит, когда литр сжиженного газа стоит дороже 60% стоимости бензина.
Стоит напомнить, что введенное в середине мая Кабинетом министров государственное регулирование цен на топливо не распространяется на сжиженный газ, продаваемый на заправках. Кроме того, государство не регулирует цены на бензины премиальных марок.
Фото https://ua.depositphotos.com/