Украина

Успение Богородицы: что нужно сделать в праздник и как молиться Пречистой

5:30 — 28 августа 2021 eye 7860

В субботу, 28 августа, православные и грекокатолики, закончив строгий двухнедельный пост, отметят один из самых главных Богородичных праздников — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии или, как его еще называют в народе, — Первую (Большую) Пречистую.

История праздника

Интересно, что Успение Пресвятой Богородицы — это последний двунадесятый праздник церковного года, тогда как первым праздником года, который начинается 14 сентября (по старому стилю — 1 сентября) является Рождество Богородицы. Вот и получается, что литургический год выстроен в соответствии с событиями жизни Божьей Матери.

Хотя в Евангелие и нет сведений о последних днях земной жизни и Успении Богородицы, но об этом известно из церковных преданий и апокрифической (от греч. Apokryphos — тайный, сокрытый) литературы — произведений религиозного содержания, не вошедших в канонический текст Библии. Однако и в них не названы конкретные даты описываемых событий.

Первоначально отдельные поместные церкви выделяли специальные дни для особого почитания Богородицы. Среди первых из них была Иерусалимская церковь, которая еще в IV веке таким днем выбрала 28 (15) августа. Эту же дату для праздника в честь Девы Марии по примеру Иерусалима избрал и самый знаменитый храм Константинополя — Влахернский. Однако вспоминали христиане в этот день совсем не уход из земной жизни Девы Марии, а событие под названием «Стояние на третьей миле от Вифлеема», описанное в Протоевангелии Иакова — одном из древних христианских апокрифов.

Речь здесь идет об одной из остановок Богородицы и Иосифа Обручника на пути из Иерусалима в Вифлеем, куда они отправились для участия в переписи населения. То есть о том, что происходило практически перед самым рождением Иисуса. Иаков повествует, что после трех миль пути Иосиф обернулся к Марии, которая ехала на осле, и увидел, что лицо ее печально. Оглянувшись еще раз, он увидел, что печаль на лице Марии сменилась радостью. Пречистая Дева так объяснила это: «Перед моими глазами два народа — один плачет и рыдает, другой радуется и веселится». Через какое-то время стало понятно, что вот-вот на свет должен появиться Младенец. Иосиф укрыл Марию в пещере, а сам стал искать женщину, которая могла бы помочь в родах. И тут начались чудеса: «Я, Иосиф, шел и не двигался. И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились… И все в этот миг остановилось». А когда Иосиф вернулся к пещере, увидел у входа сияющее облако, а в пещере засиял свет, слепящий глаза, и миру явился Младенец.

То есть «Стояние на третьей миле от Вифлеема» — это практически празднование Рождества Христова, правда, с отведением при этом особого места почитанию Девы Марии. Похожие праздники отмечали и другие поместные церкви (например, коптская), но делали они это в конце декабря, сразу после Рождества Христова.

Следует учитывать, что даты праздников, посвященных событиям, описанным в Евангелие, в большинстве своем являются все-таки условными. Единственной датой, которую благодаря свидетельству апостола Иоанна (он указал, что суд над Христом состоялся накануне ветхозаветной Пасхи, которую иудеи всегда праздновали в один и тот же день) можно установить относительно точно, является дата распятия и Воскресения Христа. Определить же точно, когда, например, родился Христос или когда он крестился в реке Иордан, увы, невозможно.

Как невозможно было сразу определиться и с датой Успения Богородицы. Хотя общецерковное почитание Девы Марии как Богородицы началось после III Вселенского собора, который прошел в 431 году в городе Эфесе (епископы христианских общин тогда признали, что Дева Мария стала матерью воплотившегося Бога), к VI—VII вв.екам, когда Успение Богородицы стало уже одним из важнейших христианских праздников, например, в Риме 18 января отмечали уход Божьей Матери из жизни, а 14 августа — Взятие Богородицы на небо (правда, с VIII века в календаре римлян был уже только один праздник — Успение, отмечаемый 15 августа). А в Константинополе император Маврикий, в 595 году сделавший этот праздник обязательным для всей Византийской церкви, просто привязал дату празднования Успения к дате своей победы над персами, одержанной им как раз 15 августа.

Конечно, маловероятно, что это и есть настоящая дата окончания земной жизни Богородицы, но Церковь приняла решение отмечать ее Успение в день, выбранный для прославления Девы Марии первыми христианами. Ведь понятно, что для верующих людей главными являются не даты, а сам факт рождения Девой Марией Господа Иисуса Христа и все, что связано со спасением им рода человеческого.

Как гласит церковное предание, после Вознесения Иисуса Богородица жила в доме его любимого ученика Иоанна Богослова и часто ходила помолиться в места, связанные с жизнью своего Сына. Во время одной из таких молитв ей явился архангел Гавриил на этот раз с вестью, что через три дня ее земная жизнь закончится и Господь возьмет ее к Себе. А в знак ее победы над смертью архангел вручил Богородице ветвь райского финикового дерева, оставшуюся у нее в руках после окончания видения.

Перед своим уходом Дева Мария хотела проститься со всеми апостолами, которые к этому времени разошлись по миру проповедовать христианство. Как писал Иоанн Дамаскин, «тех, которые были рассеяны по всей земле… со всех концов земли в Иерусалим доставило облако, как сеть, которая сгоняет и собирает орлов».

По воле Господа апостолы собрались у ложа Божьей Матери, ожидающей своей кончины. Не смог прибыть только апостол Фома. (Кстати, именно благодаря сохранившимся сведениям об апостолах удалось вычислить предположительную дату Успения Богородицы — она скончалась между 62-м и 64-м годами.) Когда Матерь Божья простилась с учениками своего Сына, помещение озарилось необыкновенным светом и сам Иисус в сопровождении ангелов и пророков сошел к своей Матери, чтобы забрать ее душу к себе. Без всякого телесного страдания, как бы заснув, Богородица покинула этот мир — именно поэтому кончина Божьей Матери называется успением, то есть засыпанием.

Похороны Богородицы

Похоронить Богородицу было решено в Гефсимании рядом с могилами ее родителей и мужа — праведного Иосифа Обручника. Когда апостолы в сопровождении огромного количества народа с величайшими почестями несли одр Божьей Матери через весь Иерусалим в Гефсиманию, процессию пытались разогнать стражники. И тогда над шествием под звуки небесной музыки появилось светящееся облако в виде венца, как стеной оградившее провожающих Богородицу от нападавших. Иудейский священник Афония, желая перевернуть гроб, толкнул его. И в ту же минуту невидимая сила отсекла кисти обеих его рук. «Теперь ты видишь, что Христос истинный Бог», — сказал ему апостол Петр. (Потрясенный Афония тут же раскаялся, руки его исцелились, а вскоре после этих событий он принял христианство.)

Похоронив тело Богородицы в пещере в Гефсимании, апостолы три дня молились, не отходя от места захоронения. Там и застал их апостол Фома. Чтобы дать ему проститься со святыми останками Приснодевы, апостолы открыли для него гробницу, но нашли в ней только погребальные пелены — Пресвятая Дева была взята на Небо и душой, и телом. А вечером того же дня, когда ученики Христа собрались на общую трапезу, они увидели Богородицу, идущую по воздуху в сопровождении множества ангелов, и услышали ее слова: «Радуйтесь! Теперь я всегда с вами». Так христиане получили на небе главную заступницу и молитвенницу за весь человеческий род.

Со временем на месте погребения Богородицы возвели церковь, в которой хранились найденные в гробнице пелены. В V веке они были перенесены царицей Пульхерией во Влахернский храм в Константинополь.

Что нужно делать в этот день

Поскольку Успение Богородицы — один из двенадцати главнейших (помимо Пасхи) праздников в церковном календаре, важно в этот день побывать на богослужении в храме, чтобы всем вместе помолиться, попросив защиты и помощи у Божьей Матери.

Молитва Пресвятой Богородице о помощи

Воспеваем к милости Твоей, о Пресвятая Матерь Божия! Не отвернись от молитв наших, а избавь от бед и несчастий. Единственная Чистая и Блаженная Богородица, спаси нас! Ты, многострадальная Матерь Божия, превышающая по вере и страданиям всех живущих на земле. Услышь и не покинь нас в минуты трудные, сохрани нас под покровом милосердия и сострадания Своего. Лишь подле Тебя мы находим прибежище и теплое заступничество во тьме адской. Только ты имеешь позволение обратиться к Сыну Своему и умолить его о спасении нашем и переходе в Царствие Небесное, где мы будем воспевать и славить Сына Твоего, Отца Его и Тебя, Владычицу мира, во веки веков. Аминь.

Тропарь праздника

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак праздника

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Как и в любой другой день, христианам в этот праздник надо выполнять Заповеди Христовы, любить Бога и своих ближних, стараться не грешить. У Церкви нет никаких особых запретов на Успение. При необходимости можно выполнять практически любую работу. Только делать это лучше после посещения службы в храме, чтобы житейские заботы не вытеснили мысли о событиях, вспоминаемых в праздник.

Принято к Успению готовить богатое угощение. Причем никаких ограничений на скоромные продукты нет, так как в этом году праздник приходится на субботу. Традиционно к этому дню пекут пироги из свежесмолотой муки, чтобы угощать ими родных и соседей.

Что не следует делать на Успение

А вот чего не следует делать на Успение, так это игнорировать праздник. Ведь даже если нет возможности посетить в этот день храм, в крайнем случае можно воспользоваться онлайн-трансляцией церковной службы или духовной литературой, а также текстами для домашних молитв.

Хотя в храме мы не можем не помолиться о своих умерших родственниках, в церковной традиции кладбище на Успение посещать не принято, ведь посвящен этот праздник по большому счету не смерти, а жизни. (Но даже если кто-то все же окажется в праздник на могиле своих близких, грехом это не будет.)

И, конечно, нельзя следовать всяким суевериям, помня слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно».

Погодные приметы

Наши предки заметили, что если на Успение идет дождь, лить будет еще 40 дней.

Обильная роса в этот день обещает 40 дней теплой и сухой погоды.

Солнце и тепло на Первую Пречистую — к отвратительной погоде во второй половине сентября.

Радуга на небе сулит долгую теплую осень.

Гроза — к холодной осени и суровой зиме. На холодную зиму намекает и большое количество паутины.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о празднике Преображения Господня. Об истории, традициях Яблочного Спаса и о том, как молиться в этот день, читайте тут.