28 августа православные и грекокатолики отметят один из 12 самых больших христианских праздников — Успение Пресвятой Богородицы. В народе говорят, что наступает Первая Пречистая: верующие празднуют воссоединение Богородицы с Богом и ее переход в вечную жизнь.
27 августа заканчивается двухнедельный Успенский пост, и с Первой Пречистой связано немало народных традиций, которые закреплялись в быту украинцев из поколения в поколение. О некоторых особенностях празднования предпоследнего праздника лета «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
— Если вспомнить историю Успения Богородицы, то, согласно неканоническим рассказам, после Вознесения Христа Деве Марии во время молитвы явился архангел Гавриил, который сообщил ей о скорой смерти, — рассказывает Елена Громова. — Так и случилось: через три дня завершилась земная жизнь Богородицы. С ней попрощались апостолы и праведники, а Спаситель с ангелами сошел, чтобы забрать тело и душу Матери Божьей с собой. Христианство рассматривает это событие не с печалью, а считает смерть испытанием каждого, кто должен перейти в вечность. Поэтому церковь называет событие в этот день не смертью Богородицы, а ее успением — она мирно почила и вознеслась на небеса к Сыну.
В день великого праздника люди обязательно посещали службу в церкви, молились за родных, освящали колосья нового урожая, ведь как раз завершалась самая горячая пора — жатва. Особенно почитали Пречистую ремесленники. Эти народные мастера считали, что после посещения храма на праздник их изделия станут еще лучше и работа будет спориться.
С Первой Пречистой заканчивался земледельческий летний сезон. Свозили последние снопы, складывали их в конюшнях, сараях, амбарах, отправляли на хранение и зерно. Затем снова на некоторое время возобновлялись полевые работы: землю пахали и начинали сеять озимые. Этот важный процесс обычно продолжался до праздника Семена (14 сентября) или максимум до Второй Пречистой, потому что считалось «Первая Пречистая рожь засевает, а Вторая помогает». В народе говорили: «Первая Пречистая рожь засевает, Вторая — дождем поливает, а Третья — снегом покрывает». В церковном календаре Первая Пречистая приходится на 28 августа, Вторая — на 21 сентября (Рождество Богородицы), а Третья (Введение) — на 4 декабря (когда маленькую Марию ввели в храм).
В некоторых регионах проводили торжественные обряды — подготовку семян к посеву. Пожилые люди смолачивали вручную несколько колосков из последнего снопа, или из «Спасовой бороды» (нескошенные зерновые, которые на Спаса оставались во время жатвы), и добавляли эти зерна к основной ржи, приговаривая: «Роди, Боже, жито-пшеницю й благослови», «Руками діда сіють в мішок, щоб його руками сіяти в полі». Сеятелям дома собирали еду: вареные яйца, творог со сметаной, лепешки с маком, овощи, хлеб со щепоткой соли. К этому набору прилагался кусочек паски, которая хранилась за образами с Пасхи, и писанка. Яйцо закапывали в землю, а сухой кусочек паски перетирали и добавляли к зерну. Перед посевом хозяин на поле выкладывал на рушник хлеб, раскладывал еду, расставлял рядом мешки с зерном и приседал. А сеятель символически кропил ниву святой водой (заготовленной с Крещения, Пасхи или Первого Спаса). Сеять начинали с конца поля, приговаривая: «Сійся, родися на щастя, на здоров’я, щоб на новий рік хлібець був краще, ніж цей рік. Боже, благослови ниву мою це насіння прийняти». Землю боронили, чтобы птицы не склевали зерно. Его сеяли не всё — немного оставляли в сумке «на расплод».
Читайте также: Освящение яблок и меда, свеча-троица и «Спасова борода»: традиции празднования Яблочного Спаса
К празднику Успения Богоматери следовало собрать фрукты (не поздние сорта): яблоки, сливы и другие плоды. Девушки на Пречистую пели: «Пречиста по груші ходила, Пречиста мішок загубила, а Спас ішов і мішок знайшов». Как раз заканчивался пост, и на Успение можно было подавать на стол скоромную пищу вместе с освященным хлебом из муки нового урожая. Также готовили блюда с яблоками, было много фруктов. Принято было с этого времени солить и мариновать на зиму овощи, делать варенье, заготавливать грибы. Следующий пост наступал только поздней осенью.
Наши предки считали, что грех на Успение ссориться, обижать друг друга, не отвечать на просьбы помочь в каком-то деле.
Чтобы не случилось несчастье, не принято было ходить босиком по росе (согласно поверью, на траве остались слезы Пресвятой Девы).
Также люди верили, если носить в этот день старую, рваную или грязную обувь, то скоро жди трудностей и неприятностей.
Если ходили в церковь, то тяжелая работа отменялась. Не принято было также прясть, вышивать, шить, рубить и так далее.
По поверью, незамужняя девушка утром не должна слово молвить, пока не умоется росой или из источника. Иначе так и останется незамужней.
Читайте также: Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы: когда празднуют и что обязательно нужно сделать
— С Первой Пречистой связывали еще один обряд — заготовку калины, — продолжает Елена Громова. — Это растение — гордость и национальная эмблема Украины. Поэтому и говорят: «Без верби і калини нема України». Раньше кусты высаживали в каждом дворе, и в народе ягоды ценили как сырье для варенья, джемов, за лечебные свойства при простуде. Кроме того, калина выполняла символическую роль во многих обрядах. Например, гроб на похоронах украшали гроздьями калины. Без этого растения не обходились на свадьбе: калину вплетали в свадебный венок, украшали ею каравай. Ветка калины в свадебном венке подтверждала целомудрие невесты. А в свадебных песнях говорилось о красивой невесте, которую сравнивали с калиной:
«Ой, під лісом битая доріженька,
а серед степу рублена криниченька.
Коло криниці червона калинонька.
Ой, туди їхав Михась з боярами,
Йому калина дорогу заступила.
Вийняв шабельку, став калину рубати.
Та стала йому калина промовляти:
«Ой, не для тебе та калина саджена,
Тільки для тебе Ганнуся наряджена".
Сразу после Пречистой рвали калину целыми кистями, подвешивали под крышей дома и высушивали. Если ягоды оставались на кусте до морозов (тогда калина становилась сладкой), кисти оставляли на улице замороженными.
На Первую Пречистую нарядные девушки после церкви вместе шли в лес или на луг за дикой калиной (этот поход мог организовываться и после Успения). Там они пели спасовские песни, шутили, затевали забавы, танцевали потом полдничали и начинали срывать калину. Первые две ягоды бросали в рот и загадывали желание на будущую семейную жизнь.
Парни сначала в развлечениях не участвовали, но на обратной дороге пытались отобрать лесные дары у девушек, которые за это могли раздавленными ягодами калины «разрисовывать» парубкам лица. Те тоже не оставались в долгу, однако потом все «мирились» и дружно шли в село, где их встречали родственники. Пучки калины от дочерей принимали мамы и приговаривали: «Ой, доню, будь такою червоною, здоровою, незайманою та чистою до самого вінця, як ця калина». А к калине обращались со словами: «Ой, калинонька, будь гожою на коровай, на гільце, на квітки весільні та хрестильні — на здоров’я людям і добро нашому роду». Кисти подвешивали под образами, а на улице — под крышу, где девушки на выданье специально размещали калину — это был знак для сватов, чтобы не обходили эту хату стороной.
Обряд хождения за калиной на Первую Пречистую был не случайным, так как с этого дня начинались смотрины: парни присматривались к девчатам и родители заводили разговоры о сватовстве. Между Первой и Второй Пречистой ходили сваты (свадьбу играли после Покрова, 14 октября). Это был очень удачный период для такой церемонии. Сватовство состояло как минимум из трех встреч: договор, смотрины, помолвка… А как выпивали магарыч, то считалось, что девушку просватали (в волосы ей вплетали особую ленту). Говорили об этом периоде так: «Прийшла Пречиста, сватів несе нечиста», «Як прийде Пречиста, стане дівка речиста», «Старости на Пречисту, в хаті речисто»…
28 августа люди следили за погодой, с которой связывали и свое благосостояние, и достаток, и настроение: «Какая Первая Пречистая — такая и осень», «Опустился туман — будет много грибов», «Увидеть радугу в небе — к теплой осени», «Появился первый иней — скоро наступит холодная осень», а «Много паутины летает — к морозной и малоснежной зиме».
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о празднике Преображения Господня, который еще называется Спас Яблочный. Об истории, традициях праздника, а также как молиться в этот день, читайте здесь.
Фото автора и из музея Пирогово