Министерство юстиции Украины требует от «Укрзалізниці» оплатить 70,3 млн гривен, которые являются долгами ГП «Донецкая железная дорога» за электроэнергию, полученную на временно оккупированных территориях Донбасса. Такое требование противоречит украинскому законодательству и порождает вопрос: на чьей стороне Минюст? Этот вопрос политолог Алексей Голобуцкий задает на своей странице в соцсети.
«Сложилась довольно неприятная ситуация, в которую не по своей воле попала „Укрзалізниця“. В феврале этого года Северный апелляционный хозяйственный суд удовлетворил иск „Донбассэнерго“, решив взыскать с „Укрзалізниці“ 70,3 млн грн. В сентябре поступило платежное требование от „Укргазбанка“ — списать эти деньги со счетов УЗ. Плюс 10% исполнительного сбора», — написал он.
Упомянутая сумма является долгом «Донецкой железной дороги» по договорам на поставку энергии, заключенным в 2015 году.
«Проблема в том, что „Донецкая железная дорога“ осуществляла хозяйственную деятельность на временно неконтролируемой территории Украины и получала электроэнергию, произведенную на этой территории, в том числе Старобешевской ТЭС. А денег за это „Донецкая железная дорога“ не уплатила (удивительно, правда?)», — отмечает Голобуцкий.
По его информации, суд, принимая решение, руководствовался решением Большой палаты Верховного суда от июня 2020 года, которым «Укрзалізниця» признана правопреемницей всех прав и обязанностей предприятий железнодорожного транспорта, на базе которых она создана, в том числе и ГП «Донецкая железная дорога».
«Может ли в этой ситуации как-то защищаться сама» Укрзалізниця"? Конечно, может. Как мне известно, это она и делает, апеллируя к тому, что списание более 70 млн грн незаконно", — отмечает эксперт.
Законами «Об особенностях создания публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования» и «Об исполнительном производстве» наложен мораторий на обращение по взысканию активов АО «Укрзалізниця» по обязательствам предприятий железнодорожного транспорта, имущество которых расположено на территории, на которой органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия. Касается это и «Донецкой железной дороги».
В то же время департамент Государственной исполнительной службы, являющийся структурой Минюста, этот факт игнорирует.
«Так на чьей стороне Минюст? Искренне хочется верить, что его (без)деятельность в этом деле является ошибкой, упущением, досадной случайностью… и Минюсту еще не поздно все исправить, заняв законную и, главное, государственную позицию», — пишет эксперт.