Клуб потребителей

Ловушка управителя: жильцы ЖК «Парк Стоун» ведут борьбу за законное право сменить ЖЭК

18:38 — 27 сентября 2021 eye 1774

Несмотря на принятый в 2015 году Закон «Об особенностях совершения права собственности в многоквартирном доме», жильцам многоэтажек крайне сложно поменять управляющую компанию. Карманные организации застройщиков не оказывают качественных услуг, но всеми силами стремятся сохранить за собой право контроля и управления жилым комплексом, объявляя жильцам настоящую войну.

В Украине с 2015 года стартовала реформа в жилищно-коммунальном секторе. Уже шесть лет в стране урегулированы все вопросы, связанные с ЖЭКами, обслуживающими многоэтажные комплексы. То есть шесть лет назад жители комплексов получили все разъяснения относительно законных процедур как по созданию ОСМД, так и по смене управляющей компании. Закон № 417-VIII «Об особенностях совершения права собственности в многоквартирном доме» регулирует правоотношения между собственниками квартир и управляющей компанией, описывает подробно процедуры, связанные со сменой управителя (то есть перехода от одного ЖЭКа к другому).

Однако, несмотря на вполне законные основания жителей многоквартирных домов поменять управляющую компанию (УК), на практике все происходит совершенно иначе.

Как правило, частные ЖЭКи, созданные застройщиком и получившие право распоряжаться домом «по наследству» сразу по завершению строительных работ, не желают расставаться с лакомым доходом в виде высокой платы за свои «услуги». Даже если жильцы принимают решение отказаться от обслуживания такой компанией, перейти к новой удается не сразу. Так произошло с владельцами квартир в известном киевском ЖК «Парк Стоун», которые уже много месяцев ведут борьбу за свое предоставленное им законом № 417-VIII право сменить управляющую компанию.

Эпичное начало

После введения ЖК «Парк Стоун» в эксплуатацию в 2013 году компания застройщика передала на обслуживание комплекс своей «дочерней» структуре — компании «Парк-Стоун Сервис». Как правило, большинство строительных компаний на рынке Киева имеют свои карманные ЖЭКи, которые моментально берутся обслуживать построенный комплекс. И все бы ничего, но с каждым годом жильцы дома все чаще сталкивались с безразличием и даже халатностью обслуживающей компании.

«Когда случались поломки и сбои в обслуживании, например, почти полное отключение отопления на нижних этажах зимой 2020/2021, ЖЭК не устранял проблему. Потом они придумали отговорку — у дома большие долги, потому ничего делать не станут. И на любое обращение они ссылались на эти долги и не реагировали ни на одну заявку. Дальше — больше. Отключили в подъездах лифты — из трех в подъезде оставили один. Почему? Говорили, что «у вас долги», — рассказала член инициативной группы жильцов ЖК «Парк Стоун» Марина Каспарова. При этом, по ее словам, ЖЭК не торопился решать вопрос с должниками, перекладывая проблемы на плечи добросовестных плательщиков, отказывая им в качественных услугах.

Со временем ситуация не только не улучшилась, но и зашла в тупик. Управляющая компания «Парк-Стоун Сервис» не передала несколько подъездов на обслуживание Киевтеплоэнерго (КТЭ). Это значит, что часть дома получила право оформить прямые договоры с КТЭ, а часть по-прежнему платила ЖЭКу за полученное тепло в осенне-зимний период. Это значит, что платежки присылал управитель, тогда как в соседних подъездах платежки были от «Киевтеплоэнерго».

«И вдруг выяснилось, что цифры от ЖЭКа за тепло в разы выше, чем в счетах от „Киевтеплоэнерго“. Причин такой ситуации в ЖЭКе не назвали, а просьбу передать весь комплекс и все квартиры на обслуживание КТЭ проигнорировали», — отметила Марина Каспарова.

Инициативная группа жильцов в начале лета 2021 года направила письмо в КТЭ с просьбой объяснить возникшую ситуацию с отсутствием прямых договоров части квартир ЖК «Парк Стоун». В своем ответе КТЭ пояснил, что застройщик не передал часть коммуникаций комплекса на обслуживание «Киевтеплоэнерго».

«До сих пор первый, второй и восьмой подъезды дома не подключены к горячему водоснабжению, жители вынуждены пользоваться исключительно бойлерным нагревом», — рассказал один из жильцов ЖК «Парк Стоун».

Накопленные проблемы и сложности во взаимоотношениях с ЖЭКом, который попросту отказывался предоставлять услуги, а в своих платежках выставлял очень завышенные по сравнению с другими ЖЭКами суммы за свои услуги, нарастали, как снежный ком.

Особенно сложно жильцам «Парк Стоун» приходилось зимой, когда, кроме многотысячных платежей за тепло, они столкнулись с полнейшим отсутствием работы ЖЭКа по очистке территории от снега. Жильцы комплекса рассказали, что дворники управляющей компании периодически чистили тротуары, но проезжая часть представляла собой снеговые завалы, не позволяющие нормально проезжать автомобилям. С учетом всех факторов жильцы летом 2021 года организовали собрание и приняли решение сменить ЖЭК, расставшись с управителем «Парк-Стоун Сервис».

Высокая цена

Жители ЖК «Парк Стоун» говорят, что проблемы с нынешним управителем длятся уже много лет. Сначала компания без объяснений и обоснований попыталась поднять стоимость обслуживания.

«В марте-апреле 2018 года состоялась первая попытка незаконно и без адекватных объяснений поднять жителям стоимость коммунальных услуг более чем в 2 раза, которая была „отбита“ жильцами дома после неоднократных обращений в КГГА, Антимонопольный комитет, Держспоживслужбу и другие органы власти», — объяснили жители комплекса.

Но кульминацией стал пожар в одном из подъездов ЖК в 2018 году. Причиной этого жильцы называют неудовлетворительную работу «Парк-Стоун Сервис». По данным свидетелей события, неспособность или нежелание данной компании привести оборудование дома в соответствующее состояние и исправить допущенные застройщиком нарушения в строительстве привели 13.11.2018 г. к масштабному пожару в электрической шахте шестого подъезда дома.

«В результате пожара выгорела электрическая шахта от 2 до 22 этажа дома со всеми кабелями, оборудованием и этажными щитами с электросчетчиками. Во время пожара не сработала ни система противопожарной сигнализации, ни система дымоудаления, ни система управления лифтами, за наличие и обслуживание которых „Парк-Стоун Сервис“ регулярно получал средства от жильцов дома. Противопожарные водопроводы находились в неработоспособном состоянии, а пожарные гидранты на этажах вообще отсутствовали. Также было отмечено нарушение норм строительства в виде отсутствия кабельных проходок», — сообщил один из пострадавших от пожара жильцов дома и добавил, что электроснабжение в подъезде было восстановлено только через 7 месяцев после пожара.

По словам жильцов дома, управитель «Парк-Стоун Сервис» полностью отстранился от решения проблем и ликвидации аварийной ситуации — ремонт и восстановление, уборка помещений после пожара велись силами и на средства самих жильцов.

Однако в апреле 2019 года ЖЭК снова начал выставлять жильцам дома счета с увеличенной вдвое ценой за обслуживание и без соответствующего обоснования. К тому же ЖЭК даже не пытался узаконить такое повышение через подписание дополнительных соглашений с жильцами — ничего такого владельцы квартир в комплексе не подписывали. В такой ситуации владельцы квартир в ЖК выступили за смену управляющей компании. Однако реализовывать свое законное право на смену ЖЭКа им приходится в постоянной борьбе с агрессивным нынешним управителем, который не желает расставаться с таким доходным бизнесом, как обслуживание ЖК «Парк Стоун».

Протокол есть

Понимая, что «Парк-Стоун Сервис» улучшать качество услуг не планирует, а цены готов регулярно повышать, инициативная группа жильцов дома занялась процедурой смены управителя. Для этого были предварительно проведены переговоры с компанией «Затишна оселя», обслуживающей соседний ЖК «Парус», а затем проведено собрание владельцев квартир с голосованием за смену ЖЭКа.

На общем собрании жильцов 1 июля 2021 года большинством голосов было утверждено решение о прекращении обслуживания ЖК компанией «Парк-Стоун Сервис» с 1 октября 2021 года. Протокол собрания был составлен, согласно законодательству, и уже опубликован на сайте Киевгоргосадминистрации. Письмо о соответствующем решении было направлено на имя руководителя «Парк-Стоун Сервис» Виктора Галасюка.

В частности, в письме было сказано, что представители ЖЭКа обязаны составить и передать новой обслуживающей организации акты приема-передачи технической документации по дому, а также ключи от всех технических помещений. Данное письмо было получено Виктором Галасюком 30 июля. А далее для жителей ЖК «Парк Стоун» наступили сложные времена.

«Нам начали поступать звонки с угрозами, все персональные данные жильцов были слиты ЖЭКом какой-то юрфирме, адвокаты которой постоянно запугивают членов инициативной группы и терроризируют жильцов звонками с угрозами. Было возбуждено какое-то уголовное дело, хотя мы все процедуры по смене управляющей компании ведем на основании закона Украины», — рассказала член инициативной группы жильцов ЖК «Парк Стоун» Ольга Заволока.

По словам представителей ИГ, сотрудники ЖЭКа сообщили, что никаких актов и ключей компания передавать 1 октября не намерена, а вместо этого привлечет охранную фирму для саботажа процедуры передачи дома на обслуживание другой компании, что является прямым нарушением Закона Украины «Об особенностях совершения права собственности в многоквартирном доме».

Сейчас владельцы квартир ЖК «Парк Стоун» намерены идти в своей борьбе за право поменять ЖЭК до конца. Есть надежда, что в случае усугубления конфликта привлечение правоохранительных органов и прокуратуры поможет развязать этот узел, и жители дома наконец избавятся от навязчивого ЖЭКа застройщика. Время покажет. Но закон точно на стороне собственников жилья в ЖК «Парк Стоун».

«ФАКТЫ» пытались связаться с руководством «Парк-Стоун Сервис» для комментария этой ситуации. Однако его руководитель Галасюк Виктор Валерьевич, пообещав перезвонить через несколько часов, больше на связь не вышел.