Украина

Преображение Господне и Спас Яблочный: история и традиции праздника, молитва в этот день

20:30 — 18 августа 2021 eye 4249

В четверг, 19 августа, пользующиеся юлианским календарем православные и грекокатолики отметят Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Это торжество относится к двенадцати важнейшим после Пасхи праздникам и носит еще одно, народное, название — Второй, или Яблочный Спас.

Что отмечают верующие

Праздник посвящен событию, описанному тремя евангелистами — Матфеем, Марком и Лукой. У евангелиста Иоанна такого описания нет, его повествование отличается от остальных и по форме, и по содержанию. Существует предание, гласящее, что по просьбе учеников Иоанн Богослов написал о жизни Иисуса то, что не вошло в остальные Евангелие.

Когда земная жизнь Иисуса Христа подходила к концу, Спаситель стал готовить апостолов к событиям, свидетелями которых они должны были стать в Иерусалиме. Господь рассказал ученикам о том, что ему предстоят страдания за грехи людей, смерть на Кресте и на третий день после этого — Воскресение. И чтобы во время его грядущих мучений апостолы не поколебались в вере, Христос приоткрыл им Свою Божественную природу. Произошло это на горе Фавор, куда Спаситель поднялся для молитвы с тремя своими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном.

Ученики Христа такими словами описывают это преображение: лицо Его просияло, как солнце, а одежды сделались блистающими, белыми, как свет, как снег, как ни один белильщик на земле не может выбелить. И увидели апостолы явившихся при этом двух ветхозаветных пророков — Илию и Моисея, говоривших со Спасителем о том, что ждет Его в Иерусалиме. На гору же опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Потрясенные апостолы упали на землю, а потом услышали обращенные к ним слова: «Встаньте, не бойтесь». Поднявшись, они огляделись, но никого, кроме Иисуса, уже не сияющего ослепительным светом, рядом с ними не было.

Так апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Иисуса Христа преображенным — во всей Его Божественной вечной славе. И сбылись слова Иисуса, которые он произнес за шесть дней до событий на Фаворе: «…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».

Надо сказать, что в православии существует полное единомыслие в вопросе о горе Фавор как месте Преображения Иисуса Христа. А свет Божественной славы, которым просияло лицо Спасителя в момент Преображения, называют Фаворским светом. В XIV веке возник богословский спор по поводу того, был этот свет тварным или нетварным. Победило мнение святителя Григория Паламы, который, как и афонские монахи, считал, что апостолы на Фаворе видели нетварное и Божественное сияние, что Фаворский свет — это Божественная энергия, благодать и слава, уделяемая от существа Божия святым. И энергия Божественная нераздельна от существа Божия, как неразделен Сын от Отца или Дух Святый, или как неотделим луч от солнца и теплота от огня. По учению Церкви, так как сам Христос освятил человеческую природу этим Божественным светом, то и каждый уверовавший в Спасителя человек может надеяться на свое личное преображение.

История праздника

Традиция празднования Преображения Господня возникла в начале IV века, когда по повелению императора Константина и его матери святой Елены на горе Фавор возвели первую церковь в честь этого события. (Через какое-то время церковь была разрушена. Та же участь постигла и огромный собор, построенный на Фаворе крестоносцами. В настоящее время на вершине горы находятся два действующих монастыря — католический и православный.) Упоминается этот праздник и в трудах преподобного Ефрема Сирина и святителя Иоанна Златоуста, которые также жили в этом веке.

Поскольку событие на горе Фавор произошло за сорок дней до того, как Спасителя схватили, осудили и распяли, отмечать Преображение Господне должны были бы как раз в период Великого поста. Чтобы этого избежать, дату праздника перенесли, привязав ее к дате празднования Воздвижения (27 сентября), во время которого также вспоминаются страсти Господни.

Праздничное богослужение состоит из всенощного бдения, которое совершается накануне вечером, и литургии, совершаемой утром. Священники проводят богослужение в белом облачении, символизирующем свет Христов.

Преображение имеет один день предпразднества и семь дней попразднества. Это значит, что с 18-го по 26 августа во время богослужений звучат тексты и молитвы, посвященные этому событию.

Молитва в праздник

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

Тропарь праздника

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак праздника

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.

Традиции Яблочного Спаса

Особенностью богослужения Преображения Господня еще с VI века является освящение плодов нового урожая. Традиция эта возникла в Израиле и Греции, где созревшие к этому времени плоды (в основном виноград и злаки), приносимые в храм для благословения, были необходимы не только для пропитания, но и для совершения литургии. Постепенно этот обычай распространился по всему православному и в целом христианскому миру. Естественно, для освящения в каждой стране приносят в храмы местные плоды.

Фрукты освящаются в конце службы, когда священнослужители читают специальные молитвы с просьбой благословить урожай и верующих, которые их принесли, а потом окропляют плоды святой водой. В Украине, конечно же, для освящения в первую очередь приносили яблоки. Отсюда и народное название праздника — Яблочный Спас.

Читайте также: Преображение Господне: что категорически запрещено делать на Яблочный Спас

С Яблочным Спасом связано большое количество народных традиций. Например, такая: угощать яблоками как можно больше людей — тогда можно рассчитывать на урожайный год.

Погодные приметы

Есть также возможность проверить, действуют ли и в наше время погодные приметы, которыми в течение многих столетий пользовались наши предки:

Если листья на деревьях на Яблочный Спас уже желтые — не за горами осенние холода.

Если на Яблочный Спас дождит, осень тоже будет дождливой.

Ясный и солнечный день 19 августа — к суровой зиме. А если он еще и теплый, выпадет много снега.

Сухая погода в этот день к сухой и теплой осени.

Какая погода на Яблочный Спас, такой она будет и на Покров (14 октября).

Каков Второй Спас — таков и январь.

О том, какие праздники мы отмечаем в августе, читайте тут.

Читайте также: Праздничное меню на Яблочный Спас: 5 оригинальных рецептов

Фото в заголовке https://ua.depositphotos.com/