Украина

«Настоящий ад для бизнеса»: какие нововведения Кабмин приготовил для предпринимателей

9:03 — 2 октября 2021 eye 3758

В то время как с высоких трибун звучат обещания создать в Украине комфортные условия для работы предпринимателей, правительство пытается создать бизнесу дополнительные сложности. 29 сентября на заседании Кабинета министров был одобрен законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. Любопытно, что инициаторами данного законопроекта выступили Пенсионный фонд и Министерство социальной политики. Они предлагают увеличить периодичность подачи работодателями отчетов о начислении единого социального взноса (ЕСВ) и налога на доходы физлиц (НДФЛ) за своих наемных работников. В частности, квартальную отчетность предлагают заменить ежемесячной. Если сейчас работодатели подают такой отчет в течение 40 дней после окончания квартала, то после принятия законопроекта будут это делать ежемесячно. В случае принятия законопроекта он вступит в силу с 1 января 2022 года.

Инициатива правительства уже вызвала большой общественный резонанс. Поэтому «ФАКТЫ» решили выяснить у экономистов, юристов и предпринимателей, как они относятся к таким планам правительства.

«Власть собственные провалы в финансах и менеджменте хочет переложить на плечи бизнеса»

Свое мнение о предлагаемых правительством новшествах в налоговой отчетности «ФАКТАМ» высказал президент ОО «Украинская организация защиты потребителей услуг» Олег Титамир.

— Каких сфер деятельности коснется новая норма в случае ее утверждения?

— Сразу бросается в глаза, что инициаторы законопроекта по ежемесячной отчетности — Пенсионный фонд и Минсоцполитики — хотят его продвинуть в том числе для собственного удобства по формированию пенсионной, страховой и другой статистики. Насколько удобно это самим предпринимателям, спрашивали ли их мнение о документе, об этом в правительстве молчат. Вообще, выглядит странным, когда в эпоху повсеместной диджитализации и работы, кстати позитивной, целого Министерства цифровой трансформации, профильные «пенсионные» топ-чиновники не могут как следует организовать свою собственную статистику и учет, и пытаются «исправить» собственные просчеты и некомпетентность за счет сотен тысяч предпринимателей и бизнес-структур.

В целом нововведение ежемесячной отчетности коснется всех категорий и сегментов бизнеса — от крупного до работающих без наемных сотрудников частных предпринимателей, поскольку все обязаны по закону платить налог на доходы физлиц и единый социальный взнос. Кстати, все предпринимательские структуры, юрлица и субъекты предпринимательской деятельности еще с 1998 года, когда была учреждена эта форма бизнеса, изначально подавали отчетность в налоговые органы ежеквартально, не позже 40 дней с конца отчетного квартала. Такой формат является логичным и комфортным для бизнеса, поскольку есть время на правильное составление налоговых документов, чтобы не получить штраф за неправильно поставленную «запятую» или за «сознательно заниженную», по мнению фискального органа, доходную часть отчета либо же за «завышенную» убыточную.

Внедрение ежемесячной отчетности по НДФЛ и ЕСВ, естественно, будет создавать для бизнес-структур «лихорадку», особенно для малых предпринимателей и отчасти для среднего бизнеса. Многие по объективным причинам, таким как нехватка времени или кадров, не смогут подать налоговый отчет вовремя. В то же время штрафы за нарушения при составлении и подаче объединенного отчета (ст. 119.1 Налогового кодекса Украины) составляют 1020 грн, а за повторное нарушение на протяжении года — 2040 грн. Если таких нарушений будет несколько, то можно умножить штрафы на их количество, а это еще одна опция для налоговой в контексте выполнения фискальных планов.

На мой взгляд, эта новация является очередным элементом в «пакете» правительственных фискальных мер по преодолению хронического и «космического» дефицита госбюджета. Так, по показателю дефицита общего фонда за январь — август 2021 года имеем 110,3 млрд грн при граничном показателе на уровне 5,5% ВВП, или 246, 6 млрд грн.

При этом введение ежемесячной отчетности по НДФЛ и ЕСВ я бы рассматривал и как логичное звено в одном фискальном пакете с недавним созданием Кабмином межведомственной рабочей группы по детенизации экономики во главе с бывшим главным налоговиком страны, а ныне первым вице-премьером и министром экономики Алексеем Любченко. Также это связано с правовой инициативой «фискально-идеологического» блока власти под руководством главы Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данила Гетманцева — по внедрению косвенных методов налогового контроля, когда фискалы будут отслеживать всеми возможными и невозможными методами расходы и доходы миллионов украинцев. Единственное отличие от предыдущих инициатив в том, что идея ежемесячной отчетности исходит якобы от Пенсионного фонда и Минсоцполитики, а по сути же является элементом усиления налогово-административного давления на бизнес.

Кстати, в контексте внедрения ежемесячной отчетности для бизнеса стоит вспомнить, что Пенсионный фонд находится в перманентном состоянии финансового дефицита, который с начала этого года составляет более 7 миллиардов гривен. Это учреждение хронически дотационное, и правительству приходится покрывать дефицит из госбюджета. То есть украинцы, по сути, дважды дотируют Пенсионный фонд — по единому социальному взносу и из части своих налогов. Кроме того, недавно Фонд социального страхования объявил о дефиците в 2,3 млрд грн собственного бюджета по итогам августа нынешнего года — из-за пандемии и падения поступлений от ЕСВ. Таким образом, власть собственные провалы в финансах и менеджменте хочет переложить на плечи бизнеса.

«Правительственная новация превратит бизнес-деятельность тысяч предпринимателей в сущий ад»

— Создаст ли новый порядок дополнительную нагрузку на бизнес, на бухгалтеров? Не возникнут ли очереди и задержки с подачей отчетности?

— Очевидно, что создаст. И если крупный бизнес обладает мощными кадрово-организационными ресурсами, хорошо налаженным финансово-бухгалтерским бэк-офисом, то для среднего бизнеса, где от 100 до 300 человек персонала, для частных предпринимателей, когда собственник зачастую сам себе бухгалтер, эта «новация» может существенно затормозить бизнес-процессы. Сотням тысяч субъектов предпринимательской деятельности придется нанимать бухгалтера, что увеличит их административные затраты, или придется поднимать розничные цены на свои продукцию и услуги. С другой стороны, это нивелирует саму сущность упрощенной системы налогообложения и отчетности.

В то же время, например, для компании со 100 работающими, в связи с ежемесячной отчетностью по НДФЛ и ЕСВ нагрузка на «профильного» бухгалтера возрастет в 3−4 раза. Не скажу, что это критично для средней компании, но это повлечет за собой дополнительные затраты времени и средств как для менеджмента, так и для других подразделений.

И еще один важный «нюанс». До сих пор еще осталось немало предпринимателей, не владеющих диджитал-грамотностью, которые не пользуются электронным кабинетом налогоплательщика, а вместо этого физически идут в налоговую и сдают отчетность «вручную». Этой категории — тысячам предпринимателей — правительственная новация превратит бизнес-деятельность в сущий ад.

— Какие последствия для экономики страны может иметь изменение порядка налоговой отчетности?

— Любое регуляторно-административное усложнение для предпринимателей так или иначе приводит к определенному повышению себестоимости продукции или услуг. А значит, теоретически может способствовать «ползущему» повышению потребительских цен, индекса инфляции в стране и, соответственно, ухудшит финансовую ситуацию для потребителей.

Кроме того, любая правовая норма, которая приводит к потере «временного ресурса» для предпринимателей, ухудшает бизнес-среду в стране. В 2020 году в международном рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business Украина занимала 64-е место среди 190 стран. Позиция нашей страны — между Индией и Пуэрто-Рико, что вряд ли является удовлетворительным результатом.

Не буду утверждать, что вероятное введение ежемесячной отчетности для бизнеса существенно ухудшит положение страны в этом рейтинге, но уж точно не улучшит. Кстати, на рейтинг страны в Doing Business очень внимательно смотрят иностранные инвесторы, прежде чем вкладывать свой капитал в какую-либо национальную экономику. Введи правительство еще пару подобных инициатив, которые усложняют жизнь бизнесу, и никакие «инвестиционные няни» здесь не помогут.

Парадокс нынешней украинской ситуации в том, что подобные фискальные законопроекты, ущемляющие бизнес, ухудшающие условия его деятельности и замедляющие бизнес-процессы, имеют намного большие шансы на одобрение парламентом, нежели тот же Акт о свободе предпринимательства Михаила Саакашвили — документ, сводящий до предельного минимума государственные регуляции, лицензии и разрешения, внеплановые проверки, вводящий «декларативный принцип» регистрации бизнеса и т. п. Результат — перманентная стагнация экономики и «дно» в Европе по благосостоянию граждан, — подытожил Олег Титамир.

Кстати, Министерство экономики Украины подготовило и опубликовало законопроект, которым предлагается усилить санкции для бизнеса за допуск сотрудников к работе без договора либо при оформлении их на неполный рабочий день при фактической занятости с утра до вечера. Штрафы предусматриваются также за выплаты зарплат без начисления единого социального взноса.

Фото https://ua.depositphotos.com/