Общество и люди

При создании моделей старинных парусников мне помогает врач-дантист: киевлянин Дмитрий Портной превратил хобби в бизнес

17:14 — 22 августа 2021 eye 1641

— Предпочитаю делать модели парусников, имеющих интересную историю, — говорит Дмитрий Портной. — Один из таких кораблей — «Ваза» (на фото в заголовке. — Авт.), названный в честь династии шведских королей. Этот галеон (большой многопалубный парусник) был создан в 1627 году по приказу короля Адольфа II Густафа. По его замыслу корабль должен был олицетворять мощь Швеции, являющейся в те времена одним из сильнейших государств Европы. Парусник впечатлял размерами и богатством убранства (позолоченные скульптуры, обилие резьбы по дереву, дорогие интерьеры), имел мощное вооружение (64 орудия). Первым «тревожным звоночком» в этой истории стала смерть голландского мастера, который проектировал корабль. Работу продолжил его ученик. В ходе строительства король потребовал сделать еще одну, не предусмотренную проектом, батарейную палубу, — чтобы увеличить количество пушек. К сожалению, никто не осмелился ему возразить…

На стокгольмской военно-морской верфи парусный корабль построили за три года. Начались испытания на воде. Команда перебегала с одного борта к другому, тем самым расшатывая парусник, — проверяла его на остойчивость. Испытания выявили серьезные проблемы. И капитан не побоялся об этом написать: корабль не готов к дальним плаваниям и боевым действиям. Однако начальство это проигнорировало. Галеон должен был отбыть в плавание вдоль побережья Европы с заходами в приморские города, чтобы показать себя. Король Адольф II Густаф в это время совершал тур по зарубежным странам. Предполагалось, что монарх будет принимать поздравления по поводу великолепного корабля.

Тысячи стокгольмцев собрались 10 августа 1628 года посмотреть на выход парусника «Ваза» в море. Команде разрешили привести своих жен и детей — чтобы семьи прошли на корабле по бухте. В условленном месте женщины с детьми должны были сойти на берег, а на судно сесть солдаты. Однако на корабле успели поднять только четыре паруса, а пушки дали один-единственный залп приветствия. От порыва ветра борт сильно накренился, парусник стал зачерпывать воду и за 20 минут затонул. На помощь на шлюпках бросились матросы с других кораблей, но спасти всех находившихся на борту не удалось.

«Ваза» пролежал на глубине 32 метров ровно 333 года и был поднят специалистами немецкой фирмы в 1961 году. Сейчас его можно увидеть в специально построенном для него музее в Стокгольме. Работа над макетом этого корабля заняла у меня около четырех лет. Его покупает один мой друг, владелец ресторана в Дрездене.

«Дочка приглашает переехать к ней в Стамбул, но в Киеве у меня друзья, любимое дело»

— Постройка моделей парусников — ваше основное занятие?

— Пока что нет, но в ближайшем будущем, надеюсь, станет основным. Сейчас у меня «дембельский аккорд» — с сотрудниками моей фирмы декорирую лепниной новую церковь на Осокорках. На фасаде уже лепнину сделали. Теперь занимаемся внутренним убранством. Завершу эту работу и тогда полностью уйду в строительство моделей старинных парусников. По крайней мере, я так себе распланировал будущее.

Историей кораблей и сборкой их моделей заинтересовался лет 15 назад. Однако раньше не мог посвящать этому много времени. Я занимался бизнесом, ведь нужно было дать образование дочке и о будущей пенсии позаботиться. В смысле, заработать на вторую квартиру — она мне и будет обеспечивать пенсию.

На сегодняшний день эта программа выполнена. Дочь получила два высших образования. Живет в Стамбуле. Она модель. Еще в 14 лет участвовала в Париже в показах моды. Затем три года работала в Японии, пять лет в Китае и еще три года в Англии. Свободно владеет английским и китайским, понимает японский, учит турецкий. Приглашает меня переехать в Стамбул, но я не хочу — в Киеве у меня друзья, любимое дело.

Читайте также: Соленое, с алкоголем и даже с горчицей: львовянин бросил работу в банке, чтобы делать крафтовое мороженое

— У кого учились строить модели кораблей?

— В этом деле я самоучка. А вот профессии декоратора и дизайнера обучался у заслуженного скульптора Украины Аркадия Ефимовича Мациевского. У меня ведь как в жизни сложилось: когда в 1989 году вернулся из армии в родной Кировоград (ныне Кропивницкий), познакомился с одним человеком, который занимался гипсовой лепниной. Меня это занятие увлекло, и я стал у него учиться. К сожалению, этот декоратор отошел от дел из-за возраста. Мне повезло познакомиться с Мациевским.

Я каждый день ходил к нему в мастерскую, как на работу: учился формовке, правильно выдерживать пластику, выстраивать рисунок… Со временем Аркадий Ефимович, получая заказы, стал привлекать к ним и меня. Я стал зарабатывать. Позже у меня появились собственные заказы. Занялся бизнесом в области декора. Работа, хотя и с перебоями, но была. Познакомился с владельцем киевской фирмы, занимающейся декором, Сергеем Резником. Он сказал: в столице у него так много заказов, что не успевает. Пригласил меня подсобить. Это было в 2000 году.

Я снял квартиру в Киеве, взял с собой из Кировограда наиболее толковых мастеров. Через некоторое время открыл здесь фирму. За прошедшие с тех пор годы мое предприятие участвовало в 18 международных выставках. Благодаря своей работе я познакомился со многими известными людьми. Кстати, среди них — главный редактор газеты «ФАКТЫ» Александр Ефимович Швец.

Читайте также: «Раньше занимался трудоустройством украинцев за рубежом, а теперь у меня клубничный бизнес», — фермер из Ивано-Франковской области

— Как получилось, что вы увлеклись строительством моделей старинных кораблей?

— Бацилла судомоделизма вселилась в меня в зрелом возрасте, — улыбается мой собеседник. — Я увлекаюсь историей. Именно это лет 15 назад подтолкнуло меня собрать из набора пластмассовых деталей легендарный немецкий линкор времен Второй мировой войны «Тирпиц». Он и «Бисмарк» были крупнейшими кораблями Военно-морского флота Германии.

Затем из готовых деталей собрал галеон «Сан-Джованни Батиста» (название переводится как «Святой Иоанн Креститель»). В историю этот парусник вошел благодаря тому, что был личным кораблем королевы Франции Екатерины Медичи.

«Пропитываю детали льняным маслом. После этого им не страшны ни сырость, ни солнечные лучи»

— Когда появилось больше свободного времени, занялся планомерным освоением науки строительства моделей, — продолжает Дмитрий Портной. — И вскоре понял, что в этом деле я полнейший дилетант и парусник «Сан-Джованни Батиста» собрал неправильно. Беспощадно разобрал его. В обучении мне очень помогли видеоуроки харьковской школы судомоделизма «Верфь на столе»: мастер поэтапно, со всеми подробностями поясняет, как что делать. Еще перечитал массу литературы. Моделизм так сильно меня увлек, что с утра до вечера думал в основном о парусниках. Первая модель корабля, которую я построил так, как положено, была «Санта Анна». Это испанский парусник XVIII века. Он участвовал в 1805 году в знаменитом Трафальгарском морском сражении, в котором сошлись британский флот и франко-испанские объединенные силы. В ходе этой битвы «Санта Анна» была захвачена британцами. Ее как военный трофей буксировали в Англию. Но в пути корабли попали в шторм. Испанская команда «Санта Анны» воспользовалась этим, отбила свой корабль и благополучно привела в испанский порт Кадис.

Сейчас, имея немалый опыт, решил взяться за особо сложные модели — адмиралтейские. Это парусники в разрезе (когда видна их внутренняя часть). В минувшие века адмиралтейские модели вместе с чертежами отправлялись на верфь, по ним строили корабли в натуральную величину.

Читайте также: Наша черная икра продается даже на Аmazon: владелец осетровой фермы под Киевом развивает гастрономический туризм

— Где вы обустроили мастерскую?

— Дома на балконе. Он утеплен. Так что можно работать даже зимой. Размещаю модели на специальном станке. Благодаря этому могу устанавливать их в любом удобном положении: поднимать вверх-вниз, наклонять в любую сторону. У меня большой набор инструментов, один из основных — бормашина с различными насадками. Чтобы прорабатывать мелкие детали, пользуюсь специальными очками с увеличительными стеклами и подсветкой. Канаты вяжу с помощью специального станка. Чтобы «состарить» паруса, вымачиваю их в чае.

— Все производственные операции выполняете сами?

— Кое-что заказываю. Предметы из бронзы (пушки, фигурки) отливает в специальной печи знакомый врач-дантист (для этого он использует формочки, которые я изготавливаю). Если нужно нарезать доски, обращаюсь за помощью к другу, у которого своя пилорама. Для мелкой резьбы по дереву купил станочек с числовым программным управлением. Его еще предстоит освоить. Идея такая: задаешь станку программу — и он вырезает орнаменты.

Читайте также: «Чтобы обустроить сад на гектаре земли, нам нужно два дня»

— Считали, сколько в среднем деталей в ваших парусниках?

— Нет, их неимоверно много. Но могу сказать, что, например, на строительство одной из шлюпок ушло порядка трехсот деталей. Кстати, к мелочам стараюсь быть предельно внимательным. Даже корабельные бочки собрал из маленьких досточек. Все двери, люки на моих моделях рабочие — их можно открыть, закрыть.

— Сколько стоят ваши парусники?

— В Украине цены на такого рода работы не очень высокие. Скажем, модель корабля «Ваза» я продал за шесть тысяч евро. Деньги немаленькие, однако учтите, что работа над ним заняла четыре года.

— Что делаете, чтобы ваши парусники не ветшали со временем?

— Тщательно пропитываю детали льняным маслом. Провожу три пропитки, каждая из которых длится по три дня. Когда на поверхности деталей появляется характерное матовое поблескивание, значит дерево пропиталось маслом. После такой обработки ему не страшны ни сырость, ни прямые солнечные лучи — не сгниет и не рассохнется.

Если работа над тем или иным парусником начинает мне надоедать, откладываю его на какое-то время, берусь за другой. Ведь трудиться следует в радость, а не по принуждению. Поэтому у меня сейчас в работе восемь моделей. Одна из них — английский парусный корабль «Суссекс», который до сих пор покоится на дне морском с трюмами, полными золотых монет. Это история — показательная иллюстрация на тему о превратностях судьбы. Великобритания намеревалась заплатить большие деньги французскому королю за то, что его страна не вступит в англо-испанскую войну на стороне Испании. Решила дать «откупного». Однако сделка не состоялась. «Суссексу» не было суждено доставить золото во Францию. Он затонул, и, пока британцы повторно собирали деньги по всей стране, Франция вмешалась в войну на стороне испанцев.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о супругах-киевлянах, которые занимаются выращиванием микрогрина (ростков растений) и сделали это прибыльным бизнесом