Гимназическое образование в досоветские времена открывало путь к университету и сулило карьерные возможности, но семьи скромного достатка могли отдать своих детей только в начальную школу.
1 сентября, с началом учебного года, заполнятся классы многочисленных киевских школ. Большинство этих школ следует типовой программе, давая всем детям полноценное среднее образование. Но в старом Киеве наблюдалась совсем иная картина.
Долгое время школы со всеобъемлющим курсом наук были достоянием узкого круга будущих государственных мужей, священнослужителей, медиков, педагогов, юристов… Подавляющее большинство населения получало только азы грамоты в начальных школах при церковных приходах; многие вообще до конца своих дней не умели ни читать, ни писать.
В 1802 году в Российской империи было создано Министерство народного просвещения. Главная роль в системе образования отводилась университетам, для подготовки к которым были учреждены гимназии. Вместе с тем в провинциальных городах создавались уездные училища — промежуточная ступень между приходскими школами и гимназиями.
Таким образом, поначалу для способных детей существовала возможность пройти все этапы обучения, от низших до высших. Но уже при царе Николае I, в 1828 году, учебные заведения были поставлены в прямую зависимость от того, на каких именно воспитанников они рассчитаны, чтобы «доставлять юношеству средства к приобретению нужнейших по состоянию каждого познаний».
Целью приходских училищ определили «распространение первоначальных, более или менее всякому нужных сведений, между людьми из самых нижних состояний». Здесь обучали Закону Божьему, чтению на русском и церковнославянском языках, чистописанию и «четырем первым действиям арифметики». По поводу уездных училищ было сказано, что они открыты для детей всех состояний, но «в особенности предназначены для того, чтобы детям купцов, ремесленников и других городских обывателей… доставить те сведения, кои по образу жизни их, нуждам и упражнениям могут быть им наиболее полезны». Трехлетний курс уездных училищ включал уже не только грамматику и арифметику, но историю, географию, геометрию и рисование. Эти учебные заведения были бесплатными: приходские училища действовали за счет местного бюджета, уездные — за счет казны.
Читайте также: Зимой воспитанницы учились теории, а летом работали в коровнике, на пасеке или в саду
Гимназии же со множеством изучаемых предметов ставили целью «доставление средств приличного воспитания детям дворян и чиновников». Они получали казенную дотацию, но обучение в них и проживание в гимназических пансионах требовало от родителей немалых расходов. Выпускники гимназий, даже не поступавшие в университет, пользовались преимуществами для карьерного роста на государственной службе.
Таким образом, всю систему образования разделили на сословные ветви, каждой из которых был положен свой особый предел. Речь шла, главным образом, об учебных заведениях для мальчиков, а наличие женских школ вообще считалось желательным, но не обязательным.
Общий культурный уровень киевлян еще полтора столетия назад был плачевным. По данным на 1874 год, только 44,7 процента населения города называли себя грамотными, а отдельно для женщин этот показатель составлял всего одну треть. Между тем число профессий, требующих хотя бы начальных знаний, стремительно росло, да и обычному работяге все чаще приходилось иметь дело со сложными механизмами, к которым невежду лучше было не подпускать.
Но в период реформ Александра II к заботам о массовом образовании были более активно подключены местные власти. С учебными округами ведомства народного просвещения тесно сотрудничали городские училищные советы. Это сразу добавило возможностей для расширения образовательной сети. Городские думы в соответствии с духом времени выделяли немалую долю муниципальных средств на школьные нужды.
Отметим, что обучение в начальных городских и церковно-приходских школах оставалось бесплатным (их называли «одноклассными», хотя фактически речь шла об обучении элементарному курсу в течение 4—6 лет). А взамен прежних уездных училищ была введена система городских двухклассных училищ. После «первого класса» (начального курса) дети еще два года изучали математику и грамматику, историю и географию, приобретали навыки черчения и даже осваивали иностранный язык (чаще немецкий). Сюда шли отпрыски более-менее благополучных мещан, которые не стремились в гимназии и университеты, но хотели все же быть «на уровне». За обучение в двухклассных училищах следовало заплатить символическую сумму — 5—10 рублей в год, что было на порядок меньше платы за право учения в гимназиях.
Читайте также: В старину студентам киевских вузов запрещали вступать в брак, а женатых туда не принимали
В конце XIX и начале ХХ века в Киеве возникли десятки городских училищ. В них имелись как мужские, так и женские отделения; для младших классов обучение могло быть совместным. Городская дума охотно проявляла инициативу при открытии новых и новых школ. Для этого нередко использовались знаменательные события, памятные даты. К примеру, в 1902 году отмечали 50-е годовщины со дня смерти великих писателей — Николая Гоголя и Василия Жуковского. В Киеве тут же были учреждены городские училища имени Гоголя и имени Жуковского, а в 1904-м для каждого из них соорудили по зданию.
Одна из старейших в Киеве начальных школ, основанная еще в 1809 году, находилась в Бутышевом переулке. Поначалу для учебных занятий был использован одноэтажный деревянный дом. В 1901—1902 годах на его месте построили более обширное кирпичное здание по проекту городского архитектора Александра Кривошеева. Там находились Киево-Печерские городские одноклассные училища № 1 (для мальчиков) и № 2 (для девочек). Это помещение сохранилось до сих пор, теперь его занимает Печерская гимназия № 75, а на фасаде, к слову, сделана надпись «Заснована у 1809 р.».
Когда решили забрать имя Сергея Грушевского у училища, подаренного им Киеву, его сын Михаил пригрозил оставить заведение без завещанных отцом денег…
Надо признать, что предпринятые усилия привели к заметному прогрессу. По состоянию на 1897 год количество грамотных жителей города превысило 55 процентов и продолжало расти.
Городские власти старались предоставлять народным училищам подходящие помещения. Город даже выпускал специальные облигационные займы для школьного строительства. Но денег в муниципальной кассе хронически не хватало. И тогда на помощь приходили меценаты. Щедрые жертвователи приносили в дар Киеву готовые здания, красивые и должным образом оснащенные.
Прежде всего вспомним добрым словом семью Терещенко. Прославленный благотворитель Никола Терещенко предоставил городу 100 тысяч рублей на строительство нового школьного корпуса, да вдобавок 50 тысяч неприкосновенного капитала, проценты с которого шли бы на содержание училища. Правда, смерть помешала филантропу воочию увидеть результаты своего пожертвования. Его замысел осуществил сын Александр Терещенко, добавивший от себя еще 240 тысяч. В результате на Ярославовом Валу выстроили превосходное здание (архитекторы — Павел Алешин, Павел Голландский), где с 1906 года сразу в четырех параллельных классах обучались свыше 180 мальчиков и примерно столько же девочек. Теперь в стенах бывшего городского одноклассного училища имени Николы Терещенко действует Университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого. Но внимательный взгляд обнаружит на фасаде инициалы щедрых жертвователей: «НТ» и «АТ».
Читайте также: 200 лет назад родился Никола Терещенко: на его деньги строили Политехнический институт и Владимирский собор
Порой новые школы становились своеобразными памятниками выдающимся людям. К примеру, дочь великого педагога Константина Ушинского Мария Потто к 1901 году на свои средства возвела училищный корпус на Фундуклеевской (теперь Богдана Хмельницкого), и разместившейся в нем народной школе присвоили имя ее отца. Ученики и поклонники выдающегося финансиста-киевлянина Николая Бунге организовали в складчину строительство роскошного здания в Липках для двухклассного училища в его честь (открылось в 1904 году; ныне административный корпус на углу улиц Липской и Пилипа Орлика).
Несколько более сложная история вышла с исполнением последней воли видного деятеля народного просвещения Сергея Грушевского. Он завещал сотню тысяч рублей на создание начального училища, которое его сын, знаменитый историк и будущий глава Центральной Рады Михаил Грушевский, решил учредить на окраине Киева — Куреневке. «Отцы города» согласились с тем, что училище будет носить имя Сергея Грушевского и что в оформлении фасада здания проявится украинский национальный стиль. На исходе 1911 года прошло торжественное освящение нового очага знаний (нынешний адрес — улица Кирилловская, 164). Но затем, в 1914-м, чиновники Министерства народного просвещения потребовали лишить училище имени Грушевского-отца: с ними, мол, не было согласовано. Весьма вероятно, впрочем, что истинной причиной была активная борьба Грушевского-сына за национальные украинские идеи.
Однако Михаил Сергеевич повел себя решительно. Он поставил ультиматум: либо народной школе возвращают имя Сергея Грушевского, либо проценты с завещанного родителем капитала на содержание училища — свыше двух тысяч в год — больше не будут отпускаться. Перед этим аргументом идейные предубеждения чиновников оказались бессильны…
Из тех средств, которые город тратил на образование, немалая доля приходилась на аренду помещений. Поскольку народные училища открывались десятками, специальных зданий для них не хватало, и приходилось нанимать частные дома. Далеко не все они устраивали педагогов.
Так, с 1887 года 3-е Киево-Подольское городское училище арендовало на три года за плату по 500 рублей в год верхний этаж в доме на улице Воздвиженской, принадлежавшем священнику приходской церкви на Кожемяках Матфею Бутовскому (тому самому, который крестил новорожденного Михаила Булгакова). Воспитанникам этого училища приходилось несладко. Педагог Крыжановский сообщал инспектору народных училищ, что «двор, предназначенный для гуляния учащихся, не удовлетворяет своему назначению. Во-первых, очень мал и со всех сторон окружен строениями; во-вторых, хозяин дома насадил в нем деревьев и этим самым еще более уменьшил двор; в-третьих, как сам хозяин и его дворник, так равно и его жильцы, не позволяют ученикам вверенного мне училища играть даже в самую обыкновенную игру с мячом. Не раз драл за уши учащихся сам хозяин дома о. Бутовский за то, что дети при игре кричали».
Читайте также: 1 июня — Международный день защиты детей: какими были детсады в старом Киеве
В апреле 1890 года домовладелец предупредил Городскую управу, что не собирается продлевать арендное соглашение по училищу. Но в июне, «вследствие изменившихся обстоятельств», выразил желание и впредь принимать учебное заведение на тех же условиях. Волей-неволей отцу Матфею пришлось умерить свою раздражительность по отношению к воспитанникам.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о том, как в Киеве сто лет назад боролись с летней жарой.
Читайте также: Строительный бум в Киеве: почему 120 лет назад все закончилось банкротствами
На фото в заголовке: Урок в женском отделении городского училища имени К. Ушинского. Фото 1910-х гг.