Происшествия

«мой свекор 10 лет в жэк, как на работу, ходил — просил дверь в подвал поставить», — говорит соседка мужчины, утонувшего в… Подвале пятиэтажного жилого дома

0:00 — 18 июля 2007 eye 315

В райсуде Горловки (Донецкая область) началось рассмотрение иска вдовы погибшего к работникам коммунального предприятия, обслуживающего дом

Елене Леськовой пришлось за одну неделю похоронить сразу двух близких людей: дедушку, над которым их семья взяла опеку, а потом и своего мужа Александра. «23 года нашей совместной жизни Саша делал все, чтобы я забыла о своей болезни», — говорит Елена, которая с раннего детства из-за полиомиелита передвигается только с помощью костылей.

Елена СМИРНОВА

«ФАКТЫ» (Донецк)

«В подъезде была настоящая «турецкая баня»: от пара все лампочки полопались, темно, скользко… »

До весны 2002 года семья Леськовых жила в квартире пятиэтажного дома в самом центре Горловки. Потом супруги купили квартиру в Светлодарске (Артемовский район Донецкой области) и построили там дачу, о которой давно мечтали. В старую квартиру Леськовы время от времени наведывались. Когда они в очередной раз приехали в Горловку, соседка сообщила им, что повесился 79-летний сосед Виктор Андреевич. Этот одинокий дедушка «прибился» к семье Леськовых, которые помогали ему чем могли. Но в последние годы он стал терять слух и впал в депрессию, решив, что жизнь окончена.

- С раннего утра до 11 вечера мы в квартире Виктора Андреевича ожидали правоохранителей, — рассказывает Елена Леськова.  — С порога они сообщили нам об аварии: «Вы видели, что в подъезде творится? Как вы завтра хоронить будете? Вызывайте аварийку!» Мы вышли в подъезд, а там — «турецкая баня»: от пара все лампочки полопались, темно, скользко. Чтобы держаться за перила, люди надевали садовые перчатки. Слесари не смогли пробраться к трубам отопления в подвале, залитом горячей водой. Машину с бочкой и насосом прислали лишь утром.

На следующий день 50-летний муж Елены Александр, уставший от печальных хлопот, сказал, что на похороны соседа не поедет и дождется супругу дома. Когда она вернулась, Саши в квартире не было. Его мобильный всю ночь молчал, ни у кого из родственников и знакомых супруга тоже не оказалось. А утром, выйдя на улицу, Елена увидела работников обслуживающего дом коммунального предприятия «Сервис» и милицейскую машину. Только тогда женщина узнала, что ее муж погиб, утонув в… залитом водой подвале — дверь в это помещение отсутствует уже много лет, и в кромешной тьме нетрудно было поскользнуться и провалиться вниз.

Однако, расследуя причины гибели Александра Леськова, прокуратура пришла к выводу, что вины коммунальщиков в смерти жильца нет.

- Мы не нашли доказательств того, что дверь в подвал отсутствовала на момент обследования дома (при подготовке к отопительному сезону осенью 2006 года), — рассказал «ФАКТАМ» помощник прокурора Центрально-Городского района Горловки Сергей Меркулов.  — Также мы не обнаружили ни одной заявки от жильцов с просьбой установить эту дверь. Кто и когда сорвал ее, неизвестно. (По словам жильцов дома, дверь в подвал вот уже около десяти лет стояла у стены. Ею пользовались как крышкой для накрывания люка, который находится рядом со входом в подвал.  — Авт. ) Слесарь, искавший место порыва, утверждает, что, уходя, накрыл люк сорванной дверью.

В действиях должностных лиц КП «Сервис» нарушений требований должностных инструкций не обнаружено, поэтому в возбуждении уголовного дела по факту халатности было отказано. Как установлено в ходе следствия, воды в подвале было по колено. Согласно судебно-медицинской экспертизе, на момент несчастного случая содержание алкоголя в крови мужчины соответствовало тяжкой степени опьянения, что могло стать причиной трагедии.

«После гибели жильца работники коммунального предприятия так спешили сделать кладку для установки двери, что она уже разваливается»

С выводами о невиновности коммунальщиков Елена Леськова и ее соседи не согласны. Даже об уровне воды, который был в подвале на момент ЧП, по их словам, можно поспорить: снимки с места происшествия правоохранители почему-то сделали не сразу.

- Мой покойный свекор, ветеран войны, пытаясь добиться установки двери в подвал, ходил в жэк, как на работу, начиная с 1996 года, но безрезультатно, — рассказала Людмила Лысых, проживавшая в квартире Ь 4 злополучного дома с 1989 по 2006 год.

Недоумевает, куда делись заявки жильцов, и Инна Гришай, проживающая в квартире Ь 12 с 1985 года. «Ночью, после гибели Леськова, работники КП «Сервис» делали кладку для установки двери в подвал в таком срочном порядке, что она уже разваливается», — написала она в своем заявлении прокурору. При этом женщина указала, что раньше уже писала заявки на установку двери и даже выступала на заседании хозактива в горисполкоме.

- Когда мы выносили гроб с телом мужа, пришедшие ставить дверь в подвал работники КП «Сервис» стояли во дворе — дожидались, когда пройдет похоронная процессия, — вспоминает Елена Леськова.  — Может, Саша поскользнулся в темноте: вход в подвал и злополучный люк находятся в двух шагах от входа в подъезд. А если бы ребенок или я — инвалид — попали в незакрытый подвал с водой?

Елена Леськова решила обратиться в суд — потребовать у нерадивых работников коммунального хозяйства материальную компенсацию морального вреда, причиненного ей смертью мужа. Как рассказал адвокат вдовы Сергей Салов, требования к ответчику предъявлены в частности, на основании статьи 21 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», где в договоре между жильцом и жилищной конторой указано, что последняя обязана осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования домов, обслуживание и ремонт внутридомовых сетей. А в договоре Леськовых с КП «Сервис» сказано, что предприятие обязуется обеспечивать выполнение всего комплекса работ по содержанию мест общего пользования дома, создание необходимых условий проживания. Истица и адвокат собираются доказать, что этот пункт договора КП «Сервис» не выполнял, игнорируя жалобы и обращения жильцов дома на отсутствие двери в распределительном узле. Кроме того, за многие годы коммунальное предприятие не приняло мер к устранению причин возникновения порывов в трубах, не тратилось на лампочки для освещения подъезда.

10 июля в Центрально-Городском райсуде Горловки началось слушание иска, но из-за неявки представителей КП «Сервис» заседание было перенесено на 17 сентября. Тем временем Елена Леськова отправила в Генпрокуратуру письмо с просьбой о возбуждении по факту гибели мужа уголовного дела.