В минувшие выходные в Умани похоронили жертв трагедии, произошедшей 18 июля на трассе Симферополь-Ялта: в результате отказа у автобуса тормозов на крутом повороте погибли семь и получили травмы 26 человек, ехавших в Ялту на отдых
О страшной автокатастрофе, случившейся 18 июля в 20. 30 на трассе Симферополь- Ялта в районе села Изобильное, «ФАКТЫ» уже сообщали. Из 54 человек, находившихся в автобусе «Карозу», который вез людей из Умани (Черкасская область) в Ялту, на месте погибли шестеро, еще один через сутки умер в больнице. 26 человек, в том числе 12 детей, получили травмы.
Сейчас в Алуштинской больнице остаются 15 человек, трое из них — в реанимации. Двое пострадавших мальчиков 10 и 11 лет находятся в Республиканской детской клинической больнице в Симферополе.
«Да не хочется нам уже о произошедшем вспоминать, — говорили мне пассажирки автобуса, находящиеся в отделении хирургии Алуштинской горбольницы. — После того как о катастрофе рассказали по телевидению, наши родственники и знакомые чуть инфаркты не получили». Но потом Ольга, Галина и Ирина все же стали рассказывать о событиях того рокового дня. Правда, фотографироваться наотрез отказались. Женщин можно понять — замазанные зеленкой раны, синяки и кровоподтеки никого не украшают
- Вы ехали отдыхать в санаторий? — спрашиваю у пострадавших женщин.
- Нет, на это ведь деньги большие нужны, — говорит Ольга, бухгалтер. — Решили «дикарем» десять дней на море пожить. Мои родные дома остались, а я с подругой поехала.
По дороге мы то и дело останавливались — в автобусе были какие-то неполадки. Водитель их устранял, масло менял, воду доливал. Конечно, мы нервничали, потому что надеялись, что прибудем в Ялту часов в шесть вечера. Но было уже полдевятого, а мы еще и до Алушты не доехали. К тому времени автобус находился в пути уже 16 часов!
Возле знака «Осторожно, горная дорога» в очередной раз остановились: снова что-то случилось с машиной. Когда отъехали, автобус пошел вверх, а потом за поворотом начинался спуск. Вдруг машина стала быстро набирать скорость, на повороте ее начало резко бросать из стороны в сторону. Затем удар о стенку — и понеслось
Кстати, перед этим мы чувствовали запах гари: в салоне нечем было дышать.
- Вы сказали об этом водителю?
- Конечно, все стали кричать, с нами же дети ехали, — вступает в разговор Галина, медработник. — У людей началась истерика.
- У меня было в голове только одно: схватиться за сиденье и вжать голову в плечи. Только бы не выпасть — я этого больше всего боялась, — продолжает Ольга. — Мы сидели с правой стороны — с той, которой автобус ударился о стену. Пассажиры выпадали через разбитые окна.
- Я с 14-летним сыном занимала задние места,- вспоминает Галина. — Он сидел рядом на пластмассовом стульчике. Когда начало сильно дымить, я толкнула сына в проход между сиденьями, и тут меня выбросило из автобуса. Ничего не помню, кроме того, что я уже на асфальте. Метров на 70 от автобуса отлетела. А сын остался внутри, получил только ушибы и царапины. И мама моя, слава Богу, жива. Сначала она сидела с нами сзади, но потом перешла на первое сиденье — это ее и спасло. С мамой поменялся местами парень, который хотел сидеть рядом со своей девушкой. Они собирались вскоре пожениться — и погибли оба.
Сейчас вспоминаю, что моя сестра очень не хотела, чтобы я ехала на море. Сначала я даже решила, что вместо меня поедет дочка. Точно Бог нас спас. Ведь двое моих детей могли оказаться в этом автобусе
- Накануне мне приснился сон, будто я елку новогоднюю не знала куда девать, — рассказывает Ольга. — Потом с нее упал и разбился огромный шар, осколки полетели прямо мне в голову. Сын попробовал вытащить их, но ничего не получилось. Тогда я сама попыталась. Слышала даже скрежет черепа — вроде как стекло по нему царапает. Но крови не было. Пришла на работу и рассказала этот сон сотруднице. Решили, что я заболею
Тот роковой день пострадавшие женщины теперь будут считать своим вторым днем рождения, ведь они остались живы лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств. Если бы не стена, которую построили после ДТП трехгодичной давности, когда на этом же участке дороги из-за неисправных тормозов в пропасть сорвался автобус с шахтерами, погибших могло быть гораздо больше. Кстати, три года назад шахтеры тоже ехали на автобусе «Карозу». Теперь экспертам предстоит разобраться, позволяют ли технические характеристики этих польских автобусов ездить по горным дорогам.
- Я ехала на море с мужем, шестилетним сыном и подругой, — говорит Ирина, работник пенсионного фонда. — Муж с сыном сидели на стороне водителя: с ними, слава Богу, все в порядке — муж вовремя схватил ребенка. Мы с подружкой сидели напротив, но чуть позади. Когда люди начали кричать, я встала. Вдруг — удар, я падаю на сиденье. Стекло разбивается, подруга падает и хватает меня. Пришла в себя, когда кто-то уже вытолкнул меня из автобуса. Сейчас подруга находится в отделении травматологии, у нее, как и у меня, ушибы. У сыночка — только небольшие царапины на личике.
Честно скажу, мне не хотелось ехать. Но потом сама себя уговорила: надо же отдохнуть, ребенка оздоровить, в сентябре в первый класс идет. Теперь точно знаю — надо прислушиваться к своему внутреннему голосу.
- Я помню, как мы быстро-быстро ехали, нас бросало туда-сюда, а потом автобус сильно заскрипел, я испугался и вцепился в папу, — коротко изложил события того злополучного вечера мальчуган.
- Машина летела с горы на бешеной скорости — километров 150, — вспоминает Игорь. — Люди начали кричать, подумав, что водитель просто нагоняет время. А когда в автобусе запахло гарью и все увидели, что водитель крутит руль в разные стороны, поняли — случилась беда. Пассажиры на протяжении полукилометра вылетали из окон Я инстинктивно успел схватить сына, который сидел возле окна, зажать его под себя и сгруппироваться. Помогло то, что когда-то занимался борьбой, и тренер учил, как это надо делать. Правда, потом меня все равно выбросило в проход, сын полетел за мной, и я чудом успел схватить его в полете и снова прижать к себе.
Я выскочил из автобуса в одном шлепанце, передал кому-то сына через разбитое стекло. Нашел жену, посадил ее в «скорую помощь». А сам вернулся в автобус, чтобы найти второй шлепанец: босиком ходить было невозможно, кругом же разбитое стекло. Там уже работали спасатели, вытаскивали из-под сидений людей — раненых, переломанных, мертвых, — и я им стал помогать. А наутро, наверное, от всего увиденного у меня случился нервный срыв. Спасибо психологам, вывели меня из этого состояния. Хочу поблагодарить крымские власти, министра здравоохранения Крыма, главврача Алуштинской больницы, медиков, сотрудников МЧС, милиции — быстро и профессионально все сработали. Местная администрация разместила в санаториях нас с сыном и других людей, близкие которых еще находятся в больнице.
Буквально за несколько минут до катастрофы я сказал своему соседу, сидевшему напротив, что сейчас мы будем ехать по тому самому спуску, где три года назад погибли шахтеры. На следующий день мы узнали, что они разбились в автобусе такой же марки, такого же цвета и тоже 18-го числа, только мы — июля, а они — декабря. И причина ДТП одинаковая — отказ тормозов. После трагедии с шахтерами власти обещали, что не будут выпускать на трассы машины старше 10 лет, и что?! Все осталось по-прежнему, поэтому и случаются такие катастрофы.
- Перед поездкой мы с сына крестик снимать не стали, а я свой просто забыл снять, — продолжает Игорь. — Супруга же крестик оставила дома, чтобы не потерять на море. И видите — мы с Димой целы, а Ира получила ушибы. Мужчина, который сейчас живет с нами в санатории, пока его дочка находится в больнице, рассказал: когда они семьей решили отдохнуть на море, его теща, верующий человек, буквально умоляла их не ехать. Накануне у нее порвалась веревочка, на которой висел крестик, и пожилая женщина то и дело твердила: «Дчти, вам щхати не треба, щось може трапитися».
А еще знаете, что нас поразило? Когда случилась беда, останавливались проезжавшие по трассе машины, в том числе очень «крутые», водители клали окровавленных людей на сиденья и везли в больницу. Когда из автобуса вытащили окровавленного ребенка, какой-то парень схватил свою курточку — красивую, светлую, — завернул в нее дите и понес в карету скорой помощи. Я потом этого парня еще раз видела здесь, в больнице: он пытался выяснить, чей это был ребенок. Никто не думал, что люди так откликнутся на нашу беду.
- Мы хотим через газету поблагодарить всех, кто помогал пассажирам нашего автобуса, — сказали женщины. — Не было ни одной машины, которая бы проехала в тот вечер мимо и не остановилась. Несли воду, одежду, еду, аптечки с медикаментами. Сами делали пострадавшим обезболивающие уколы.
- Узнав о случившемся, в больницу прибежали даже те сотрудники, которые находились в отпуске или у которых был выходной, — говорит главврач Алуштинской горбольницы Иван Новицкий. — Благодаря этому не было упущено драгоценное время, ведь промедление в такой ситуации может быть смерти подобно.
- Когда случилась беда, в Алушту свезли всю кровь, имеющуюся на республиканской станции переливания крови, — говорит заместитель министра здравоохранения Крыма Олег Стеблий. — Мы уже знали, что среди пострадавших — четыре человека с дефицитной второй группой и отрицательным резус-фактором. Чтобы пополнить запасы крови, дали объявление по радио. И уже на следующий день на республиканскую станцию сдавать кровь пришли работники многих крымских предприятий — «Сантехпрома», «Водоканала», налоговой инспекции и других.
- Мы, действительно, не испытываем недостатка ни в препаратах крови, ни в медикаментах, ни в аппаратуре, — подтвердил заведующий отделением реанимации Алуштинской горбольницы Андрей Метельский. — В тот же день, когда случилось ДТП, из Симферополя к нам на помощь приехали специалисты республиканских лечебных учреждений, привезли необходимую аппаратуру. И сейчас ежедневно приезжают специалисты из Центра медицины катастроф, мы проводим консилиумы, чтобы выработать правильную тактику лечения.