7 сентября народные депутаты возвращаются из отпуска, и начинается очередная — уже шестая сессия Верховной Рады IX созыва. Проанализировав уже поданные законопроекты, можно выделить ТОП-5, которые необходимо срочно принять уже в ближайшие недели новой сессии.
Основной темой любой осенней сессии ВР традиционно является бюджетный процесс. Согласно нормам Бюджетного кодекса Украины, до 15 сентября правительство должно утвердить проект госбюджета на следующий год и передать его на рассмотрение парламента. Пока даже базовые параметры будущего бюджета неизвестны, поэтому мы сосредоточились на более конкретных предложениях для депутатов. Кроме госбюджета, в парламенте находится целый ряд законопроектов, которые необходимо принять как можно скорее.
Хотя Украина и получила 2,7 млрд долларов от Международного валютного фонда накануне Дня Независимости, но дальнейшее сотрудничество с МВФ обусловлено принятием прежде всего антикоррупционного пакета законопроектов. Значительную часть из этого пакета — в частности, так называемые судебные законы — депутаты успели принять до летних каникул и их президент уже даже успел подписать. А вот законопроект № 5459−1 о статусе Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) принят пока только в первом чтении.
Законопроект фактически повышает статус НАБУ — с исключительно правоохранительного органа до центрального органа исполнительной власти со специальным статусом. Это значит, что его деятельность будет координировать непосредственно правительство.
Если о важности первого законопроекта прямо заявляли в МВФ, то второй законопроект — о реформе СБУ — активно поддерживали представители «Большой семерки». Этот законопроект довольно выстраданный — он был принят в первом чтении еще в январе, но финальной версии ко второму чтению до сих пор нет.
Основная идея того, за что депутаты проголосовали в первом чтении, — переключить Службу безопасности Украины с несвойственных для нее задач — в частности, борьбы с коррупцией и организованной преступностью — на контрразведывательную и антитеррористическую деятельность. Именно по этим сферам законопроект значительно усиливает и расширяет возможности для работы СБУ.
Добавим, что в адрес этого законопроекта звучит и много критики. В частности, относительно запланированного в законопроекте сокращения численности работников СБУ — мол, целесообразно ли это делать во время войны с Россией. Хотя, пожалуй, численность персонального состава не является признаком эффективности службы. Также есть предложения по усилению подотчетности СБУ.
Если первые два законопроекта были важны с точки зрения МВФ и «Большой семерки», то законопроекты по криминализации контрабанды крайне важны с точки зрения отношений с Евросоюзом — ведь именно Украина является одним из главных источников контрабанды в ЕС.
Далеко не все в нашей стране знают, что Уголовный кодекс Украины почти не предусматривает уголовной ответственности за контрабанду товаров — с очень-очень ограниченными исключениями. Уголовной ответственностью наказывается только контрабанда культурных ценностей, оружия и боеприпасов, радиоактивных, ядовитых и взрывчатых веществ, средств негласного получения информации. Также отдельно предусматривается ответственность за контрабанду лесоматериалов и редких пород древесины.
За контрабанду всех товаров — в том числе и за наиболее скандальную контрабанду янтаря, табачных и алкогольных изделий, спирта, горючего — уголовной ответственности не предусмотрено, в отличие от многих стран Восточной Европы.
Такой мягкий подход к контрабанде исповедуется в Украине со времен Януковича, который «гуманизировал» ответственность за это преступление. И теперь единственное, чем рискует контрабандист, — это сам контрабандный товар, а также автомобиль, если контрабанда была в нем спрятана.
Беглому Януковичу за такую «гуманизацию», по-видимому, очень благодарны теневые дельцы и на западной, и на восточной границах Украины. Но вопрос контрабанды становится одним из очень раздражающих — в частности, в отношениях Украины с Евросоюзом. Украина из-за слишком снисходительного отношения к контрабандистам рискует стать теневым центром контрабандных поставок в ЕС, что может помочь перечеркнуть любые планы Киева на евроинтеграцию.
Уже подано несколько законопроектов о криминализации контрабанды. Наибольшие шансы у законопроекта № 5420 — из-за того, что его как неотложный подал президент Украины, а также из-за того, что он в июле 2021 года уже был поддержан в первом чтении.
В течение последних лет табакокурение били в основном гривней — повышали акцизы и, соответственно, цены на сигареты. Но есть и другие важные составляющие политики снижения уровня курения. Среди них — запрет рекламы сигарет, запрет курения в общественных местах, более жесткие стандарты по содержанию продукции, предупреждения о вреде курения и тому подобное. Основные «неценовые» запреты Украина ввела еще в 2007—2012 гг., значительно опередив и страны постсоветского пространства, и даже некоторые страны ЕС. Например, в отличие от Чехии или Грузии в Украине уже более 10 лет нет вообще никакой рекламы сигарет.
Но за последнее десятилетие табачный рынок значительно изменился — прежде всего, появились новые табачные изделия (электронные сигареты, табачные изделия для электронного нагрева). И возникла необходимость законодательно урегулировать их обращение. Особенно это касается электронных сигарет, на рынке которых царит полный хаос, в результате чего электронные сигареты попадают в руки детей и подростков.
С 1 января 2021 года вступил в силу запрет на продажу электронных сигарет детям. Также, чтобы сделать сигареты менее привлекательными для подростков, будут запрещены различные фруктовые ароматизаторы в сигаретах. Кроме того, увеличится размер предупреждений (в частности графических) относительно негативного влияния курения на здоровье — с 50% до 65% от размера пачки.
Показательно, что по этому законопроекту и у власти, и у оппозиции есть абсолютное согласие. Более 300 депутатов поддержали законопроект в первом чтении.
Наших пенсионеров и других льготников ждет очередной сюрприз от государства — монетизация льгот по проезду в общественном транспорте. И насколько этот сюрприз будет приятным, зависит от того, какой вариант монетизации выберет украинский парламент — правительственный или один из альтернативных.
Чем опасен вариант, который предлагает правительство (5651)? В своем законопроекте правительство фактически полностью снимает с себя ответственность за финансирование монетизации льгот и передает этот вопрос на уровень местного самоуправления, что может выглядеть так: если деньги в местном бюджете есть, компенсация за проезд будет, если нет — не будет.
Может возникнуть ситуация, когда суммы компенсации за проезд в соседних городах, общинах или областях будут отличаться в разы. Чтобы эти риски минимизировать, стоит рассмотреть альтернативный вариант, который предусматривает, что порядок и суммы компенсаций льгот за проезд должны устанавливаться и обеспечиваться правительством.
Монетизация льгот (в частности на проезд) считается более справедливой для льготников — люди получают дополнительные «живые деньги» — одинаковую сумму независимо от того, насколько они пользуются льготой. А дальше они могут по своему усмотрению потратить эти средства на проезд или на другие цели — например, на питание, лекарства или одежду.
Фото iportal.rada.gov.ua