Эвакуаторы, которые увозили на штрафплощадки автомобили, нарушающие в столице правила остановки и стоянки (напомним, в Киеве правильность парковки будут отслеживать специальные приборы), могут заменить на механические блокираторы колес. Ведь на сегодняшний день эвакуация машин если не приостановлена, то ограничена, так как деятельность киевских чиновников по эвакуации автомобилей оказалась в центре коррупционного скандала, о котором «ФАКТЫ» уже сообщали. А пока будет длиться разбирательство правоохранительных органов, бороться с нарушителями могут начать другим способом — путем блокировки колес. Насколько это реально?
Не исключено, что наводить порядок с парковкой в Киеве попробуют путем применения механических блокираторов колес (так называемых крабов), которыми планируют снабдить патрульную полицию. По крайней мере, эта информация была растиражирована многими отечественными СМИ. Косвенным подтверждением таких намерений может служить уведомление о централизованной закупке блокирующих устройств. Государственное инфраструктурное агентство Украины объявило тендер на закупку 400 блокираторов колес на общую сумму 600 тысяч гривен.
Впрочем, согласно сопроводительной документации блокираторы закупаются для «осуществления системного контроля габаритно-весовых параметров транспортных средств». То есть для блокировки колес грузовых автомобилей, которые, двигаясь по дорогам с перегрузкой, приводят их покрытие в негодность. Исходя из стоимости одного устройства (1 500 гривен), скорее всего, это будут универсальные блокираторы, которые подходят и для грузовых, и для легковых автомобилей. И не исключено, что их передадут столичным властям для борьбы с нарушителями правил парковки. Тем более что такой способ предусмотрен действующим законодательством. В Административном кодексе четко оговорено, что эвакуация автомобилей возможна только в том случае, если они создают препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения.
Читайте также: Перед регистрацией авто теперь можно онлайн выбрать номерной знак и просчитать стоимость самой процедуры
«Во всех других случаях будут применять блокираторы. Кроме того, предусмотрено, что блокираторы могут быть использованы, если водитель едет без документов или в состоянии опьянения, а также за управление неисправным транспортным средством», — разъяснил известный автоюрист Владимир Караваев. По его информации, полиция пока не получила инструкции, как должна происходить блокировка и разблокировка. «В частности, как они (блокираторы. — Авт.) будут ставиться и как сниматься. А будут ли полицейские дожидаться подзаконного акта или будут поступать на свое усмотрение, — на сегодняшний день вопрос открытый. В свое время, когда блокираторы применяла ГАИ, никакой нормативки также не было. Гаишники просто цепляли блокираторы, оставляли номер и прогуливались где-то неподалеку. Когда водитель перезванивал, они подъезжали и снимали его», — отметил юрист.
Он также напомнил, что во времена Госавтоинспекции применение таких устройств вызывало у большинства водителей агрессию, некоторые доставали ножовку и спиливали их. В прежние времена даже поднимался вопрос о необходимости внедрения ответственности за порчу блокираторов. С тех пор ситуация особо не поменялась. «Поэтому с точки зрения логики и соблюдения прав у полиции все-таки должен быть подзаконный акт, который будет оговаривать, каким образом блокиратор ставится, а также как быть, если появился владелец транспортного средства», — резюмировал Владимир Караваев.
Впрочем, мы не уверены, что столичные власти начнут использовать «крабы», чтобы навести порядок с парковкой. Ведь разрешенных поводов для этого крайне мало, в большинстве случаев за нарушения правил остановки и стоянки действующим законодательством предусмотрена именно эвакуация авто. К тому же базовой ответственностью в Украине за неправильную парковку транспортных средств является денежный штраф в размере 340 гривен. И только если припаркованный автомобиль создает препятствие дорожному движению или угрозу его безопасности либо запаркован в полосе для движения общественного транспорта, налагается штраф в размере 680 гривен. В таких случаях предусмотрено и временное задержание нарушителя.
Эвакуация на штрафплощадку может применяться и в случае нарушения правил на платной парковке, хотя и в таком случае базовым наказанием является штраф. Так, за неуплату услуг платных площадок (бесплатно стоять там можно 10 минут) водителю придется выложить штраф в 20-кратном размере от стоимости одного часа парковки. (Напомним, что в центре столицы час стоянки стоит 35 гривен). За стоянку в местах, предназначенных для парковки электромобилей, штрафуют на 340—510 гривен, а в местах для инвалидов — на 1020—1700 гривен. Но при этом за бесплатную стоянку на платной парковке и стоянку в местах, отведенных для электромобилей, машину-нарушителя также вправе эвакуировать.
Читайте также: В Киеве поменяли правила парковки: что делать, если вас оштрафовали ни за что
Кстати, во избежание вольной трактовки понятий «создает препятствия дорожному движению» и «создает угрозу безопасности движения» в Админкодексе четко прописаны все подобные случаи (см. таблицу). И, если проанализировать их, выяснится, что перечислены самые распространенные виды нарушений парковки транспортных средств, за которые полиция и парковочные инспекторы вправе применять эвакуацию. Блокираторы же закон разрешает применять за остальные виды нарушений остановки и стоянки, которые редко случаются на практике. Что делает их приобретение и применение нерентабельным. В столичной администрации пока не комментируют такие перспективы.
Читайте также: «До эвакуации машина была в идеальном состоянии, а теперь не факт, что она вообще подлежит восстановлению«