В Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, в рамках выставки «Вільгельм Котарбінський. Історичні світи» представлен международный проект, объединивший авторов пяти стран.
Журнал «Антиквар» презентовал специальный одноименный выпуск, посвященный польскому художнику Вильгельму Котарбинскому, который жил и работал на территории современных Польши, Италии, Украины, России и Беларуси. 4 сентября 2021 года исполнилось 100 лет со дня смерти этого выдающегося европейского академиста.
«В этом номере „Антиквара“ много эксклюзива, собранного по всей Европе. По сути, в каждой статье есть данные, которые публикуются впервые. И это касается не только биографии Котарбинского, его личной переписки и детских воспоминаний, пропавших картин и реквизированной коллекции, но и художественной жизни XIX века, истории Киева, топографии Рима и Варшавы, человеческих вкусов, интересов и переживаний того времени. Мы проделали большую и хорошую работу, чтобы номер был ярким, насыщенным и незаурядным, и он будет интересен всем, кто относится к жизни небанально», — говорит куратор проекта и специальный редактор выпуска «Антиквар. Історичні світи. До 100-річчя пам’яті Вільгельма Котарбінського» Александра Пелиховская (Варшава).
Киевлянам он хорошо известен как один из авторов росписей Владимирского собора в Киеве. Картины Котарбинского находятся в экспозициях музеев Киева, Варшавы, Москвы, Загреба и в частных коллекциях. Например, в прошлом году два полотна были показаны Петром Порошенко на выставке «Мистецтво з-за грат».
По словам куратора, при том, что работы Котарбинского продаются на европейских аукционах уровня Sotheby`s и MacDougall's по цене от 50 до 600 тысяч долларов, он остается одним из самых загадочных художников своего времени.
«Современник Врубеля, Серова, Васнецова и Семирадского, человек, о котором 40 лет регулярно писали газеты от Рима до Петербурга, не оставил после себя ни единой строчки архива записей и воспоминаний. В „Антикваре“ впервые была собрана информация, хранящаяся в частных и государственных архивах многих стран», — отметила Александра Пелиховская.
Красочный 200-страничный журнал не случайно дебютировал в Музее Ханенко. Здесь в Красной гостиной находится уникальный потолок, расписанный Вильгельмом Котарбинским для Богдана и Варвары Ханенко, представителей семьи известных промышленников и меценатов Киева. Впервые за сто лет в музей временно вернулись уникальные панно, «Женщина с кувшином» и «Женщина с голубями». Панно предоставил Национальный музей «Киевская картинная галерея».
Увидеть уникальный восстановленный ансамбль Красной гостиной Дома Ханенко киевляне и гости столицы смогут до конца ноября.