КИТАЙСКИЙ РИКША
Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 1978
Скульптор: Salvador Debón
Размер: 28×31 cm
С момента своего рождения Киичиро Тойода был обречён стать знаменитым. Дело в том, что он родился в семье известного на всю Японию изобретателя Сакичи Тойода, прославившегося созданием самых современных в то время ткацких станков, основателя ткацкой компании Toyoda Loom Works, получившего 85 патентов на свои изобретения и прозванного за это «королём японских изобретателей». Через два года после рождения сына Сакичи Тойода изобретает первый в Японии ткацкий станок с собственным электропитанием, а затем прописывает теорию «5 почему», позволяющую производственникам системно выявлять причины поломки механизмов и определять пути их устранения.
Маленький Киичиро на все вопросы, связанные с его будущей профессией, отвечал несколькими словами: «Буду, как папа!» Так, собственно говоря, и получилось. Закончив самое престижное в начале ХХ века в Японии высшее учебное заведение — Токийский университет (причём, сразу два факультета — машиностроения и юридический), Киичиро Тойода регистрирует компанию Toyoda Automatic Loom Works, которой в будущем суждено будет преобразоваться в корпорацию Toyota Motors. Но какое-то время он продолжает отцовское дело, производя популярнейшие ткацкие станки типа «G» с безостановочной заменой челнока. Дело в том, что в 1929 году в Японии запретили ночной труд на предприятиях, и спрос на автоматические станки возрос многократно. Позже опыт работы таких станков Киичиро Тойода применит в производственной системе Toyota Motors. А пока он всё ещё выпускает ткацкие станки, открыв при отцовской компании первое подразделение, занявшееся автомобилестроением. Тогда никто ещё даже представить себе не мог, что непрофильное направление производства автомобилей вскоре позволит корпорации Toyota Motors войти в десятку крупнейших в мире производителей автомобилей.
Первый автомобиль собственного производства Model A1, появившийся в мае 1935 года, представлял собой гибрид технических решений, позаимствованных у американских автогигантов General Motors и Chrysler. Однако уже через три года появился усовершенствованный прототип Model AA, разработанный и изготовленный при личном участии Киичиро Тойоды. И это уже был автомобиль нового поколения. К 1939 году продажами новых японских автомобилей занимались уже 37 дилеров в разных странах. Став президентом Toyota Motor Co. LTD, Киичиро Тойода немало сделал для развития японского автомобилестроения. Создав исследовательские центры, он стремился внедрять новейшие наукоемкие и топливно-эффективные технологии, нарабатывая тем самым конкурентные преимущества. И со временем это так или иначе начало сказываться и на качестве выпускаемых его корпорацией автомобилей, и на росте их продаж.
Он умер в 1952 году в расцвете сил, не дожив всего нескольких дней до своего 58-летия, от инсульта. Но заложенные им принципы организации успешного производства продолжают жить в Японии, да и в других странах, до сих пор. И среди них: «доверяй, но проверяй»; «точно в срок»; «рождают тело, но не характер»…
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.