Интервью

Об уменьшении субсидий, заоблачных зарплатах некоторых чиновников и честном прожиточном минимуме — в интервью с Галиной Третьяковой

6:30 — 21 сентября 2021 eye 3554

По данным Госстата, 67% украинцев считают себя бедными. Правда, не все понимают, как именно вычисляется это понятие. Кто-то отдыхает за границей, ездит на иномарке и живет в доме 200 кв. м, избегая уплаты налогов, но в то же время жалуется на бедность и направляется за субсидией. Есть и такие, кто получает чуть больше прожиточного минимума, имеет небольшую квартиру, однако честно за все платит. Государство пытается бороться с такой несправедливостью, поэтому требования к получателям субсидий из года в год становятся жестче. Хоть и страдают от этого не только нечестные «бедняки», но и пенсионеры, выплат которых часто не хватает даже на самое необходимое. Чтобы в будущем старики получали достойные выплаты, в Украине планируют ввести общеобязательное накопление пенсий. Эксперты предостерегают от рисков, связанных с этим. В частности, есть опасения, что негосударственные пенсионные фонды однажды могут исчезнуть вместе с деньгами вкладчиков.

Глава Комитета ВРУ по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказала, кто и как будет защищать и приумножать накопления будущих пенсионеров. Также пояснила, почему стоимость коммуналки растет, а количество субсидиантов уменьшается и что нужно сделать, чтобы прожиточный минимум в Украине стал справедливым.

«Люблю говорить: Галя не живет на минималку — будь как Галя!»

— Пани Галина, о борьбе с бедностью украинская власть говорит давно. По вашему мнению, кого можно считать бедным?

— Если мы посмотрим на бедность, то ее разделяют на абсолютную и как таковую. Цифры полученного дохода, которые, скажем так, приводят человека к линии абсолютной бедности, установлены ООН и зависят от континента и непосредственно страны. Для Африки — это будут одни цифры, для кого-то другого — другие. Эта сумма колеблется от почти доллара до двух. Для некоторых стран, к которым можно отнести Украину, — 1,25 доллара. Это абсолютная бедность. И даже абсолютная бедность тоже является относительной в зависимости от континента, как ее детерминирует ООН.

— По вашему мнению, какой доход должен иметь человек, чтобы не считаться бедным?

— Больше прожиточного минимума. В моем понимании, если украинец получает доход до или в пределах прожиточного минимума, он не может облагаться налогом. Эта сумма не должна снижаться в результате налогов. Для наработки такой системы налогообложения еще нужно ввести в Украине такой институт, как домохозяйство. Он у нас упоминается только в одном Законе «О сельскохозяйственной переписи». Но начисления субсидий за ЖКУ — процесс деформированный и методологически неверный, поскольку осуществляется на основе домохозяйства, законодательного определения которого нет. Поэтому наступает время привести к одной линии понятие «домохозяйство». Мною готовится соответствующий законопроект.

Вообще не люблю дискуссии о бедности, потому что люди спорят неизвестно о чем. Сначала не сказали, что такое бедность, как они ее оцифровывают, но дискутируют. Люблю говорить: «Галя не живет на минималку — будь как Галя!»

Поэтому, как народный депутат, должна создавать условия, чтобы человек жил богаче, получал больше. В частности, работаю над уменьшением налогообложения для тех, кто находится на нижних уровнях доходов. В европейской практике это называется создание прогрессивного налогообложения, когда, чем больше человек получает, тем больше процент платит. Вместо этого мы имеем регрессивную шкалу налогообложения: бедные слои населения платят наибольший процент налогов от своего дохода. Нашу страну содержат бедные люди. Сделать так, чтобы богатые платили высокие налоги — это моя задача! Она сложная, потому что есть сопротивление, как говорили классики марксизма-ленинизма, того класса, который не хочет много платить. В отличие от Европы и США, где есть система перераспределения в пользу бедных. Там есть традиции, когда богатые делятся деньгами с бедными в виде налогов, через государственный бюджет. В Украине такого нет.

— Говоря о бедности, не могу не вспомнить о прожиточном минимуме, на который в Украине сложно выжить.

— За время независимости, особенно с 2014-го по 2019 год, мы полностью скомпрометировали размер прожиточного минимума. Он имеет следующую процедуру в нашем законодательстве: устанавливается КМУ, а затем утверждается ВРУ в госбюджете на соответствующий год. Парламент утверждает прожиточные минимумы, которые затем берутся в расчет.

Также он напрямую влияет на заработную плату в государственной сфере, в частности, чиновников. Их оклад зависит от прожиточного минимума в коэффициентах от 4 (для педагогических работников) до 75. Тот, кто последним «прибежал» в ВРУ, получил этот самый коэффициент. Поэтому у нас очень большая разница в зарплатах в государственной сфере. Для ее ликвидации депутаты подали более 10 законопроектов, все они принципиально ограничивают верхнюю шкалу получения зарплат в госсекторе. На самом деле нужно выводить эти коэффициенты зависимости так, чтобы не было столь большой разницы зарплат в госсекторе: от 3−4 до 300 тысяч в месяц. Это все надо урегулировать, чтобы прожиточный минимум стал справедливым, а не заниженным, каким его сделал Порошенко в 2014 году. В 2015 году состоялось мощное сокращение прожиточного минимума.

— Как вы уже сказали, прожиточный минимум — это не только о преодолении бедности населения, выгоду получают и чиновники.

— Да. К примеру, мы поднимаем прожиточный минимум, социальное обеспечение обычных людей возрастает вдвое, но в коэффициентах 25, 50, 75 увеличиваются зарплаты чиновников. Поэтому сегодня следующая ситуация: власть сидит на шпагате, так как поднять прожиточный минимум, не поднимая зарплаты чиновникам, невозможно. Чтобы его отвязать, принят в первом чтении законопроект 3515. Правда, до принятия документ должен преодолеть до 4 тысяч поправок. Надо отвязать прожиточный минимум от зарплат чиновников.

Читайте также: С 2023 мы будем знать обо всех зарубежных активах наших граждан, — Даниил Гетманцев

«Мы не должны дотировать субсидиями человека, который живет лучше того, кто за все платит»

— Вопрос стоимости коммуналки беспокоит как простых украинцев, так и состоятельных чиновников. С наступлением отопительного сезона эксперты прогнозируют ее существенный рост, поэтому за субсидиями будет обращаться больше людей. Будет ли пересматриваться бюджет для дополнительного выделения денег?

— Да. ВРУ не допустит, чтобы в случае роста стоимости коммунальных услуг люди остались незащищенными. Если не хватит денег на субсидии, ВРУ будет пересматривать размер средств, выделенных именно на это, и будет их повышать. Поэтому угрозы незащищенности людей нет.

— В последние годы наблюдаем такую ситуацию: стоимость коммуналки растет, а количество денег, выделенных на субсидии, уменьшается. Почему так происходит?

— При введении субсидий бытовало мнение, что это буквально на 1−2 года для преодоления скачка стоимости коммунальных услуг. Впоследствии семьи и домохозяйства в целом должны были бы выйти на новый уровень доходов. Этого не произошло, но, закладывая в бюджет средства на эти расходы, мы должны понимать, что за тех, кто не имеет возможности заплатить, докладывают деньги налогоплательщики: одна часть украинцев дает другим средства на оплату ЖКУ.

Конечно, и часть людей, которая платит налоги, требует справедливого распределения. Всего 60% украинцев (ранее 50%) готовы помогать другим справиться со скачком стоимости ЖКУ.

Для уменьшения нагрузки на украинцев, которые платят налоги, нужно что-то делать с той группой, кому не хватает средств на оплату коммунальных услуг. Поэтому государство предоставляет им определенные инструменты для экономного потребления услуг. Речь идет об утеплении домов, увеличении доходов населения. Как показывает практика, обычно не хватает средств не тем, кто имеет наименьшие доходы.

— Некоторые правила относительно субсидий вызывают лишь недоумение. К примеру, если человек не работал несколько месяцев, потом устроился на работу, то для начисления субсидии будут брать средний доход за 6 месяцев, в том числе за те дни, когда он не работал, и если средний доход за эти месяцы будет ниже, то в льготе откажут. Но где логика?

— Для ликвидации такого нужно выписать закон, где должна быть детерминация — что такое домохозяйство, его доход, кто должен содержать и тому подобное. Один из признаков домохозяйства — люди, которые живут под одной крышей (квартира, дом). Доход домохозяйства должен формироваться не искусственными методами, как сегодня через постановления КМУ.

Нужно понимать, что человек, который построил дом на 400 кв. м или купил квартиру 100 кв. м должен иметь доход, чтобы содержать такое жилье. Не имеешь возможности это делать — сдавай в аренду или ищи другие доходы. Недопустимо чтобы тот, кто живет на 20 кв. м и честно платит налоги и услуги ЖКХ, еще и предоставлял средства через субсидию человеку, живущему на 100 кв. м. Упираемся в категорию справедливости. Мы не должны дотировать субсидиями человека, который живет лучше того, кто за все платит, включая налоги.

В продолжении интервью речь пойдет о введении обязательного пенсионного обеспечения, негосударственных пенсионных фондах и рисках, связанных с их работой.

Читайте также: Зарплата в конвертах и оформление работников «ФОП»: Даниил Гетманцев о борьбе с методами уклонения от налогов

Фото с сайта sluga-narodu.com