С вечера понедельника, 20 сентября, до вечера понедельника, 27 сентября, иудеи отмечают один из самых веселых своих праздников — Суккот (шалаши, или кущи). После вавилонского пленения к семи дням Суккота был добавлен восьмой день, в который отмечаются два праздника: Шмини ацерет (что буквально переводится как «восьмого — праздничное собрание» и Симхат-Тора (Радость Торы). За пределами Израиля Симхат Тора отмечается на день позже, 29 сентября, как самостоятельный праздник.
Первый (а вне Израиля и второй), а также восьмой дни Суккота являются праздничными, когда запрещена любая работа, кроме спасения жизни и здоровья человека, а также приготовления пищи. Остальные дни считаются «буднями праздничного периода», в течение которых разрешено заниматься и делами, обеспечивающими нужды праздника, или работами, невыполнение которых может повлечь за собой крупные убытки. Но и в «будни» сохраняется праздничная атмосфера, делается все, чтобы люди чувствовали себя счастливыми и от души веселились.
Когда народ Израиля после выхода из Египта 40 лет странствовал по пустыне, люди, живя в сооруженных из веток шалашах, не заботились об их прочности, во всем полагаясь на Божественное провидение. То есть пребывали именно в том состоянии, о котором в Торе написано: «…не одним лишь хлебом живет человек, но всем, что исходит из уст Бога…». И все, что происходило с ними тогда, только укрепляло их веру в то, что Всевышний не оставит свой народ без защиты.
В память об этих событиях и во исполнение завета Торы каждый год сыны Израиля переселяются на всю праздничную неделю в специально построенные для этого шалаши — сукки.
Для того чтобы шалаш соответствовал требованиям Торы, соблюдается ряд условий. Например, сукка не должна находиться под строением или навесом — только под открытым небом. Четко оговорены минимальные и максимальные размеры шалаша и порядок его возведения. Крыша делается только из сорванных, срезанных или срубленных веток или стеблей растений, но ни в коем случае не с помощью веток растущего в земле дерева или куста. Крыша покрывается ветками так, чтобы внутри сукки обязательно было больше тени, чем солнца, но ночью сквозь покрытие должны просматриваться звезды.
Построенную сукку принято украшать плодами, цветами, красивыми картинками с цитатами из Торы, занавесями и специально изготовленными только для этого циновками (ни для каких иных целей их использовать нельзя).
В течение семи праздничных дней в шалаше практически живут: устраивают праздничные веселые застолья (есть вне сукки в эти дни нельзя), встречают гостей, танцуют и ночуют.
От обязанности жить в сукке освобождены женщины, а также мужчины, здоровью которых может навредить жизнь практически под открытым небом. Но и в таких случаях необходимо хотя бы дважды в день устраивать в шалаше трапезы. Помешать пребыванию в шалаше может и непогода, когда, например, из-за сильного дождя струи воды заливают постель или попадают в еду, стоящую на столе.
Традиционно считается, что каждый вечер шалаши по очереди посещают «высокие гости» — души семи выдающихся персонажей еврейской истории: Авраама, Ицхака, Иакова, Иосифа, Моисея, Аарона и Давида. Кроме того, выполняя заповедь Торы: «И будешь веселиться в твои праздники — и ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, и гер, и сирота, и вдова, что находятся в воротах твоих», принято приглашать к себе в шалаш и других гостей, в первую очередь бедняков и тех, кто не имеет возможности построить собственную сукку.
Предписывает Тора выполнять в Суккот заповедь «четырех растений». Для этого берут один лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь), не меньше трех веток адаса (мирта), две ветки аравы (речной ивы) и этрог (вид цитрусового плода). Каждое из этих растений символизирует одну из частей еврейского народа: имеющий запах и вкус этрог подобен евреям, знающим Тору и делающим добрые дела; имеющий вкус, но не обладающий запахом лулав подобен тем, кто изучает Тору, но не совершает добрых дел; благоухающий, но не обладающий вкусом адас — это те, кто не изучают Тору, но совершают добрые дела; а не имеющая ни вкуса, ни запаха арава подобна евреям, не только не изучающим Тору, но и не очень стремящимся творить добро. Соединенные, эти растения в первую очередь посвящены Всевышнему, его полной власти над всем миром, а также являются символом единства еврейского народа, ответственности евреев друг за друга.
Заповедь «четырех растений» выполняется еще до утренней молитвы. Стоя, в правую руку берут связанные вместе лулав, адас и араву, а в левую — этрог и произносят специальные благословения. Потом этрог присоединяют к веткам и делают движения всей связкой в шести направлениях: на восток, на юг, на запад и на север, а потом вверх и вниз (по другой традиции: на юг, на север, на восток, вверх, вниз и на запад). В первые два дня заповедь выполняется только со своими личными «четырьмя растениями», а в следующие дни можно воспользоваться и чужими, но ни в коем случае нельзя уносить растения с того места, где их оставил владелец.
Считается, что в Суккот Всевышний решает, сколько воды в виде дождя будет послано на землю в течение года. Во времена Храма, чтобы Господь благословил землю обильными дождями, люди совершали в дни праздника возлияние воды, которую набирали из источника Шилоах около Иерусалима, на храмовый жертвенник. Все действо сопровождалось таким весельем, что появилась поговорка: «Кто не видел веселья возлияния воды на жертвенник, тот никогда в жизни не видел веселья». В наше время в память о тех временах в Суккот ночами устраиваются праздники. На них читают отрывки из Торы, провозглашая между главами: «И будете вы в ликовании черпать воду из источников спасения!», поют, танцуют и устраивают веселые трапезы.
Последний день праздника Суккот называется Гашана-Раба. В ночь на Гашана-Раба принято заниматься изучением Торы, а в перерывах всем присутствующим в синагогах по традиции раздают сладкие яблоки, которые перед едой окунают в мед.
Читайте также: Новый год у иудеев: чего нельзя и что нужно делать в праздник Рош ха-Шана
В Гашана-Раба заповеди о «сукке», «четырех растений» и «возлияния воды на жертвенник» уже не выполняются. Но выполняется еще один древний обычай — битье о землю ивовыми ветками. В синагогах в этот день с молитвами обходят семь раз «биму» (возвышение в центре синагоги со столом, на который кладут Тору для публичного чтения), а затем берут в руки пучок из пяти ивовых веточек и, произнеся специальную молитву, бьют ими о землю. Ивовые ветки символизируют ту часть еврейства, которая не проявляет особого желания и настойчивости в изучении Торы и в выполнении заповедей. Поскольку форма листьев ивы напоминает форму человеческих губ, выполняя эту заповедь, люди демонстрируют Всевышнему, что даже те, кто никак не проявил себя перед Господом, все-таки имеют губы, чтобы молиться ему, и готовы принять на себя любые удары, лишь бы получить от него прощения и счастливую жизнь…
Восьмой день — Шмини ацерет — празднуется по библейскому предписанию: «В восьмой день пусть будет у вас праздничное собрание (ацерет)». Это самостоятельный праздник, но в то же время являющийся как бы завершением Суккот. В этот день в синагогах поминают умерших молитвой «Изкор» и молятся о дожде.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об одном из самых торжественных и светлых праздников в иудаизме — Йом Кипур, который тоже отмечается в сентябре.
Фото в заголовке https://ua.depositphotos.com/