Происшествия

«в этом доме просто невозможно жить, тем более детям. Он в ближайшее время рухнет! »

0:00 — 13 июля 2007 eye 199

Львовская прокуратура возбудила уголовное дело в отношении чиновников, пытавшихся забрать у сирот квартиру в центре города и переселить их в полуразрушенное строение в селе

Когда во Львовский приют для несовершеннолетних был доставлен восьмилетний Александр Кузинчик, из его довольно сумбурного рассказа социальные работники узнали, что мама мальчика умерла в 2002 году, и он с сестрами, девятилетней Юлией и 13-летней Аллой, осиротели. Несколько лет Саша провел в городском туберкулезном диспансере, Юля училась в интернате, Алла — в железнодорожном училище. Потом жили во Львове в квартире прабабушки на улице Ганкевича. А когда летом прошлого года старушка умерла, переехали в квартиру бабушки, Надежды Лунги, на улицу Роксоланы. Мальчик, который до сих пор не ходил в школу, жаловался, что бабушка, официально оформившая над сиротами опекунство, любит выпить. А в день, когда его доставили в приемник, умудрилась сделать дома маленький пожар.

- Хотя эта квартира уже не наша, нас оттуда выписали, и теперь мы будем все жить в каком-то доме в селе Мальчицы, — вдруг грустно произнес ребенок.

В доме, купленном для детей, нет окон, полов и электричества

Надо отдать должное работникам приюта — они сразу заподозрили, что с жильем сирот не все благополучно, и обратились в службу по делам несовершеннолетних областной государственной администрации. Результаты проведенного расследования были категоричными: жилищные права детей грубо нарушены.

- Было установлено, что еще в ноябре 2006 года на имя сирот был приобретен дом (две комнаты и кухня) на улице Центральной, 307 в селе Мальчицы Яворовского района, — сообщил «ФАКТАМ» начальник службы по делам несовершеннолетних Львовской областной администрации Владимир Лис.  — Купила его за 16 тысяч 300 гривен якобы их бабушка. Откуда у пенсионерки, злоупотребляющей, по нашим данным, алкоголем и частенько не платившей «по бедности» за коммунальные услуги, такие средства, пока для нас загадка. 22 декабря она написала в опекунский совет заявление с просьбой перерегистрировать место проживания детей — с оставленной им в наследство двухкомнатной квартиры на улице Роксоланы (практически центр города) на село Мальчицы.

Обычно подобная процедура требует много времени, поскольку проводятся различные проверки. А тут в рекордные сроки — на третий день(!) — опекунша такое разрешение получает. При этом члены совета, судя по всему, даже толком не поинтересовались, в каких условиях будут находиться дети — дом полностью непригоден для жилья!

Самое удивительное, что Надежда Лунга, опекунша детей, в разговоре с сотрудниками службы сначала категорически утверждала, что никакого дома в селе она не покупала. «Да откуда у меня такие деньги?» — удивлялась пенсионерка. Но позднее вдруг стала говорить, что давно хотела жить в селе, вот ее знакомый и сотрудники Зализничной райадминистрации помогли осуществить эту мечту. Правда, свою приобретенную недвижимость еще не видела.

- Этот дом вот уже десять лет пустует, — рассказывает председатель сельсовета села Мальчицы Богдан Бук.  — Согласно акту обследования специально созданной нами комиссии, на фасаде дома образовалась большая трещина из-за осадки фундамента. Окна и двери находятся в непригодном для эксплуатации состоянии, пол сгнил, электричество отключено, жилье не газифицировано, вода не подведена. Оградить дом забором нельзя — в общий двор выходит еще три здания. Если дому не сделать срочный капитальный ремонт, то он в ближайшее время рухнет. Тут просто невозможно жить, тем более детям!

Только шумное вмешательство службы по делам несовершеннолетних не позволило львовской квартире сирот «уйти» на сторону, а их самих переселить в полуразваленное строение.

Губернатор области потребовал уволить виновных до конца рабочего дня

- Все документы в отношении руководства опекунского совета и чиновников Зализничной райадминистрации собраны и переданы в прокуратуру, СБУ и МВД еще в феврале, однако госслужащие продолжают занимать свои должности,  — сообщил Владимир Лис.  — Мало того, некоторое время назад одна из членов опекунского совета райадминистрации уже была привлечена к ответственности за нарушение жилищных прав детей и условно осуждена, но… по-прежнему трудится на том же месте!

К сожалению, во Львове продолжительное время действует хорошо отлаженная схема захвата чужих квартир, в том числе и принадлежащих сиротам. Мы проверили 1762 заявления родителей и опекунов с просьбой о смене регистрации места проживания детей и обнаружили в них 134 нарушения. В девяти случаях подали иск в суд, 59 заявлений направили в прокуратуру, возобновили право на жилье 80 детям, предупредили 74 случая незаконной продажи их квартир…

Когда на заседании коллегии Львовской областной администрации о произошедшей некрасивой истории доложили губернатору Петру Олийнику, он буквально взорвался от возмущения. Не выбирая выражений, потребовал от мэра Андрея Садового «уволить виновных с работы до конца дня, возбудить уголовное дело и опубликовать имена членов опекунского совета!» Пока это не выполнено.

- Речь идет о госчиновниках, поэтому пришлось долго и тщательно собирать доказательную базу, документы, пояснения всех членов опекунского совета, — сообщила «ФАКТАМ» начальник отдела по делам защиты несовершеннолетних Львовской областной прокуратуры Галина Кира, готовившая материалы в защиту прав сирот.  — Сейчас уголовное дело уже возбуждено и ведется следствие.

Первый заместитель прокурора Львовской области Богдан Татарин подтвердил «ФАКТАМ», что по факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье «злоупотребление служебным положением».

Между тем пресс-служба горсовета, со ссылкой на заявление главы опекунского совета, заместителя главы Зализничной райадминистрации Юрия Мищенко, сообщила, что «рекомендаций для получения разрешения на заключение договора купли-продажи помещения детей сирот на улице Роксоланы опекунский совет не подавал. На основе заявления их опекуна в декабре 2006 года была согласована перерегистрация детей с улицы Роксоланы в дом, приобретенный на их имя в селе Мальчицы, о чем было сообщено в Яворовскую райгосадминистрацию. Жилищные и имущественные права детей-сирот находились под контролем».

Ранее Юрий Мищенко заявил журналистам, что опекунский совет лишь стремился «сохранить финансы бабушки-опекунши, которой было тяжело оплачивать жилье». По его словам, «он лично помогал опекуну подбирать дом в селе… и это был лучший вариант. В доме есть свет, а газ можно подвести… »

P. S. В настоящий момент сироты опять прописаны по старому адресу. Александр Кузинчик находится в семейном доме при церкви Покровы Пресвятой Богородицы, его сестра Юлия учится в школе-интернате Ь 1 для детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, старшая сестра Алла — заканчивает железнодорожное училище.