Пандемия заставила каждого из нас посмотреть на жизнь несколько иначе. Все, что мы имеем, надо ценить: семью, работу, возможность общаться с друзьями и путешествовать, дышать свежим воздухом полной грудью… А еще — ценить каждое мгновение. Поскольку, как говорил Стив Джобс, самый ценный ресурс в нашей жизни — время.
«ФАКТЫ» продолжают проект «Мир после пандемии» — серию интервью с известными людьми и лидерами отраслей. Своими мыслями о новых реалиях жизни с «ФАКТАМ» поделились Элина Свитолина, Валерий Борзов, Андрей Курков, Ольга Сумская, Тамара Яценко, Виктор Андриенко, Остап Ступка, Назар Заднепровский, Павел Зибров, Светлана и Виталий Билоножко, Нина и Тоня Матвиенко, Александр Пономарев, Артем Пивоваров, Арсен Мирзоян, Андре Тан, Дима Борисов, Евгений Клопотенко… Сегодня наш собеседник в проекте «Мир после пандемии» — народный артист Украины, легенда отечественного театра, актер Национального театра имени Ивана Франко Лесь Заднепровский.
— Лесь Михайлович, как вы отдохнули летом?
— Были с семьей впервые в жизни в Турции. Многие мои знакомые отдыхали там уже по сто раз и уверяли меня, что мне отдых понравится. Так и произошло. В Турции великолепное море, живописная природа. До сих пор мы отдыхали в Испании. Влюбился в искусство и литературу этой страны еще в юности. Я не ездил уже два года и соскучился по особой атмосфере этой страны. Люди, архитектура, музеи… Когда впервые были с женой в музее Прадо, я просто плакал. Не верил в то, что со мной происходит. Ранее видел шедевры Веласкеса, Гойи, Эль Греко только на открытках и в каталогах. Возможно, поедем в Испанию в следующем году. А еще мечтаю увидеть сокровища Ватикана и побывать в Лувре. Это моя мечта, которую я давно лелею.
— Искренне желаю вам, чтобы она осуществилась! Но не станет ли продолжающаяся пандемия препятствием для путешествий по миру?
— Хочется надеяться, что она закончится. Все так или иначе когда-нибудь кончается. А человек так устроен, что когда чего-то хочется, будет идти к своей цели. Чтобы путешествовать по миру, нужны деньги, их необходимо зарабатывать. А когда ничего не хочется, кроме того, чтобы полежать на диване, — это беда. Пока, к счастью, это не про меня.
— В одном интервью вы сказали, что главное — не превратиться с возрастом в руину…
— Да, и это особенно важно в актерской профессии. Актер должен иметь «товарный вид». Важно чувствовать себя молодым!
— Надо отметить, вы в отличной форме… Занимаетесь спортом?
— Все время стараюсь двигаться. Дома есть гантели, я плаваю… У меня же была спортивная юность. Я кандидат в мастера спорта по академической гребле. Вообще, люблю все, что связано с водой.
— Недавно я общалась с вашим талантливым сыном Назаром. Как вам работается в театре на одной сцене?
— Назар очень работоспособный. У каждого из нас свое амплуа. При этом мы «контролируем» друг друга, делаем замечания: он — мне, я — ему. Иногда и не очень теплые (улыбается).
Читайте также: Назар Заднепровский: «После «Скаженого весілля» в метро время слышу: «Да это не он!»
— Критика родного человека не обижает?
— Нет, критическая атмосфера — это нормально. Иначе и быть не может. Вы сами понимаете, когда сын и отец на виду, то, как говорится, каждый из нас должен держать своего коня за гриву. Мы с Назаром играем рядом на сцене в спектакле «Комбинаторы» Остапа Бендера и Кису Воробьянинова — почти сверстников. Иногда зрители не знают, что мы отец и сын. Но когда узнают об этом, у них шок. А мы с сыном после спектакля обязательно обсуждаем нашу игру, делаем друг другу замечания, что-то советуем, и это помогает нам оставаться на плаву.
— Как считаете, что ждет театр в связи с пандемией?
— Каждая сфера — звено одного организма. Театр не исключение. Немало коллег переболели коронавирусом. И я тоже. Причем довольно тяжело. Врач сказал: «Плохо, но не смертельно. Будем бороться». Честно говоря, я тогда перенервничал: думал, что мне конец, и очень волновался за родных. Я уже говорил, надеюсь, что пандемия закончится. Поэтому надо жить с надеждой на это, строить планы, стремиться к чему-то.
— Многие с началом пандемии выбрали такую позицию: мол, надо это время «переждать» и нет смысла начинать что-то новое. А вы как считаете?
— Я так не думаю, потому что жизнь коротка. Ждать год, два? А за это время, например, актер может потерять форму — физическую и духовную. А что такое духовная форма? Это иметь желание и вдохновение. Только тогда будешь интересен зрителям. Даже во время локдауна, если ты профессионал, не имеешь права останавливаться, не работать. Такое время надо использовать для того, чтобы читать пьесы, сценарии, делать инсценировки, работать с режиссером… Не надо терять время. Если ты профессионал, то хочешь в любом возрасте быть на коне. Вот посмотрите, например, на Пьера Ришара!
— Да, он очень вдохновенный человек, не знает отдыха в своем творчестве. Мне посчастливилось взять у него интервью. Он рассказывал о своем увлечении виноделием. Запомнились его слова: «Мне не хотелось бы, чтобы кто-то, попробовав мое вино, сказал: «Знаете, господин Ришар, занимайтесь лучше кино». И действительно, его вина очень качественные.
— Несколько лет назад мы с женой были у него в имении во Франции. Раз в месяц он устраивает у себя день открытых дверей. Это его бизнес — у него свои виноградники, он выпускает вина. И туристы покупают эти вина. Белые, красные, розовые… Но я не покупал — он мне подарил бутылку со своим автографом. Перед этим, как оказалось, он со спектаклем приезжал в Киев. И когда я к нему обратился на французском языке и сказал, что я актер, его коллега из Украины, у него было столько эмоций! Он подарил нам с женой две бутылки вина и афишу с автографом.
— Приятно! А что вас особенно поразило в личности актера?
— Несмотря на всемирную славу, Пьер Ришар — очень открытый человек. Он показывал свою винодельню, рассказывал о процессе производства вин. Это было невероятно интересно.
— В зарубежных СМИ пишут о том, что скоро сценарии фильмов и спектаклей сможет создавать искусственный интеллект. Похоже на фантастику. А вы что думаете об этом?
— Все возможно. Не исключено, что и робот напишет сценарий. Единственное, чего будет не хватать, — человеческих эмоций. Знаете, я считаю так: роботы пусть облегчают человеку тяжелую физическую работу и освобождают нас для творчества. Люди должны жить для счастья.
— Как вы думаете, изменит ли нынешняя ситуация людей?
— Мне кажется, люди стали более нервными. Изменение правил игры и жизненного уклада — это для психики непростое испытание. Причем независимо от возраста.
— Что же должны понять люди?
— Прежде всего — что в мире все связано и все мы находимся в одной лодке. А еще то, что надо жить, радоваться настоящему, заниматься своим любимым делом, быть оптимистами! Каким будет мир после пандемии, никто не знает. Но мне хочется, чтобы после пандемии мы с вами встретились снова, чтобы были в то время живы и здоровы, и чтобы вы сказали мне: «Лесь Михайлович, а вы были правы, когда говорили, что все будет хорошо».
— Замечательная идея! Что бы вы пожелали читателям «ФАКТОВ» в наше непростое время?
— Доверяйте профессионалам во всех сферах! Будьте здоровы! И пусть все у вас будет хорошо.
Ранее в проекте «Мир после пандемии» «ФАКТЫ» поговорили с певицей Alyoshа, которая рассказала, что ее песня «Поруч» написана чудесным образом — как будто под диктовку Кузьмы Скрябина.
Фото в заголовке Марины Гладкой