На завершившемся в Киеве Четвертом международном этническом фестивале выступило более 30 музыкальных коллективов из Украины и нескольких стран Европы
Вместе с дождем в Киев пришла, а спустя два дня с дождем же и покинула столицу Украины «Кращна Мрчй». Дождливая погода при сильном порывистом ветре стала, пожалуй, единственным недостатком прошедшего под таким названием IV Международного этнического фестиваля. Именно дождь помешал любителям аутентичной и стилизованной народной музыки до отказа заполнить живописную концертную чашу Певческого поля, по традиции принимавшего «Кращну Мрчй».
Самой большой мечтой инициатора «Кращни Мрчй» известного музыканта Олега Скрипки была как раз хорошая погода на 6 июля — к открытию фестиваля, не случайно совпавшего в этом году с праздником Ивана Купала. Потому фестиваль в этот раз начинался с купальского шествия от Андреевской церкви к Певческому полю со всеми надлежащими атрибутами: добытым при помощи древнего реманента «живым» огнем, соломенными чучелами Марены и Купала в сопровождении хорового пения и игры на народных инструментах. Дождь не помешал зажечь традиционные купальские костры, лишь немного подсократив культурную программу вечера.
Три неполных дня на пяти сценах, несмотря на дождь и ветер, гостей фестиваля радовали более 30 этномузыкальных коллективов различных стилистических направлений из разных уголков Европы и Украины. Каждый музыкант или исполнитель нашел в «Кращнч Мрчй» своего благодарного почитателя.
Большинство выступавших на главной дневной и вечерней сценах представляло на суд слушателей наложенное на этническую музыку смешение разнообразных стилей, породившее новое звучание: так называемый «Ворлд мюзик» — музыку Мира, в чем-то близкую и понятную каждому, независимо от национальности и языка общения.
- Именно такая музыка становится сегодня традиционной, — рассуждает о развитии этнической музыки Олег Скрипка. — Это тот же этнорок, который играет ВВ, этноджаз, представленный в фестивальной программе на отдельной сцене, качественная этническая эстрада, как исполняющий арабский ритм-энд-блюз Халед и даже этнотехно, как группа «Карпатиана», соединившая украинскую песню с ритмами лондонского бита.
А ведь участниками фестиваля были и уже полюбившиеся киевлянам задорные французы из «Ред Кардель», и озорные харьковские этнорэперы «БандураБенд», и музыкальные этноэкспериментаторы «Троица» из соседней Беларуси.
Кстати, приглашение Халеда, получившего мировую известность благодаря хиту «Аиша», обошлось организаторам, по их же признанию, в 40 процентов бюджета фестиваля, что стало возможным благодаря поддержке новых партнеров «Кращни Мрчй». Самым серьезным из них в этом году стала Компания «Кока-Кола Укращна». Андрей Мирошниченко, председатель наблюдательного совета благотворительного фонда «Украина-3000», одного из соорганизаторов фестиваля, отметил: «Сейчас мы наблюдаем этно «Кока-Кола». Если такой большой бренд обращается к этнике, то эта музыка имеет будущее». С легкой завистью вторил ему лидер польской «Капеллы Бродов» Витольд Брода: «Хорошо, что у вас есть такой партнер, как «Кока-Кола», который поддерживает популяризацию украинской народной музыки».
«Кращна Мрчй» действительно порадовала и обилием более традиционного музыкального творчества. Огромный восторг посетителей фестиваля вызвал выступавший на главной сцене популярный финский коллектив «Варттина», перемежевывавший композиции, основанные на карельском эпосе «Калевала» с женской лирикой, столь близкой троим его очаровательным солисткам. В заключительный день не меньше зрительских эмоций выплеснулось под зажигательные цыганские песни неувядающей Эзмы Радзеповой из Македонии. Кроме того, на разных фестивальных площадках выступало полтора десятка самобытных украинских этнических коллективов, постоянно действовала Кобзарская сцена.
Однако Олег Скрипка с сожалением отмечает: «Таких исполнителей народной музыки, которые приезжают к нам, с каждым годом становится все меньше. Наверное, мы являемся последним поколением, которое есть свидетелем этой традиции. Традиционная культура, существовавшая тысячи лет, исчезает. Поэтому такие фестивали нужны, таких исполнителей необходимо приглашать». Его поддерживает Олеся Жулинская, директор по связям с общественностью Компании «Кока-Кола Украина»: «Хотя «Кока-Кола» — марка иностранная, но это уже давно украинская компания, в которой работают украинцы, которые хотят поддерживать свое, исконно украинское, лучшее, что у нас есть. Эта деятельность органически вплетается в стратегию развития нашей компании».
«Кращна Мрчй» стала событием не только для развития этнической музыки, но и украинской культуры вообще. На фестивале можно было приобщиться к народным обрядам и понаблюдать за «Козацькими розвагами», получить мастер-класс на Мастерской танцев и поучиться традиционным ремеслам на Аллее мастеров, где предлагали всевозможные предметы народных промыслов. Не зря здесь в частном порядке побывал Президент Виктор Ющенко, известный коллекционер «старожитностей».
- На «Кращнч Мрчй» стал реальностью тот идеальный художественный и культурный мир, который питает наши души, — подытожил Олег Скрипка.