Украина

Уметь рано просыпаться, распознавать буллинг и делать уроки «без психов»: как быстро подготовить ребенка к школе

11:35 — 28 августа 2021 eye 1891

Если ваш ребенок не любит рано просыпаться, есть еще несколько дней до праздника «Первого звонка», чтобы он адаптировался к школьному распорядку. Каждый день просыпайтесь сами и будите его на 15−30 минут раньше, чем обычно, — так ребенок быстрее привыкнет к школьному режиму, советует известный детский и семейный психолог Светлана Ройз. По ее мнению, для успешной адаптации к школе, особенно учеников младших классов, важны даже, казалось бы, мелочи. Например, неплохо было бы встретиться до начала учебы с одноклассниками или хотя бы посмотреть на их фото — для формирования ощущения безопасности при контактах, что способствует успешному обучению.

Ребенку нужно объяснить, что такое буллинг, и научить «не терпеть»

Если школа — не за полсотни хорошо изученных школьником метров от вашего дома, неплохо было бы пройтись к ней во время прогулки, чтобы ребенок вспомнил дорогу. А еще стоит узнать конструкцию школьного туалета и научить ребенка пользоваться именно таким — это очень важно для маленького человека, чтобы он не боялся пользоваться необычной сантехникой и не «терпел» весь день.

Кстати, важно заверить ребенка, что «терпеть» не нужно даже до конца урока. Если ему нужно в туалет во время урока, учитель не может запретить выйти, потому что это настоящий буллинг. Даже если ребенку еще трудно запомнить слово «буллинг», родителям стоит понемногу приучать его к тому, что некоторые вещи относительно него не могут делать ни ученики, ни учителя, ни остальные взрослые (так же, как и самому ребенку нельзя такое делать с другими). Нельзя бить, ставить в угол, называть обидными словами и тому подобное. И надо заверить ребенка, что родители его всегда защитят, но обо всех таких случаях он должен им рассказывать.

К сожалению, дети не всегда все рассказывают родителям. Поэтому стоит запомнить несколько признаков, которые должны насторожить родителей. Так, дети, страдающие от буллинга, могут не хотеть идти в школу, плакать, говорить, что заболели. Их поведение может резко измениться. Они могут отказываться участвовать в совместной деятельности с другими учениками, замыкаться в себе, терять аппетит. Они могут вдруг начать терять деньги, личные вещи, их одежда и вещи часто повреждаются, у детей часто появляются различные травмы, а они дают этому невероятные объяснения.

Как рассказали «ФАКТАМ» в Киевском городском центре социальных служб, в таких случаях нужно вызывать ребенка на откровенность, объяснить: рассказать, что происходит, — это не «стыдно», не «донести», «настучать», а честно и смело. Его нужно выслушать и убедить, что он имеет право быть в безопасности. Выяснив все факты, встретьтесь с учителем, администрацией школы. Если они не могут прекратить буллинг, обращайтесь с заявлением в полицию. Сразу в полицию стоит обращаться, если буллинг содержит криминальное поведение, такое как нападение с сексуальной целью, применение оружия, если есть угроза жизни и здоровью вашего ребенка.

К сожалению, правоохранители не всегда реагируют на такие заявления, а то и прямо издеваются над заявителем: «Приходите, когда вас убьют». В таких случаях юристы советуют защищать свои права, через суд заставляя полицию открыть уголовное производство. Если успеют.

Чтобы школьник не повредил позвоночник, рюкзак и стол должны быть не «на вырост»

К счастью, школа — это не только и не всегда буллинг, поэтому все же стоит готовить ребенка к началу обучения, как к празднику. Отпразднуйте вместе последние дни перед обучением: поведите в кино, купите мороженое или торт и тому подобное. Возьмите его «за покупками» — пусть вместе с вами покупает себе тетради, обновляет гардероб, подбирает рюкзак-ранец, который понравится ему. Кстати, о рюкзаке: первый попавшийся рюкзак брать не стоит, особенно, если в школу идти не близко. Нужно, чтобы он был легкий, потому что его общий вес вместе с содержимым не должен превышать 10−15 процентов веса школьника. Желательно, чтобы рюкзак был не шире плеч его владельца, его верх был на уровне плеч, а дно не опускалось ниже уровня талии более чем на 5 см. Поэтому не рекомендуется покупать слишком большой рюкзак «на вырост».

Ортопеды советуют младшим школьникам ранцы: с достаточно жестким каркасом, твердым дном и анатомической спинкой, которая с помощью специальных подушечек не только повторяет изгиб позвоночника, но и позволяет телу дышать, не потея из-за плотно прилегающего рюкзака. Лямки желательны широкие, также анатомические, s-образные с подушечками, расстояние между ними в месте соединения с верхом рюкзака должно быть достаточно широким, чтобы не натирать шею. Специальные пояса, фиксирующие лямки на груди и нижнюю часть рюкзака на талии, пригодятся, когда ребенку придется долго нести рюкзак.

Несколько отделов (больший — у спинки — для книг, дальше меньший — для тетрадей, кармашки для ручек-карандашей, ланчбокса, термоса и т. д.) помогут держать вещи в порядке. А светоотражающие элементы пригодятся в темное время. Не обязательно искать кожаный или рюкзак из кожзаменителя вроде «старорежимных» ранцев. Современный и удобный материал для школьного рюкзака — полиэстер с водоотталкивающей пропиткой. И, конечно, еще до покупки стоит проследить, чтобы все части рюкзака были хорошо прошиты и проклеены, а также наполнить рюкзак и примерить его, убедившись, что ребенку будет удобно.

Неплохо было бы, чтобы у каждого ребенка было свое рабочее место. К сожалению, не все могут обустроить «уголок школьника» с компьютером, угловым столом-трансформером с местом для компьютера, наклонной столешницей для письма и чтения, анатомически-ортопедическим креслом, стеллажами, комодами, тумбочками с ящичками, полочками и тому подобное. Но есть несколько требований, которые нужно соблюсти.

Так, желательно, чтобы стол был у окна, и свет из него падал с противоположной рабочей руке стороны. Если окно перед столом, стоит отодвинуть стол хотя бы на полметра, так глаза будут меньше уставать от отраженного листами книг и тетрадей света. Дополнительно к естественному освещению нужна настольная лампа с лампочкой «теплого» желтоватого спектра, поток от которого не будет бить в глаза. Размеры столешницы — 50−60 на 60−80 сантиметров.

Чтобы ребенок меньше уставал и не искривлял позвоночник, нужно правильно подобрать высоту стола и стула (хорошо, чтобы они были регулируемые, иногда можно использовать подставки для ног). Так, когда ребенок сидит за столом, его ступни должны свободно и полностью стоять на полу (подставке), а ноги — образовывать прямой угол между бедрами и голенями. Высота стола должна быть такой, чтобы, поставив локти на столешницу школьник мог коснуться кончиками пальцев висков. Конечно, физические данные у детей разные, но ориентировочно это стол высотой 50 см и стул 30 см для школьника 130 сантиметрового роста, 70 и 40 см — для 170-сантиметрового. Поэтому если есть возможность подобрать стол по росту, также не стоит покупать его «на вырост».

Иногда для здоровья важнее поиграть, чем выучить уроки

Поскольку в младших классах у детей (особенно — первоклассников-шестилеток) еще недостаточно сформированы скелет и внутренние органы, в этот период для них особенно важна физическая активность, подчеркивает известный педиатр Евгений Комаровский. Поэтому стоит научиться выполнять домашние задания (у первоклассников их нет, но учителя нередко рекомендуют вместо них выполнить дома «дополнительные задания») как можно быстрее, чтобы больше времени оставалось на прогулки и игры. Причем лучше, чтобы «дополнительные» и домашние задания делались уже после прогулки, но не поздно вечером.

Стоит выделить на домашние задания определенное время. Оптимально — с трех до пяти-шести часов вечера. Если ребенок иногда не понимает ваших объяснений, не успевает, лучше отложить какой-то невыученный урок на следующий день, чем заставлять его сидеть над задачами до ночи. И все же не стоит делать это регулярно. Каждые 20−40 минут, в зависимости от возраста школьника, нужно делать перерыв на несколько минут, когда можно сделать пару физических упражнений или перекусить. И желательно, чтобы в поле зрения ребенка во время работы не попадали игрушки.

Конечно, без помощи родителей самым младшим школьникам еще достаточно трудно выполнять «домашку», поэтому приходится вспоминать школьные годы и объяснять детям непонятные задания. А чем старше ребенок, тем больше самостоятельности ему нужно давать. И «контролировать процесс» все же необходимо. Так, если вы видите, что ребенок зациклился на каком задании, не в состоянии его выполнить, прежде чем объяснить все самому, предложите перейти к следующему. Возможно, потом ребенок «переключится» и все же сможет выполнить задание сам. Но, конечно, родителям ни в коем случае не стоит делать уроки за детей. А классе в пятом-шестом школьник уже достаточно взрослый, чтобы домашние задания выполнять самостоятельно, родителям в большинстве случаев достаточно только проверять выполнение.

Что же делать, если ребенок «упорно не хочет понимать и выполнять» домашние задания? В таком случае учителя рекомендуют обратиться к психологам и другим врачам. Возможно, дело в какой-то болезни ребенка или специфике его психики. А возможно, родители просто не могут найти правильный подход, а психолог им в этом поможет. О том, как можно найти этот подход и научиться не беситься, когда делаешь уроки с ребенком, пишет писательница и мама четырех детей Ксения Букша.

А на сайте НУШ существует специальная «Ресурсна скриня», где советы по работе с детьми могут найти как педагоги, так и родители школьников. В частности, стоит прочитать рекомендации Светланы Ройз по работе с детьми доподросткового возраста. А общественное объединение «Родители SOS» разработало «Путеводитель по школе», в котором собраны ответы на самые актуальные вопросы о школе и образовательном процессе: о противодействии буллингу, поборам, возможности выбора учебных предметов, специфике общения с педагогами и так далее.

Читайте также: «Родители не имеют права делать ремонты в школах», — сопредседатель ОО «Родители SOS»

Фото Pixabay