21 сентября православные и грекокатолики отмечают Рождество Пресвятой Богородицы, в Украине праздник называют еще Второй Пречистой. Именно с этого — одного из 12 самых больших церковных праздников — и начинается новый церковный год (идет литургический порядок Господских, Богородичных праздников, дней святых, а также постов, сплошных седмиц и других дат, установленных церковью).
Как указано в церковных преданиях, история праздника Рождества Богородицы началась с того, что родители Марии (Анна и Иоаким) дожили до преклонного возраста, но были бездетными. Из-за этого они пребывали в печали, да еще и терпели общественное порицание. Тогда Иоаким отправился в пустыню, где непрестанно молился, в то время как Анна то же делала дома. И вот ангел возвестил им, что Господь услышал их молитвы и они станут родителями дочери, через которую снизойдет благословение и спасение всему миру. Ее будут звать Марией. Святая Анна, обрадованная чрезвычайный известием, дала обет посвятить ребенка Богу.
Традиционно на Вторую Пречистую верующие посещают богослужения в храмах, молятся о здоровье родных и близких. Этот день особенный для бездетных женщин, которые обращаются к Пресвятой Богородице с молитвой, чтобы подарила им детей. Икону Богородицы празднично украшают цветами и травами, ставят свечи. У наших предков праздник Второй Пречистой считался женским днем, когда чествовали маму.
Как согласно народным традициям проходил праздник Рождества Богородицы, «ФАКТАМ» подробно рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
— Рождество Пресвятой Богородицы — большой праздник, а в народе его называют Второй Пречистой, — отмечает Елена Громова. — По преданию известно, как бездетные родители вымолили у Господа свою дочь и в день появления Марии дали обет посвятить ее жизнь Богу.
На праздник люди обязательно ходили в церковь и молились за своих родных. У иконы Пресвятой Богородицы размещали сплетенный из осенних трав и полевых цветов венок. Если его делали девушки, то загадывали на замужество, а женщины — на мужскую верность. Плели венки и домой. Так, на Буковине их сначала несли в церковь, привязывая к корзинам с травами, а затем этот освященный атрибут оставляли в доме и надеялись на то, что каждый член семьи в здоровье дождется Пасхи и весной у хозяек получится вкусная пасхальная выпечка. В каждом доме у иконы Богородицы зажигали свечу, ставили миску вареной пшеницы с медом, чтобы вспомнить и почтить умерших женщин рода.
Интересно, что задолго до появления праздника 8 Марта в народных традициях Рождество Богородицы считалось женским днем — культ женщины был бесспорным. Так и говорили: «Вторая Пречистая — это мамин день». В западных регионах в каждой семье чествовали старшую женщину. Перед службой Божьей семья (если жили все вместе) молилась, а затем родственники по очереди целовали руку маме (бабушке или прабабушке), и каждый одаривал ее небольшим подарком: кто нес бусы, кто — платок набрасывал, могли преподнести безрукавку или сапожки, дети тоже готовили рисунки или вышивку. Мужчины старались взять на себя большую часть женской работы, освобождая своих женщин от домашних хлопот.
Если старшая родственница жила отдельно, то к ней тоже наведывались все вместе. Женщина в праздничной одежде встречала родню на пороге и каждому вручала по головке мака (который был освящен в «маковейском цветке» и который служил символом бесконечности рода), приговаривая: «Чтобы наш род не переводился». Вся семья садилась за накрытый стол, общалась и праздновала. Блюда были простыми, но сытными: борщ, жаркое, голубцы, вареники или пироги с мясом, сыром, сливами и так далее.
В Центральной Украине обычно к празднику пекли караваи. Их освящали в церкви, а потом на улице ломали и раздавали ломти за души умерших, чтобы люди молились «за царствие небесное». А бездетные женщины после богослужения специально устраивали обеды, на которые приглашали бедных и немощных крестьян. Женщины, которые очень хотели детей, но не могли родить, говорили: «Без дітей тихо, а на старості лихо», «Горе з дітьми, а без них ще гірше»… Во время обеда, обращаясь к Богородице, женщины произносили особые молитвы и просили Матерь Божию подарить им детей.
— На вторую Пречистую мальчики-подростки ходили по селу, размахивая веточками (освященными в Вербное воскресенье), на которые наматывали красные нити. Вербой легонько били животных по спине — благословляли, — продолжает Елена Громова. — Делалось это для того, чтобы плодились коровы, размножался скот. Прутики бросали на воду, чтобы выздоровели те, кто болен, и чужая болячка не прицепилась.
На многих огородах к празднику уже прорастали и поднимались озимые. Обычно хозяева вязали на поле из зеленой ржи пучки — «чубчики». Люди верили, что это поможет появлению в семье мальчиков — будущих казаков.
До Второй Пречистой крестьяне старались закончить с посевом озимых. Также надо было успеть выкопать всю картошку на огороде, чтобы она не испортилась: «Пречиста — картопля чиста». «Перша Пречиста жито засіває, а друга — дощем поливає», — говорили в народе. Также верили, что на женскую судьбу влияет и погода: если в день праздника шел дождь, это означало, что женское сердце охватит печаль. А еще говорили: «Прийшла Пречиста — на дереві чисто, а прийде Покрова — на дереві голо», «Прийшла перша Пречиста — одягла природа намисто, прийшла друга Пречиста — взяла комара нечиста, а прийшла третя Пречиста — стала діброва безлиста».
— Кстати, Успение приходится на 28 августа, а Введение во храм Пресвятой Девы, или Третью Пречистую, отмечают зимой — 4 декабря, — напоминает Елена Громова. — Как показывают исследования историков, этнографов, у наших предков праздник, похожий на Вторую Пречистую, был еще в дохристианские времена. Древние славяне были убеждены, что обряды, правильно проведенные под конец сентября (как раз в этом месяце чествовали землю и ее плоды), дают шанс бездетной женщине забеременеть и продолжить род. А позже христиане стали обращаться с особой молитвой к Богородице, чтобы произошло чудо и воплотилось желание женщины иметь детей.
Был такой древний-древний обряд, его проводили женщины, которые хотели, но не могли родить. Женщина в полночь шла на кладбище, заходила туда «с левой руки», оборачивалась спиной к кладбищу, поднимала руки к небу и просила Богородицу послать ей детей: «Чтобы чрево не умирало и не становилось бесплодным». Затем надо было съесть горошину земли (чтобы выгнать из тела мертвецкий дух), перекреститься, плюнуть через левое плечо и пойти домой. А во дворе женщина подходила к колодцу и обходила его трижды против часовой стрелки, чтобы несчастье отвязалось.
Кроме того, в праздник Богородицы матери просили о своих нерожденных детях, чтобы их души окрестили: «Анна Пророчица, нареки именами моих нерожденных на свет младенцев! Иван Креститель, окрести моих убитых во чреве детей! Святые славные и всехвальные апостолы, пророки, мученики и все святые, молите Бога о нас, грешных. Аминь».
— По народным верованиям, в праздник нельзя было доить скот, чтобы нечисть не навредила, — говорит Елена Громова. — Не полагалось выполнять тяжелую работу, убирать в доме, мыть пол, окна, рубить дрова, сжигать мусор, шить, вышивать и так далее. Женщины не должны браться за нож, иглу, ножницы, работать в поле, на огороде. Нельзя в этот день ссориться, желать кому-то зла или даже думать плохо о родных, соседях, близких — лучше избегать конфликтов. Остатки пищи не выбрасывали, а отдавали их нуждающимся людям, подкармливали животных и птиц.
Продолжали рвать калину, которая не теряла свою особую ценность как на Первую, так и на Вторую Пречистую. Красные ягоды использовали в свадебных обрядах (украшали венки, караваи), готовили из них чай. «Як вип’єш калини на Пречисту, від усякої хворі будеш чистий», — считали люди. Яркие кисти подвешивали под потолком, а если к крыше, то это означало, что здесь есть девушка на выданье. «Прийшла Пречиста — принесла старостів нечиста», — шутили селяне.
В сентябре солнце может еще греть, но уже заметно поворачивает на зиму. Люди издавна заметили: если на Вторую Пречистую солнечно, то следует ожидать теплой осени, без сильных дождей (ясная погода сохранится как минимум до конца октября), а мрачное небо — к осенним холодам и дождливым дням. Если утром опустится туман, то пойдут дожди. Утро выдалось дождливым — лить будет еще 40 дней, а зима ожидается холодной.
Напомним, в августе православные празднуют три Спаса, один из них называется Маковей, а в календаре церковных праздников сентября несколько важных дат.