Украина

Освящение яблок и меда, свеча-троица и «спасова борода»: традиции празднования Яблочного спаса

13:57 — 18 августа 2021 eye 4432

Через неделю после Маковея христиане празднуют Преображение Господне, или Второй или Яблочный Спас (19 августа). К этому великому празднику многое из огородной и садовой продукции созревало, и люди несли ее освящать по древнему церковному обычаю. Также в этот день святят колосья ржи-пшеницы — в знак благодарности Богу. Праздник Преображения избран для благословения плодов, потому что в Иерусалиме именно в ту пору созревал виноград и его освящали. И церковь утверждает мысль, что все — от человека к растению — посвященное Богу-Творцу.

Праздник известен восточным славянам с древнерусских времен, и в народе издавна в августе отмечали праздник урожая, чествовали матушку-землю, своими дарами помогает создавать изобилие в доме.

На Спас к праздничному столу приглашали соседей, друзей, кумовьев, угощали освященными продуктами. Также традиционно помогали нуждающимся.

Обычно со Спасами связан переход к осени, стают заметны преобразования в природе.

Об украинских традициях празднования Яблочного Спаса «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).

Христианство использовало языческий праздник урожая, и появился обычай освящать дары природы в церкви

— Второй Спас (как и Первый) называют еще и Медовым, поскольку уже массово собирали мед, — уточняет Елена Громова. — Корректно все же считать Медовым не праздник Маковея (14 августа), а Яблочный Спас (19 августа). К тому же пчеловоды считали, что именно до 19 августа массово собирали созревший мед. За несколько дней до праздника пчеловоды «подрезали пчел»: делали ревизию и определяли, сколько взять себе меда, а сколько оставить насекомым на зиму. За день до Яблочно-медового Спаса пчеловоды угощали медом соседей, кумовьев, друзей, вдов, немощных, сирот, чтобы на праздник у каждого был сладкий продукт для освящения. Нарезая для посвящения соты, пасечники читали молитвы у иконы Зосимы и Савватия, которые были покровителями пчеловодства. На Полесье пчеловоды считали своими защитниками также святых Илью, Николая и Пантелеймона.

Спас символизировал языческий праздник урожая, а христианство со временем использовало это, и появился обычай освящать дары природы в церкви. Туда на Яблочный Спас несли мед в кувшинах и в сотах, традиционно благословляли и различные плоды — яблоки, груши, в южных регионах — виноград, сливы, в западных регионах в церковь еще брали узелки, корзины с огурцами, кукурузой, помидорами, морковью, луком. В храме освящали пищу, приготовленную хозяйка, также несли косицы из колосьев, обжиночные венки, спасовскую свечу. После церкви хозяйки оделяли старцев, детей пирожками, фруктами. Если угощали на Спаса яблочком, то приговаривали: «Здоровому тілу — здоровий дух!». Как на Маковея создавали обереги-букеты (туда иногда добавляли свечу), так и на Яблочный Спас тоже освящали лекарственные растения — васильки, бархатцы. Кстати, освященные цветы бархатцев могли бросать в воду для купания малышей, а также использовать для заваривания чая.

19 августа христиане чтят день, когда в Галилее на горе Фавор после молитвы апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели удивительное Преображение Господа — это был момент истины, и ученикам открылась Его слава как Сына Божия. С IV века Яблочный Спас является одним из 12 крупнейших церковных праздников, а на горе Фавор открыли храм, который прославляет Преображение Господне. Именно на горе Спаситель узнал, что он умрет мученической смертью на кресте, а затем воскреснет. Вид Иисуса изменился — лик просиял на солнце, одежда стала белой и засверкала как свет, а рядом стояли в пророки Моисей и Илия. Они беседовали с Иисусом о последних днях, которые остались для Его земной жизни. По легенде, когда Иисус спустился с горы, он велел народу собирать яблоки и освящать их.

Яблочный Спас приходится на пост, поэтому в этот период готовили постные блюда

— До 19 августа в народе существовало предостережение — не есть яблок, груш, — продолжает Елена Громова. — А уже после их освящения люди приходили домой и разговлялись фруктами с медом. Могли принять немного яблочного или виноградного вина, наливочки (которые держали к праздникам), приговаривая: «Дай, Боже, щоб і на той рік вродило», — чествовали овощи и садовые дары. Освященный обжиночный венок ставили в центре стола.

Надо отметить, что до Второй Спаса люди, разумеется, могли употреблять овощи и фрукты, но при условии, если все это уже спелое. И здесь надо учитывать некоторые факторы. Еще каких-то 100 лет назад наблюдались совсем другие погодные условия, к тому же еще не было такого разнообразия сортов (в том числе ранних), как сейчас. В наше время и климат изменился, и полно как местных плодов, так и импортных — на любой вкус.

В августе продолжают заготавливать зелья с лечебными свойствами, для чаев. Например, такую траву, как горечавка (укр. — тирлич, в народе говорили «тирлич, тирлич, хлопців приклич»), использовали при воспалении и песке в почках, мочевом пузыре, при кашле, общей слабости, головокружении, туберкулезе, как средство, способствующее увеличению молока у женщин для кормления грудью. Примочки из травы применяют для лечения ран, используют растение при болезнях легких, печени.

Яблочный Спас приходится на пост, который от Маковея продолжается до 27 августа. Поэтому в этот период практиковали более постное меню: кроме яблок-груш, лепили вареники с яблочной начинкой и поливали медом, обычно делали яблочные галушки, варили грушевый или сливовый кисель, готовили яблочный пирог, лепешки с медом и маком.

Не постились старики, дети, больные. В некоторых спасовских блюдах, как свидетельствуют рецепты (записанные в разных регионах во время экспедиций в ХХ веке), есть и не постные ингредиенты. Кое-где в связи с большим праздником использовали скоромные продукты. Со стороны церкви могло быть послабления в день праздника, как и на Вербное воскресенье или на Благовещение. Итак, галушки, соложеник и бабку с яблоками готовили так:

Галушки яблочные

Очищенные от сердцевины и кожуры яблоки нарезать тонкими дольками (как на чипсы) и смешать с молоком, растертыми яйцами с сахаром и солью. Понемногу к смеси добавить муку, смешать. Чайной ложкой брать кусочки теста и бросать в кипящую подсоленную воду. Готовые клецки при разрезании внутри должны быть сухие.

Яблочная бабка

Сахар растереть с яичными желтками и сметаной, добавить муку. Половину яблок натереть на терке, а другую — нарезать мелкими кубиками и посыпать корицей. Смешать все со взбитыми белками. Поместить смесь в смазанную маслом и обсыпанную мукой форму. На медленном огне выпекать в духовке около часа. На стол подавать бабку горячей.

Соложеник

Яичные желтки, сливки, сахар и масло растереть, добавить лимонной цедры, немного муки и взбитых белков. Испечь на сковороде 4 одинаковых блина. Яблоки очистить от кожуры, нарезать соломкой и обсыпать сахаром. Смесь обжарить в масле и потушить до мягкости. Блины начинить яблоками, свернуть трубочкой, сложить на сковороде в два слоя и залить взбитыми белками. Запекать недолго в духовке.

Свечку- «троицу» хранили после праздника под образами и использовали при необходимости — от бед и напастей

— С давних времен, когда заканчивалась жатва, на поле оставляли небольшие несжатые участки зерновых — «спасову бороду» для животных и птиц, — рассказывает Елена Громова. — На поле нескошенные растения могли скрутить и торжественно завязать лентой. Это было что-то вроде жертвоприношения за полученный урожай. Этот обряд имеет также название «Велесовой», или «дедушкиной бороды». А часто народные мастера из таких зерновых специально изготавливали «бороду» для дома — на достаток и благополучие. На Яблочный Спас также было принято святой водой окроплять землю, вспаханную под озимые культуры.

Накануне Спаса (вечером) семья бралась за ответственную работу — изготовление свечей. Кроме даров природы, каждая семья традиционно изготавливала свечи в церковь. Крестьяне верили, что Богу угодна свеча, сделанная своими руками. Вообще каждый в семье качал из воска свечи определенного назначения: например, хозяин — страстные, пасхальные, на Святвечер, на Крещение, для покойника, в церковь вдовам, бедным, сиротам; хозяйка специализировалась на родильных свечах (применяли при родах), для крестин и свадеб.

Торжественное событие на Яблочный Спас — изготовление высокой свечи-«троицы», которая состояла из трех свечей. Она символизировал Бога Отца, Сына и Святого Духа. Свечу сохраняли после праздника под образами и использовали при необходимости — от бед и напастей. При изготовлении свечей пели, пытались создать положительную атмосферу: нельзя было обсуждать соседей, говорить о проблемах, болезнях, ссориться, даже громко разговаривать. Часто наши предки еще и формулировали установки, обращаясь к силам природы: «Правдиве сонечко, місяце ясний, зорі світлі, небо пречисте, будьте милостиві до людей, худібки», «Пресвята родюче земле наша, ниви, сади, городи, дай вам, Боже, світлого сонця для врожаю»… «Ліси, води, повітря, душі праведні (речь идет о пчелах. — Авт.), хай всім ведеться добро, буде пожиток»«Троицу"на праздник зажигали еще в церкви и несли домой. Не заходя в дом, с ней хозяин обходил хозяйство (пчел, сад), а затем уже направлялся в дом.

На праздник ходили в гости к родственникам, кумовьям, несли гостинцы. В праздник не выполняли тяжелой работы, запрещалось шить («Хто на Спаса шиє — до кінця днів сльози ллє»), рубить дрова, строить, не работали в огороде, старались не ругаться, гнать плохие мысли и сдерживать негативные эмоции.

— На некоторые христианские праздники (на Страстной Четверг, Троицу), в том числе и на Яблочный Спас, уделяли особое внимание поминальным ритуалам, когда молились и вспоминали умерших родственников, — продолжает Елена Громова. — После праздничной церковной службы крестьяне обязательно шли на кладбище, на могилы приносили фрукты и просили священника отслужить панихиду. Бедным раздавали пирожки у церкви. Отмечу, что в западных регионах максимально сохраняют традиции наших предков. Например, в Ивано-Франковской (Косовский район) на Спаса раздают большие красивые птички-голуби на помин души со словами «за прости Біг» (и называли имя того, за кого надо помолиться, чтобы Бог простил грехи). В народе верят, что предки способствуют созреванию плодов, охраняют поля, сады и огороды. Именно им торжественно изготовляли и зажигали Успенский свечи с нового воска, крошили хлеб, выливали медовый напиток.

По народным приметам, с наступлением Яблочного (а тем более Третьего Спаса) замечали определенные преобразования в природе, поворот к осени — ночи холоднее, а в средней полосе Украины даже наступали заморозки. Поэтому и говорили: «Минув Спас — держи кожух про запас», «До Спасівки бджола робить на пана, а після Спасівки на себе», «У Спасівку великі вітри — зима буде з віхолами та лютими морозами», «У Спасівку на деревах жовтіє листя — до ранньої осені», «Як на Спаса без дощу, то буде суха осінь», «На Спаса йде дощ, — в січні наступного року буде сніжити, якщо спекотно — січень морозний», «Багато „антонівки“ — хліб вродить наступного року», «Як прийде Спас, то комарам рветься бас, як прийде Пречиста, забере їх нечиста».

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, что можно и что категорически запрещено есть на Спаса, а также публиковали рецепты сладостей, которыми можно побаловать себя во время Успенского поста.

Читайте также: Спас Медовый: чего нельзя делать с 14 августа, молитва в праздник