У нынешних выборов в декоративную российскую Государственную думу есть одна отличительная особенность — впервые за партии, представители которых пройдут в парламент страны-агрессора, голосовали жители оккупированного Донбасса, получившие российские паспорта. И добровольно-принудительная паспортизация, и участие в выборах граждан другой страны абсурдны и с юридической, и с житейской точки зрения. Но Кремль плевать хотел на это.
Известно, что 24 апреля 2019 года Путин подписал указ о приеме в гражданство России «в упрощенном порядке» тех, кто проживает в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. Хозяин Кремля объяснил, что выдача им паспортов, дескать, крайне необходима, что она носит исключительно гуманитарный характер, так как жители ОРДЛО «не могут нормально перемещаться и реализовывать свои права», и вообще «ситуация с правами человека на Донбассе перешла все границы». При этом ни о прописке в России, ни о социальной защите (гражданам же она полагается, правильно?) не было сказано ни слова.
Кремлевские пропагандисты утверждают, что российские паспорта в ОРДЛО получили более 600 тысяч человек. В преддверии выборов этот процесс активно форсировали.
Часть жителей оккупированного Донбасса голосовала непосредственно на местах с помощью онлайн-системы. «Желающим» следовало заранее зарегистрироваться на российском портале госуслуг (чему предшествовала мощная разъяснительная кампания). Для подтверждения учетной записи надо было не только указать паспортные данные и СНИЛС (номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования), но и лично заверить их через Многофункциональный центр, «Почту России» или один из банков. Фактически это полный доступ ко всем персональным данным.
Для дистанционного голосования в ОРДЛО открыли «информационные центры» (в «ДНР» — 255, в «ЛНР» — 141), которые по сути были избирательными участками. Остальные новоиспеченные «граждане России» голосовали по старинке. Им организовали бесплатный подвоз в Ростовскую область. Накануне, например, главарь «ДНР» Денис Пушилин сообщил, что будет 825 автобусных и 12 железнодорожных рейсов.
О том, что происходило на неподконтрольной части Донбасса в эти дни, «ФАКТЫ» поговорили с бывшим главой Луганской военно-гражданской областной администрации, бывшим заместителем министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгием Тукой.
— Георгий Борисович, Кремль устроил Киеву очередную очень серьезную провокацию — «выборы» в Государственную думу на оккупированном Донбассе. В российских и местных теленовостях в эти дни показывали счастливых дончан и луганчан, чьи реплики сводились к одной фразе: «Мы так долго этого ждали, мечты сбываются». Однако источники «ФАКТОВ» в ОРДЛО рассказали, что пропагандистская картинка, как всегда, не соответствует реальности, что под прессинг в первую очередь попали бюджетники и студенты, при этом они особую активность не проявляли — люди брали больничные листы или писали на работе заявления, что уезжают куда-то. В общем, не случилось того эффекта, который ожидала Россия. Член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Вышинский сообщил, что на выборах проголосовали 150 тысяч жителей ОРДЛО. Негусто, скажем так.
— Да и в самой России с явкой избирателей тоже негусто. Я разговаривал с несколькими россиянами, живущими в разных регионах, начиная с западной части и заканчивая Дальним Востоком. Они утверждают, что в целом явка по стране была достаточно низкой. И это стало неожиданностью для правящей верхушки, затеявшей впервые такой эксперимент, как выборы на протяжении трех дней.
Что касается участия жителей части Донецкой и Луганской областей, безусловно, мы никогда не получим объективных и достоверных данных о том, сколько их проголосовало. Российская пропаганда будет надувать щеки и рассказывать об активности жителей Донбасса, показывать, как они голосуют онлайн или как их подвозят на избирательные участки. Там умеют делать постановочные видео со счастливыми лицами.
Между прочим, интересная деталь. Сейчас в российских оппозиционных СМИ обсуждают сюжет, показанный по всем телеканалам, о том, как проголосовал «горячо любимый товарищ Путин». При этом дотошные зрители обратили внимание, что дата на его часах — 10 сентября. Вокруг этого видео ломают много копий. Потому что трезвомыслящие люди прекрасно понимают, что это постановочное видео записали намного раньше, ведь Путин с 17 сентября находится в изоляции, опасаясь коронавируса. В принципе по такому же сценарию российские пропагандисты могли действовать и в отношении жителей Донбасса. Можно ведь один и тот же автобус снять на избирательном участке в разных ракурсах и потом слепить кучу видео, рассказывая о победе российской демократии на территории оккупированного Донбасса. Это можно было заранее спрогнозировать.
Читайте также: Павел Климкин: «Путин в Женеве изложил российскую логику — это фактическая оккупация и аннексия Донбасса»
Вместе с тем хотел бы отметить, что в России развернулась борьба между путинской «Единой Россией» и КПРФ. Ожидается, что коммунисты смогут нарастить свое присутствие в Госдуме. Впрочем, для Украины это не имеет абсолютно никакого значения, потому что по всем фундаментальным вопросам взаимоотношений между нашими странами некоторые спикеры их компартии занимают позицию, какая иногда выглядит еще более радикальной, чем официальная позиция российских властей. Так что ожидать каких-либо изменений в отношениях Украины и России, думаю, вообще не стоит.
— МИД Украины назвал действия РФ незаконными, а Верховная Рада приняла постановление о признании нелегитимным привлечение жителей ОРДЛО и Крыма к голосованию на выборах в Госдуму. При этом нет жесткой реакции Офиса президента и Кабмина. Почему украинская власть так вяло отреагировала на это вопиющее беззаконие?
— Мне сложно это комментировать, лучше об этом спросить непосредственно представителей нынешней власти. Я еще перед выборами, давая комментарии нескольким изданиям на эту тему, задавал вопрос: как будет реагировать нынешняя власть? Пока этот вопрос не решен. От представителей провластной команды звучат два трека, как сейчас модно говорить. Первый — не признавать выборы на территории аннексированного Крыма и, условно, в Ростовской области, где голосовало большинство жителей Донбасса. С моей точки зрения, это просто фиговый листочек.
Читайте также: Меня беспокоит, что власть иногда подыгрывает Российской Федерации, — Ирина Геращенко
Второй трек — вообще не признавать выборы в Государственную думу. Какой именно будет официальная реакция Киева, пока сказать не могу. Однако хотел бы напомнить всем гражданам Украины и в первую очередь власть имущим, что непризнание выборов в Госдуму влечет целый ряд последующих шагов — непризнание правительства России, которое эта нелегитимная Госдума будет утверждать, а затем вполне вероятно и абсолютно логично это может привести к фактическому разрыву дипломатических отношений. Предыдущая власть, несмотря на дискуссии, продолжавшиеся все пять лет ее каденции, оказалась к такому шагу не готова. Как будет действовать нынешняя власть? Поживем — увидим.
— Главари боевиков твердят, что прошедшие выборы — это едва ли не предпоследний шаг к объединению с Россией.
— Их мнение мало кого интересует как в российском политикуме, так и в украинском. Эта небольшая часть маргиналов абсолютно ни на что не влияет.
— Тем не менее многие жители оккупированного Донбасса верят, что вот-вот Россия присоединит его. Мол, их участие в выборах — это серьезный сигнал.
— Я общаюсь с жителями Донбасса, которые проживают в оккупации. Понятно, что с теми, кто настроен проукраински. Подчеркиваю, что не могу претендовать на роль профессионального социолога, но скажу следующее. Да, наверное, большая часть жителей Донбасса ратует за то, чтобы хоть как-то определилось их будущее. Еще в 2018 году мы с помощью Службы внешней разведки провели определенные закрытые исследования. Так вот, например, более 80 процентов жителей оккупированной части Луганской области не видели своего будущего в так называемой «ЛНР». Их мнения разделились — либо назад, в Украину, либо в Россию. А это квазигосударственное образование поддерживало малая часть. Поэтому утверждать, что люди не хотят в Россию, было бы неправдой. Вместе с тем говорить, что туда рвется большинство, у меня оснований нет. Ведь никаких социологических опросов на оккупированных территориях никогда не проводили.
Читайте также: Роман Цимбалюк: «Кремлевская пропаганда внушает людям, что в отношениях с Украиной Россия — пострадавшая сторона»
— Сейчас жителям ОРДЛО разрешили голосовать лишь по партийным спискам. При этом российские юристы объясняют, что даже такое частичное право позволит начать интеграцию этих граждан в политическую систему РФ. Многие эксперты считают, что в следующей кампании жители ОРДЛО с российскими паспортами будут не только «избирать», но и участвовать в выборах в качестве кандидатов. Вполне вероятно, что ими могут стать бывшие боевики.
— В нынешних выборах кандидатов в депутаты, проживающих на оккупированной территории, не было, насколько я знаю. Но очень показательно, что ими стали яркие представители сепаратистского движения.
— От «Справедливой России» в Госдуму баллотируется Захар Прилепин, экс-советник ликвидированного три года назад главаря «ДНР» Захарченко, а от «Единой России» — бывший «глава правительства ДНР», ныне руководитель «Союза добровольцев Донбасса» Александр Бородай.
— Не стал бы брать на себя ответственность говорить о том, что на следующих выборах сценарий появления бывших боевиков в качестве кандидатов в депутаты невозможен.
Россия официально не признает ни «ДНР», ни «ЛНР» и подчеркивает, что это территория Украины. Вместе с тем раздает там свои паспорта. Соответственно, те, кто их получил, в России воспринимаются как граждане РФ. То есть они имеют право участия в политической жизни этого государства. Так что вполне возможно, что их используют на региональном уровне. Например, в ростовское законодательное собрание могут попасть один-два кандидата из оккупированной части Донбасса.
Читайте также: Евстратий Зоря: «Единство украинцев и россиян — имперский миф»
— Выборы в Госдуму прошли. Что будет дальше с Донбассом? Ваши прогнозы?
— Внешних предпосылок присоединения оккупированной части Донбасса к России на официальном уровне пока не вижу. Российские власти продолжают свою игру, стараясь всунуть нам эти два анклава на своих условиях, что абсолютно неприемлемо для Украины. Что касается вопроса гармонизации отношений, как они это называют, между так называемыми «ДНР» и «ЛНР» и Россией (имею в виду единое налоговое законодательство, систему образования, медицинского обслуживания и все остальное), то этот процесс длится далеко не первый год. Не так быстро, как хотелось бы и так называемым властям «ДНР» и «ЛНР», и властям Российской Федерации. Тем не менее он идет и будет продолжаться. Не сомневаюсь в этом.
Читайте также: Не только жители ОРДЛО? Полмиллиона украинцев стали гражданами России за последние 2 года