Закон о льготной растаможке автомобилей европейской регистрации действует в Украине уже три месяца. Однако прогнозируемых поступлений в госбюджет от их легализации не произошло. Более того, возникли серьезные проблемы, которые пока никто не решает. Ведь депутаты находятся на летних каникулах. Как следствие, ныне насчитывается три категории «евроблях», которые невозможно поставить на украинскую регистрацию. А с недавнего времени некоторые авто начали конфисковать у их пользователей прямо на таможенных терминалах.
О конфискации автомобилей на украинских таможенных пунктах сообщил юрист общественной организации «Авто Евро Сила» Иван Казачук. По его словам, такие случаи имеют массовый характер и происходят в Виннице, Ивано-Франковске, Хмельницком, Львове и других городах. Последний случай зафиксирован на таможенном посту «Городок» во Львове, где при растаможке «евробляхи» владельцу заявили, что исполнительная служба наложила арест на автомобиль, а когда тот отказался отдавать машину, ее принудительно конфисковали.
«По всей Украине происходят случаи изъятия автомобилей на еврономерах прямо на таможенных постах. Водители приезжают на растаможку, а в итоге остаются без своих автомобилей, их вещи из машин выбрасывают прямо на землю. Приезжает исполнительная служба и требует отдать ключи. Если водитель отказывается это сделать, то его транспорт тросом затягивают на эвакуатор и увозят на штрафплощадку», — рассказывает Иван Казачук.
По его словам, это происходит по вине непутевых таможенных брокеров, которые берут деньги за свою работу, но при этом выполняют ее некачественно. В частности, они не проверяют автомобили на предмет штрафов и судебных отягощений по соответствующим реестрам. Аргументируют это по-разному: мол, у них нет доступа, это не их работа, они не хотят/не могут. В итоге законопослушный пользователь «евробляхи», оплативший услуги брокера, приезжает растаможить авто, а ему сообщают, что по решению суда на его транспортное средство наложен огромный штраф или есть решение о конфискации. Таможенным кодексом (в случае просрочки вывоза транспортного средства) предусмотрен штраф в 170 тысяч гривен или конфискация автомобиля.
В связи с участившимися случаями конфискации авто владельцы «евроблях» обратились к таможенникам с заявлением о прекращении массовых изъятий машин. «Простые люди не должны страдать от действий непрофессиональных брокеров, которые не умеют растаможивать „евробляхи“ и считают, что их растаможка не отличается от обычного импорта авто. Чтобы избежать лишних конфликтов, просим по каждому случаю „конфискации“ из-за халатности брокеров дать возможность исправить ситуацию, введя „евробляху“ в законное русло согласно прописанным в законе нормам», — отмечают в своем обращении активисты.
Читайте также: Чтобы растаможить «евробляху», придется в среднем заплатить тысячу евро
Чтобы избежать конфискации машины прямо на таможенном посту, Иван Казачук настоятельно рекомендует водителям требовать у нанятого брокера подтверждения того, что он проверил автомобиль по судебному реестру.
Впрочем, это далеко не единственная проблема при растаможивании «евроблях». По утверждению активистов «Авто Евро Сила», около 300 тысяч таких автомобилей, скорее всего, не получится легализовать. На сегодняшний день существует три проблемные категории подобного транспорта.
«Пожалуй, основная причина того, что растаможка буксует, — проблемы с оформлением авто, которые перезаезжали со стороны РФ. Таких около 150 тысяч. С подобными трудностями в основном сталкиваются водители Харьковской, Сумской, Полтавской, Днепропетровской и Запорожской областей. Не спасают даже подготовленные документы. Всему виной — плохо выписанный закон», — рассказывает юрист «Авто Евро Сила».
Вторая категория — грузовики-микроавтобусы весом до 3,5 тонны, двигатели которых не соответствуют требованиям «Евро-5». Таких авто еще 50—70 тысяч.
К третьей категории относятся «евробляхи», которые заехали в Украину в 2021 году. Таких машин насчитывается около 65—70 тысяч.
«К проблемным также можно отнести легковушки с двигателями „Евро-1“ и гибридные авто. Они в новый закон не вошли, поэтому их пользователи не едут на растаможку. У них есть единственный вариант — растаможиться по так называемому закону Южаниной, а это недешево. К примеру, 3,5 тысячи евро за старенький VW Golf-4 или Passat B-5 или же 5—7 тысяч евро за BMW Х5 в 53-м кузове», — сообщил Иван Казачук.
На днях Гостаможня обнародовала статистику, согласно которой с начала действия закона о льготной растаможке в бюджет поступило 600 миллионов гривен — за три месяца им воспользовались 17 тысяч владельцев «евроблях». Уже сейчас можно спрогнозировать, что до конца отведенного на процедуру льготного растаможивания времени сделать это успеет еще приблизительно такое же количество владельцев «евроблях». То есть всего легализуется около 34 тысяч машин. Между тем, вводя льготы, власть прогнозировала более внушительные расчетные цифры — 500—700 тысяч авто. Увы, из-за нечетко прописанного, а другими словами, халтурного, закона государство недополучит средства в госбюджет, а пользователям авто с еврономерами придется оставить их в «серой» зоне. Тогда как нардепы, голосовавшие за сырой закон, свою зарплату получают исправно.
Ранее «ФАКТЫ» подробно рассказывали о том, почему льготная легализация «евроблях» в Украине буксует.