В съемочной группы «Схем» силой отобрали запись интервью с председателем правления «Укрэксимбанка», после того как журналисты поинтересовались, знает ли банкир, что его учреждение за государственный счет кредитует бизнесмена, который платит «налоги» террористам из «ДНР». Когда же освобожденные журналисты обнародовали информацию об инциденте, банк намекнул, что они незаконно завладели банковской тайной, поэтому финансисты «рассматривают возможность обращения в правоохранительные структуры». Однако уже на следующий день председателя правления отстранили от исполнения обязанностей. В отношении него и двух руководителей департаментов банка открыли уголовное производство.
«Журналист Кирилл Овсяный и оператор Александр Мазур записывали интервью с председателем правления государственного «Укрэксимбанка» Евгением Мецгером… Но Мецгеру не понравился вопрос журналистов-расследователей. Поэтому он вызвал охрану и приказал «убрать камеры» и «достать из них кассеты». Сотрудники банка применили физическую силу к оператору «Схем» Александру Мазуру. Скрутив его, и удерживая силой, они отобрали у него обе камеры, забрали карточки, на которые осуществлялась запись и вынесли всю технику из кабинета на час.
Все это время съемочная группа была заблокирована в кабинете председателя правления банка в его присутствии. В кабинете, кроме самого Мецгера, также находился директор департамента информационной политики «Укрэксимбанка» Владимир Пикалов, охранник и еще один работник банка по имени Игорь, который применил физическую силу к оператору «Схем».
Сотрудники, угрожая, запрещали снимать события на телефон, осматривали одежду оператора на предмет наличия других записывающих устройств и всячески давили на съемочную группу. Оператору и журналисту физически препятствовали покидать помещение", — сообщила в Facebook ведущая программы «Схемы: коррупция в деталях — RFERL» Наталья Седлецкая.
Технику журналистам вернули через час. Правда все видео стерли. На место инцидента были вызваны правоохранители, которые приняли от пострадавших заявления.
Банк на заявление журналистов отреагировал очень уверенно и нагло, распространив релиз, в котором изложил свое виденье событий. Если коротко: «Укрэксимбанк» всегда законопослушен и уважает СМИ. Но журналист во время согласованного интервью с председателем правления начал задавать вопросы, которых не было в предварительно присланном запросе, по поводу клиентов банка, что является банковской тайной. Да еще и предположил, что банк мог допустить «нарушения в рамках соответствующих правоотношений». Поэтому пресс-служба была вынуждена остановить интервью. И вскоре журналисты свободно ушли готовить новый список вопросов. А «банк рассматривает возможность обращения в правоохранительные структуры и органы, регулирующие деятельность в сфере телевидения и радиовещания, для анализа действий журналиста». Была назначена пресс-конференция Евгения Мецгера — вероятно, чтобы дожать «журналюг».
Однако частенько все тайное становится явным. Нашлись специалисты, которые сумели восстановить стертую видеозапись, где зафиксировано то, что происходило в кабинете главы банка.
После чего Евгений Мецгер извинился через Facebook перед потерпевшими, написав, что он сам в шоке от того, что натворил: «События в моем рабочем кабинете… стали шоком не только для общественности и журналистского сообщества, но и для меня… я не имел права на ту вспышку, она вызывает наибольшее отвращение и стыд именно у меня». Наблюдательный совет банка отстранил Мецгера от должности, назначив временно исполняющим обязанности руководителя банка Сергея Ермакова. Пресс-конференцию отстраненного председателя отменили, а на следующий день журналистам была организована встреча с новым руководителем.
Мецгер известен не только тем, что он имеет 20-летний стаж банковской деятельности. Он родом из Кривого Рога, земляк президента Украины. Владимир Зеленский по телефону называет его Женей, уговаривая отсрочить на год возвращение кредитов бизнесменами по причине пандемии коронавируса. Жена Мецгера Юлия — член наблюдательного совета «ПриватБанка» по президентской квоте, — дружит с Еленой Кравец. И все же реакция — как в Украине, так и за рубежом — на события в кабинете руководителя «Укрэксимбанка» заставила осудить их даже Офис президента.
И все же, почему во время разговора с журналистами председатель третьего по величине банка Украины дал команду «фас!» руководителю своей службы безопасности?
Как показало расследование «Схем», «Укрэксимбанк» выдает миллиардные кредиты не только на «Большую стройку» и изготовление на «Антонове» самолетов для нашей армии. А для того, чтобы банку хватило денег на это, его дофинансируют из госбюджета — только за полтора года банк получил семь миллиардов гривен от государства. Но, как сказала Маргарет Тэтчер, «нет никаких государственных денег, есть деньги налогоплательщиков» — то есть наши. И именно из этих наших денег «Укрэксимбанк», по данным «Схем», кредитовал компании Сергея Брюховецкого, который имеет бизнес на временно оккупированных территориях и платит миллионные «налоги» «ДНР». То есть, по украинскому законодательству, финансирует терроризм.
На это ушло 60 млн долларов. Формально кредит получили две компании Брюховецкого, поручителем стал сам Брюховецкий, а залогом — ТРЦ SkyMall. Правда, кредитные деньги должны были пойти на… покупку этого торгово-развлекательного центра. За который уже одиннадцатый год воюют украинский и эстонский бизнесмены: выкупить имущественный комплекс планировалось у украинской стороны. Именно этот случай имела в виду президент Эстонии Керсти Кальюлайд, когда в интервью «Европейской правде» поставила под сомнение целесообразность иностранных инвестиций в нашу страну: «Поэтому я советую своим гражданам: торгуйте с Украиной, но не инвестируйте туда. Ибо вы можете потерять инвестиции. И у нас уже были такие случаи, когда наши люди теряли здесь собственность. И даже получив решение арбитража в свою пользу, так и не смогли вернуть свое имущество. Поэтому я не могу посоветовать эстонцам инвестировать в Украину».
В этой борьбе эстонцу не повезло. И теперь он выставил к Украине через Международный инвестиционный суд претензии в размере 750 млн долларов. Кроме того, на ТРЦ периодически накладывается арест в рамах уголовного производства Госбюро расследований. Отсюда следует, что ценность залога весьма сомнительна — «чтобы еще и доплачивать не пришлось».
Именно вопросы о том, проверялись ли компании-получатели кредита и их владельцы, имел ли банк информацию о связи Брюховецкого с «ДНР», а если имел, то почему «закрыл на это глаза», а также — как вернуть деньги налогоплательщиков, на которые живет банк, если кредит не вернут, а залог — сомнительный, так не понравились руководителю «Укрэксимбанка». Сначала, как видно на восстановленном видео, Евгений Мецгер пытался возразить, что кредит выдавался указанным компаниям, что владельцы компаний-заемщиков платят «налоги» «ДНР»… А когда журналист показал документы в доказательство своих слов, Владимир Пикалов начинает мешать съемке, а глава банка командует: «Давай, возьми у них камеру. Игорь, забери у них камеру к чертовой матери… И это тоже, Игорь, забирай». Карту, которую оператор успел вынуть из камеры, Игорь Тельбизов, глава департамента банковской безопасности, отбирает у парня, заламывая поэтому руки. После чего Мецгер приказывает отнести технику к специалистам, чтобы уничтожить видео и журналисты не смогли выпустить его в эфир.
На пресс-конференции с участием временно исполняющего обязанности председателя правления Сергея Ермакова председатель наблюдательного совета «Укрэксимбанка» Оляна Гордиенко сообщила, что Евгения Мецгера на время внутреннего расследования, которое банк проводит своими силами, отстранили от исполнения обязанностей без сохранения зарплаты. Также отстранены директор департамента банковской безопасности Игорь Тельбизов и директор департамента информационной политики Владимир Пикалов. (По данным «ФАКТОВ», Пикалов написал заявление на увольнение.) Комиссия по этике устанавливает все обстоятельства и участников событий. Что до освобождения Мецгера от должности, то, вероятно, наблюдательный совет надеется, что он сам напишет заявление или будет уволен «по статье». Ибо, согласно контракту, при увольнении главы банка наблюдательным советом тот получает выходное пособие в размере не менее половины годового заработка.
Руководство «Укрэксимбанка» подтвердило получение кредита теми компаниями, наличие которых среди заемщиков банка так отрицал Мецгер. Также, по мнению нанятых банком юристов, наличие решения арбитражного суда в пользу эстонской стороны не представляет угрозы для права собственности на SkyMall заемщиков, поэтому банк в случае чего легко его реализует. По поводу претензий эстонского бизнесмена, выставленных Украине, банка ничего не известно, проверка касалась только возможности реализации залога. Что касается зарегистрированных на оккупированных территориях компаний Брюховецкого, то, по словам Гордиенко и Ермакова, в открытых источниках нет информации о финансировании ими терроризма. Проверка Брюховецкого проводилась, никаких уголовных производств по его фирм не обнаружено, сам он — внутренне перемещенное лицо, проживает в Киеве.
Досудебное расследование по факту препятствования законной профессиональной деятельности журналистов программы «Схемы» осуществляется Голосеевским управлением столичного главка полиции под процессуальным руководством Голосеевской окружной прокуратуры Киева.
— Сейчас подозрения сообщены трем должностным лицам банка, действия которых зафиксированы на видео. Всем троим — об изъятии у журналистов технических средств и собранных материалов (карается штрафом до 850 гривен, арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет) и препятствовании должностным лицом выполнения профессиональных обязанностей журналистами (штраф от 3400 до 8500 гривен или ограничение свободы на срок до пяти лет), — рассказала «ФАКТАМ» спикер прокуратуры Киева Надежда Максимец. — Также один из руководителей банка и чиновник, занимающийся информационной политикой, подозревается в незаконном лишении свободы двух человек (наказывается ограничением или лишением свободы на срок до пяти лет), а служащий банковской безопасности — в насильственных действиях, причинивших физическую боль и не повлекших телесных повреждений (штраф до 850 грн, общественные работы на срок до двухсот часов или исправительные работы на срок до одного года).
Как сообщали «ФАКТЫ», в понедельник в суд было направлено ходатайство: Мецгеру и Пикалову следователь просит выбрать круглосуточный домашний арест, Тельбизову — личное обязательство. В результате банкира суд отправил под ночной арест до 5 декабря 2021 года включительно.
Напомним, Офис президента Украины выступил за отстранение Евгения Мецгера с поста главы правления «Укрэксимбанка» .