В первой части интервью с главой Комитета ВРУ по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галиной Третьяковой «ФАКТЫ» поговорили о бедности в Украине, несправедливости при начислении субсидий и о том, почему от повышения прожиточного минимума выгоду получают, в частности, и чиновники.
В продолжении беседы речь пойдет о введении обязательного пенсионного обеспечения, негосударственных пенсионных фондах и рисках, связанных с их работой.
— Внедрение обязательного накопительного уровня пенсионной системы тоже направлено на восстановление справедливости, в частности, среди пожилых людей. Однако эксперты говорят о неготовности Украины к такому шагу.
— Украина давно готова к накопительному уровню. Я насчитала 14 попыток всех премьеров, кроме Юлии Владимировны Тимошенко, правительств, президентов, которые декларировали пенсионную реформу. В 2011 году даже были приняты изменения в закон, что в Украине должно быть три уровня пенсионного обеспечения. Правда, ситуация до сих пор не изменилась.
По моему мнению, сейчас проблема в парламентариях: представления как правительственные, так и народных депутатов не пропускала именно ВРУ. Поэтому у меня вопрос — или там олигархи не хотели, чтобы люди становились богаче на пенсии, или другой была цель того, что правительства и президенты понимали необходимость этой реформы, а ВРУ не принимала нужных законов? Чьи интересы они защищали? Имею однозначный ответ: ВРУ защищала интересы богатых и делала людей бедными, чтобы было проще ими управлять.
Резюмируя, скажу: Украина, население, премьер-министр, президент и комитет соцполитики и нардепы, которые в него входят, готовы к таким изменениям. А вот относительно фракций — покажет голосование. Мне кажется, есть все шансы, что в нынешний исторический период Украина наконец примет этот вызов. Если эта система не понравится людям, они ее будут менять. Государство должно помочь украинцам создать первичный накопительный фонд и овладеть финансовой грамотностью, как инвестировать в него.
— Анализируя опыт нескольких стран, которые внедряли эту реформу, видим, что многие впоследствии отказывались от обязательного накопления и возвращались к солидарной системе. В частности, речь идет о Болгарии, Эстонии. Зачем мы внедряем реформу, которая негативно зарекомендовала себя в других странах?
— Ни одна страна не отказывалась от накоплений на пенсию как таковых. Отказывались от их обязательности. В этом есть большая разница. Другие страны начинали с обязательности, а мы — с добровольности и 30 лет топчемся на месте.
Однако после того, как у европейцев действовало обязательное накопление, они переходили на добровольное, но у них появлялись традиции. Ежемесячно они собирают средства для накопления от каждого лица, этот капитал становится в том числе и капиталом всей страны. Он может развивать экономику, что тоже влияет на рост уровня дохода и в солидарной системе. Таким образом невнедрение накопительной системы в прошлые годы — это преступление против экономики и гражданина Украины.
Рада, не способная ввести новый механизм, принять все сложные вызовы накопительного уровня, ничего не стоит, ее нужно менять.
— Для накопления пенсий с какими финансовыми учреждениями можно будет сотрудничать?
— Это будут страховщики жизни, банки, соответственно пенсионные депозиты и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Сегодня НПФ оперируют небольшим количеством денег. Там сконцентрировано 2−3 млрд гривен, а финансовый сектор должен быть готов к администрированию нескольких десятков. Вообще украинцу нужно предоставить возможность выбирать, где ему лучше накапливать на пенсию: в банке, у страховщика или в НПФ. Далее конкуренция, а это хорошая штука, которая является двигателем экономики в финансовом секторе. Кто будет предоставлять лучший процент, тот будет выигрывать. Украинцы будут вкладываться туда, где лучший процент дохода.
Читайте также: Андрей Рева: «В идеале можно получать пенсию из трех источников»
— Не могу не спросить о НПФ, которые должны зарабатывать деньги для своих вкладчиков на фондовой бирже, но она пока не работает в Украине…
— Именно поэтому фондовый рынок и не работает, поскольку в стране нет «длинных» денег. Посмотрите, насколько у нас падал уровень накоплений домохозяйств, как защищается право на собственность. А что случилось с собственностью украинцев, которые вкладывали средства в развитие квартир через различные финмеханизмы, сколько пирамид было, с которыми предыдущие представители власти не смогли справиться.
Вспомните о «банкопаде». Кстати, один из небольших плюсов предыдущей власти то, что они привели в порядок банковскую систему. В этой сфере до сих пор есть проблемные моменты, но она уже стойкая перед финансовыми кризисами.
Традиционно Украина институционально не создавала механизмы для контроля за небанковским и банковским финансовым сектором. Мы сделали так, что накопление на пенсионное обеспечение будут делать три институции: банки, которые сегодня контролируются, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в первые годы они в основном будут пользоваться государственными инструментами, страховщики. К примеру, сейчас происходит присоединение государственного ипотечного учреждения к госфинучреждению, которое будет заниматься в том числе и ипотечными механизмами в Украине. Для того, чтобы отдать кэш такому учреждению, которое начало мощно строить жилье, нужны «длинные» деньги. Они накапливаются в НПФ, немножко в банках и большая часть — в страховом секторе, который сегодня не является мощным в Украине. Ведь его не развивали.
Хочу добавить — финансовая система является частью ВВП страны и частью точки роста ВВП и нашего процветания. Неумение власти пользоваться частным финансовым небанковским сектором, привлекать его к балансированию с государственными финансами — вот, что можно констатировать за предыдущий период. Нынешний премьер и министр финансов понимают, насколько мы оздоровим экономику, включив в государственные финансы частные учреждения. Как это делает Германия, которая спаслась от кризиса 2008−2009 годов именно благодаря немецким страховщикам и пенсионным фондам — они предоставили средства госбюджету и банкам. Другие страны тоже спасались счет таких финансовых учреждений.
— Какова роль государства в накоплении пенсий?
— Государство должно обеспечить защиту права собственности на эти накопления. Механизмы сложны. Думаем о том, чтобы Фонд гарантирования вкладов расширял защиту, которая сегодня есть в банковской системе, на НПФ и страховщиков жизни. Говорят, что недостаточно в случае исчезновения НПФ возмещать 200 тысяч гривен. Однако посчитайте, сколько вы накопите в течение первых 10 лет, если это будет 2% от дохода. 200 тысяч не будет. А дальше мы будем увеличивать эту величину. Имеется в виду увеличение суммы возмещения от Фонда гарантирования вкладов.
— Есть ли гарантии, что эти фонды в один прекрасный момент не исчезнут вместе с деньгами своих вкладчиков?
— В государстве должен быть создан мощный регулятор. Наконец-то у нас эту роль выполняет НБУ и Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Теоретически это не лучший способ регулирования, но считаю, что мы в 2024-м или в 2025 годах сможем сделать СПЛИТ 2.
Вы же знаете, что в сентябре 2019 года ВРУ приняла закон СПЛИТ 1, который кардинально изменил ландшафт регулирования в Украине и убрал регулятора, который фактически не выполнял свою функцию. Речь идет о предоставлении НБУ контрольных функций над страховщиками, кредитными союзами, финансовыми компаниями, бюро кредитных историй. Также помогают с этими функциями и международные эксперты.
— Некоторые эксперты говорят, что выгоду от работы этих фондов получат те же НПФ, но отнюдь не пенсионеры.
— Выгоду от работы фондов получить может финансист только в виде комиссии, которая ограничена законом. Продолжаются дискуссии по этому ограничению. Речь идет о 0,5% или 1%. Решать ВРУ. Этот процент пойдет на оплату труда людей, которые будут заниматься такими инвестициями. Конечно, процент уменьшается в зависимости от массы денег, которые инвестирует та или иная компания по управлению активов или администратор. То есть выгода есть, но за любую работу надо платить. Управленцу активами тоже необходимо получать зарплату. Поэтому я и говорю — запуск этой системы создаст, по моим подсчетам, не менее 20 тысяч высокоинтеллектуальных и высокооплачиваемых рабочих мест. Ничего страшного здесь нет. Ведь НПФ будет увеличиваться вследствие инвестиционного дохода и человек, наконец, получит доход больше, чем инфляция.
— В одном из интервью министр соцполитики Марина Лазебная замечала, что без общеобязательного накопительного уровня придется повышать пенсионный возраст или налоги. Вы согласны с этим утверждением?
— Полностью. Солидарный уровень очень прост. Это арифметика, а не высшая математика, как накопительный уровень. Арифметика заключается в том, что детей рождается меньше, живем дольше (институт демографии прогнозирует длинную продолжительность жизни этой генерации украинцев), таким образом меньшее количество молодежи не сможет содерживать большее количество пенсионеров. Любая страна повышает пенсионный возраст или налоги. Другого пути в солидарном уровне нет, в случае промедления с введением накопительного. Если мы это сделаем, через 4,5,10 лет получим мощный эффект увеличения пенсий.
Хочу, чтобы мы через 10−15 лет получили коэффициент замещения 60. Это означает, что человек будет получать на 40% меньше, чем было во время трудовой деятельности. Для развитых стран (Нидерланды, Израиль) — это 80−90%. Однако падать ниже 60% - плохо для любого политика. Если уровень дохода человека падает более чем на 40%, он никогда не будет удовлетворен на пенсии.
Даже по политическим соображениям нужно выводить на коэффициент замещения 60%. Сейчас в трудовой пенсии он 20%. Это свидетельствует о катастрофическом положении в солидарном уровне.
Читайте также: Какие пенсии будут в Украине при условии внедрения обязательного накопления: посчитал экс-министр