Именно на Черном континенте — в ЮАР, где вопросы личной безопасности находятся на первом месте, состоится очередной чемпионат мира по футболу
Это раньше все дороги вели в Рим. Новые времена — иные маршруты. Стопроцентная гарантия: летом 2010 года особой популярностью будет пользоваться южноафриканское направление. Именно там, в ЮАР, состоится очередной чемпионат мира по футболу, который станет первым из проведенных на Черном континенте. Что же представляет собой страна-хозяйка будущего мирового первенства? Ответ на этот вопрос пришлось искать на краю Земли
Приехать в ЮАР и не побывать на мысе Доброй Надежды равносильно тому, что в Париже не увидеть Эйфелеву башню или в Москве обойти стороной Красную площадь. Всякий уважающий себя и аборигенов приезжий непременно отправляется на самую юго-западную точку африканского континента, дабы запечатлеться у памятного знака. Установленный по соседству географический указатель напоминает любителям экзотики, сколько пришлось им отмотать ради исторического снимка: до Рио-де-Жанейро — 6055 км, до Иерусалима — 7468 км, до Дели — 9296 км, до Нью-Йорка — 12541 км, до Пекина — 12993 км
Неближний путь, словом. Поэтому на дорогу надо закладывать сутки. Быстрее обернуться не получится. В принципе, можно лететь через Европу — Лондон, Франкфурт или Париж, но это лишний крюк. Самый короткий путь лежит через Дубай. Опять же авиакомпания «Emirates» — та, что спонсирует нынче английскую премьер-лигу и поделилась именем с новым стадионом лондонского «Арсенала», — даст фору и «Air France», и «Lufthansa», и «British Airways». «Emirates» не первый год входит в тройку лучших авиакомпаний мира.
О родном «Аэрофлоте» даже не заикаюсь. Видели вы когда-нибудь, чтобы на борту наших самолетов пассажирам эконом-класса раздавали достойное солидного ресторана меню с указанием блюд, из которых будет состоять обед и ужин? Плюс напитки на выбор: сладкий и сухой вермут, ликеры «Бейлиз», «Куантро», «Джамбуи», «Тиа Мария», коктейли «Джин Мартини», «Кровавая Мэри», «Негрони», «Манхэттен», сауэры — виски ржаной, скотч и «Джек Дэниэлс», джин, бренди, ром «Баккарди», коньяк «Хеннеси XO»
Такой ассортимент для «Emirates» в порядке вещей. В спинку впереди стоящего кресла вмонтирован управляемый персональным(!) пультом телемонитор. Выбор развлечений, предлагаемых в полете, впечатляет: десятки компьютерных игр, музыкальных, спортивных, юмористических, познавательных, новостийных программ, полсотни кинофильмов — от мировой классики до последних голливудских блокбастеров. Большинство картин дублированы на несколько языков, в том числе и на русский.
В том же пульте есть и спутниковый телефон. Кто не стеснен в средствах, волен с борта лайнера звонить в любую точку мира, отправлять и принимать sms-ки. Любопытная штука — видеокамеры, установленные на носу самолета и днище фюзеляжа. Не вставая с кресла, можно увидеть, что наблюдает пилот, или взглянуть на проплывающую внизу землю. Словом, пять часов до Дубая проходят без особого напряга.
Стыковка с рейсом на Йоханнесбург, согласен, не самая удобная — надо ждать еще четыре часа, но дубайские магазины беспошлинной торговли, проще говоря, duty free, давно славятся богатством выбора и относительной дешевизной. Есть где скоротать время. Желающие могут даже помолиться в аэропортовской мечети. Если мусульмане, конечно.
Прыжок на «Боинге-777» из ОАЭ в ЮАР занимает еще десять часов! Набор забав на борту не оскудевает, меню по-прежнему обширно. Сколько стоит авиабилет в оба конца, спрашиваете? Тысячи полторы выложить придется. Долларов, разумеется.
Каких-либо следов приближающегося чемпионата мира-2010 мне в ЮАР обнаружить не удалось, сколько ни старался. Не нашел даже паршивенького сувенирчика с символикой мундиаля. На сайте ФИФА эмблема, раскрашенная в цвета национального флага, правда, изображена, но это я уже в Москве узнал. «Живьем» увидеть логотип так и не смог. И талисман футбольного первенства планеты, видимо, пока не утвержден. Надо полагать, у организаторов из-за богатства выбора кругом пошла голова: большая африканская пятерка чего стоит — от носорога до льва. Короля зверей, правда, в этом году задействовали немцы. Значит, африканцы выберут в качестве талисмана другое животное, только и всего.
Новое здание для SAFA — Южно-Африканской федерации футбола — в Йоханнесбурге лишь строится. На площади в пять тысяч квадратных метров должен разместиться штаб чемпионата. Недавно заложили первый камень в фундамент будущего стадиона в городе Порт Элизабет. Обойдется строительство в миллиард сто миллионов местных рандов (150 миллионов долларов). Новая арена получила, разумеется, имя Нельсона Манделы. А кого же еще? По планам, на трибунах будет оборудовано сто пятьдесят лож для VIPов и шестьдесят мест бизнес-класса. Хозяева рассчитывают сдать объект в декабре 2008 года.
Всего же к чемпионату мира в ЮАР хотят возвести пять новых стадионов: кроме Порта Элизабет, в Кейптауне, Дурбане, Полокване и Нельспруите. Будут реконструированы и старые. Я побывал на одном из таких ветеранов в Кейптауне. Арена вполне современная, выглядит компактно, уютно. Поле, правда, средней паршивости.
Кстати, о погоде. Играть лучшим футболистам мира предстоит зимой 2010 года. Конечно, это зима африканская, но все же ЮАР — страна немаленькая, достаточно сказать, что из Йоханнесбурга в Кейптаун самолет летит два часа. Климат в разных районах существенно отличается. Так, в субтропическом Дурбане температура вряд ли опустится ниже 20 градусов и почти наверняка будут идти дожди. А в Кейптауне снег — не такая уж редкость, да и десять градусов с океанским бризом — не самая комфортная атмосфера для проведения матчей на высшем уровне.
Впрочем, главная закавыка все-таки не погода. Основная проблема, с которой, подозреваю, придется столкнуться тем, кто собирается в ЮАР на чемпионат мира, — гарантии собственной безопасности. Водитель Роджер — он вез меня из кейптаунского аэропорта в отель — обратил внимание на высокую сетку, которой были затянуты все переходы над дорогой. Для чего, спрашивается? Жители бедных черных кварталов, расположенных по обе стороны трассы, повадились швырять булыжники на крыши проезжающих мимо машин, очевидно, выражая тем самым классовую ненависть или социальный протест.
«Бедные кварталы» — даже мягко сказано. По сути, речь идет о жалких лачугах, где нет ни воды, ни канализации, ни света. Сколько там народу обитает, и что эти люди испытывают к тем, кто пролетает мимо них на дорогих автомобилях? Продолжая рассказ, Роджер отвел полу пиджака и продемонстрировал кобуру с пистолетом. Газовый пугач? Нет, говорит, боевой. И совсем недавно пришлось применить в деле. Неподалеку от дома на Роджера напала банда черных, отогнать которых удалось только выстрелами в воздух.
Евгения Петрусевич два года назад вышла замуж за гражданина ЮАР и перебралась в городок Балито под Дурбаном. Евгения рассказывала мне о первой стычке с черными, случившейся вскоре после переезда. На пустынном участке дороги, идущей мимо плантаций сахарного тростника, джип Петрусевич забросала камнями выскочившая из засады толпа. Били по лобовому стеклу, чтобы «Тойота» остановилась. Так и случилось, но на секунду, потом Жене хватило ума надавить на педаль газа и уехать от греха подальше. Полицейский, к которому женщина обратилась за помощью, объяснил, какой беды она избежала: «Если бы черные добрались до вас, то изнасиловали бы и убили, а машину бы спрятали и разобрали на запчасти. Запомните, леди: даже переехав человека на дороге, ни в коем случае не останавливайтесь. Доберитесь до участка и заявите о ЧП».
В вечернее время белым лучше вообще не появляться на улице в районах, где обитает темнокожее население. А таких районов становится все больше и больше. В Кейптауне осталась лишь одна зона, где туристы могут чувствовать себя в безопасности. В Вотерфронте находятся дорогие отели, торговые центры, аквариум, морской музей, масса ресторанчиков и кафе. Там вполне комфортно в любое время суток. Но под вечер лучше не гулять даже в парке Компании, расположенном в самом центре города и соседствующем с парламентом и президентским дворцом. Никто не гарантирует, что вернетесь с прогулки целым и невредимым.
Резонный вопрос: как хозяева собираются обеспечивать безопасность сотен тысяч болельщиков, которые хлынут в ЮАР со всех концов света? Фанатов в резервации не запихнешь, в Вотерфронте не поселишь. Отдельная тема — перемещение по стране. Да, именно в Кейптауне начинает путь самый дорогой и комфортабельный в мире отель на колесах — поезд «Rovols Rail», позволяющий путешествовать, словно барон Ротшильд. Купе с немыслимыми удобствами, персональный проводник, еда из ресторана и все такое прочее Но за удовольствие полагается платить. Билет от Кейптауна до Йоханнесбурга влетит в тысячу долларов. Многие ли болельщики потянут такую сумму? А электрички, на которых в Европе путешествуют все, в Африке — транспорт, извините, для цветных.