Мир

«чтобы распылить полоний, русские пользовались спреем… Брызнули в чайник, после чего чай изменил свой цвет и загустел»

0:00 — 17 июля 2007 eye 212

Бармен, ставший свидетелем отравления бывшего офицера ФСБ России Александра Литвиненко, дал интервью газете «Санди телеграф»

В воскресенье популярная британская газета «Санди телеграф» опубликовала интервью с человеком, который был свидетелем отравления бывшего офицера ФСБ России Александра Литвиненко и едва не стал еще одной жертвой этого преступления.

Шестидесятисемилетний Норберто Андраде работает старшим барменом в заведении «Пайн бар» в лондонском отеле «Миллениум». Именно он обслуживал столик, за которым 1 ноября 2006 года сидели трое русских: Александр Литвиненко, Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун. До сих пор Андраде беседовал только с полицией. По фотографиям он уверенно опознал всех троих.

«Русские заказали чай, а чуть позже джин с тоником. Чайник и чашки я принес раньше, — рассказал Андраде.  — А когда подавал коктейли, за столом сидели только двое. Третий — Литвиненко — куда-то отошел на пару минут. Я пытался поставить джин на стол, но один из русских намеренно мешал мне. Он загородил дорогу, да так, что я не мог подойти к столику и не видел, что там происходит. Длилось это совсем недолго, несколько секунд. Потом он улыбнулся, извинился и дал мне пройти…

Это был единственный момент, когда они вели себя недружелюбно. Думаю, именно тогда они и распылили полоний. Они пользовались спреем. Брызнули в чайник. Почему я думаю, что это был спрей? Потом полиция нашла следы полония повсюду вокруг того места, где сидел мистер Литвиненко: на картине, висевшей на стене над его головой, на полу…

Когда они ушли, я, убирая со стола, обратил внимание на то, что чай в чайнике изменил свой цвет. Он стал более желтым. А еще загустел. Выглядел почти как желе. Мне пришлось выковыривать его из чайника. Содержимое я выбросил в мусорное ведро. Мне повезло, что я случайно не дотронулся в тот момент до своего лица, губ, не облизнул пальцы или не потер глаза рукой. Тогда яд точно попал бы в мой организм.

На протяжении почти трех последующих недель мы продолжали работать в обычном режиме, ни о чем не подозревая. В баре побывали сотни посетителей. Они сидели за тем же столиком, пользовались той же посудой. И могли подвергнуться облучению. Я точно испытал на себе его воздействие. У меня поднялась температура, воспалилось горло. Врачи сказали, что теперь у меня в несколько раз повысился риск заболеть раком. А я больше всего переживаю за своих внуков. Гарри три года, а Джорджу четыре. Они любят засыпать у меня на коленях, когда приходят в гости. Жизнь детей также подверглась риску! Те, кто сделал это, ненавистны мне! Они ведь могли убить многих других ни в чем не повинных людей. Они ни во что не ставят чужие жизни!»

Наблюдатели считают, что рассказ Андраде появился в газете на этой неделе не случайно. Ожидается, что на днях премьер-министр Великобритании Гордон Браун объявит об удалении российских дипломатов из страны. Эта жесткая мера станет ответом на отказ России выдать британским правоохранительным органам главного подозреваемого в убийстве Литвиненко Андрея Лугового.