Происшествия

Бывшая жена экс-замминистра обороны вячеслава кредисова, начальник столичного управления культуры светлана зорина: «после отставки вячеслав просил меня сказать, что фирмы, на которые он за спиной министра вывел часть имуществ

0:00 — 25 июля 2007 eye 3041

Вышла в свет книга отставного замминистра «Вершины и пропасти Вячеслава Кредисова» Время сейчас смутное, а, как известно, какое время — такие и герои. Причем многие из так называемых новых героев Украины предпочитают не ждать, когда им воздвигнут памятник или напишут о них книги благодарные потомки, а возлагают всю черную работу по увековечиванию себя, любимых, на собственные плечи. Совсем недавно в свет вышел очередной альманах из такой вот осовремененной серии «жизнь замечательных людей» «Вершины и пропасти Вячеслава Кредисова». Автором книги в выходных данных числится сам господин Кредисов, доктор экономических наук, в течение 10 лет возглавлявший общественную организацию «Новая формация», в прошлом — учредитель одной из первых в нашей стране крупных коммерческих компаний «Мезокред», а в недавнем прошлом — заместитель министра обороны.

«Новорожденное дитя революции»

Собственно, именно как заместитель главы оборонного ведомства по экономике Вячеслав Кредисов больше всего и запомнился. Обстоятельства его увольнения с этой должности до сих пор туманны. Сам Вячеслав Анатольевич в своей книге утверждает, что министр Анатолий Гриценко пригласил его в кабинет, положил перед ним чистый лист бумаги и сказал: «Пиши: прошу уволить по собственному желанию». И Кредисов, не задав ни единого вопроса, написал. Хоть любой эффективный топ-менеджер (а именно таковым считает себя Вячеслав Анатольевич) поинтересовался бы причиной, по которой его отправляют в отставку. Если, конечно, он в глубине души сам не знает ответа. Комментируя эту отставку, Анатолий Гриценко отметил, что все должностные лица должны работать эффективно и придерживаться высоких моральных стандартов. «Если эти условия нарушаются — принимаются кадровые решения», — сказал министр. Как говорится — умному достаточно. «ФАКТЫ» попытались узнать у Анатолия Гриценко, из-за чего все-таки он решил расстаться со своим заместителем Кредисовым, однако Анатолий Степанович сказал, что ему не хочется вспоминать об этом. Как стало известно «ФАКТАМ», сейчас МВД приглашает на беседы людей, имеющих с Вячеславом Кредисовым общие бизнес-интересы. Посмотрим, чем все закончится.

Надо сказать, что сотрудники правоохранительных органов не первый год начинают неровно дышать при упоминании фамилии лидера «Новой формации». Он же в своей книге, признаваясь в неизменном уважении к СБУ и МВД, тоже не смог обойти вниманием, например, разгром «Мезокреда», в котором Вячеслав Кредисов обвиняет эсбэушников, от «крыши» которых они с женой Светланой Зориной тогда, в бурные 90-е, якобы отказались. Воспользовавшись отсутствием супругов в стране, СБУ организовала наезд в лучших отечественных традициях — с укладыванием лицом в пол беременных сотрудниц офиса и с масками-шоу. Кстати, в 1999 году в киевском Доме кино состоялась премьера 8-серийного телефильма «Наезд» по одноименному роману Светланы Зориной, посвященному тем событиям. Спустя несколько лет, в августе 2004 года, деятельность Вячеслава Кредисова опять привлекла внимание СБУ. Этот период его жизни тоже нашел отражение в книге «Вершины и пропасти». Вот как описывает его автор: «Шел 2004 год. Один из основных противников будущего Президента Украины Виктора Ющенко и фигурант различных скандалов обратился ко мне с просьбой помочь решить ему какой-то несложный вопрос. Я пообещал, а раз пообещал, начал этим вопросом заниматься. Однако «просильщику» показалось, что я недостаточно оперативен. Так, между прочим, и высказался. В то же время ко мне пожаловал его коллега — изъявил желание стать членом «Новой формации»… Когда новоявленный «член» передавал деньги (членские взносы.  — Ред. ) — это была просто мизерная сумма, меня вдруг задержали представители Службы безопасности, предъявив обвинение в том, что я якобы занимаюсь вымогательством… » После этого глава «Новой формации» на четыре месяца угодил за решетку.

Версии следствия и суда заметно отличаются от описанной в мемуарах. В постановлении Соломенского суда столицы от 14 марта 2005 года, освободившего Вячеслава Кредисова от уголовной ответственности «в связи с изменившейся обстановкой и тем, что совершенное им деяние утратило общественную опасность», это самое деяние достаточно подробно описано. Но в нем ни слова о том, что Кредисов — узник совести или жертва «злочинного режиму», каким он хочет себя представить. Судя по судебному постановлению, Кредисов В. А. обвинялся в том, что, обещая от имени своего отца, ректора одного из институтов, решить в пользу некоего господина Калацкого вопрос о продлении договора аренды одного из помещений института, он вымогал у этого господина деньги за услугу. Тот заявил в СБУ, и при получении от Калацкого 10 тысяч долларов Кредисова задержали. Как говорится обычно в сводках правоохранителей, на горячем. В судебном постановлении ни слова не говорится ни о членских взносах в размере 10 тысяч долларов в общественную неприбыльную организацию, ни об «одном из основных противников будущего Президента» как заказчике незаконного ареста Кредисова. А ведь время-то уже, заметьте, послереволюционное было, могли бы и шашкой рубануть. Да и Вячеслав Анатольевич в марте 2005-го был уже замминистра обороны.

Еще в октябре 2004 года Кредисов писал тогдашнему зампреду СБУ Владимиру Сацюку письмо из СИЗО-13. Так, мол, и так, я вас по-настоящему уважал, уважаю и буду уважать, никого не виню в произошедшем, а недоразумение (так он назвал свое задержание на взятке) произошло в результате недостоверной или неточно переданной информации. Неужели это Сацюка лидер «Новой формации» в своей книге подразумевал под одним из основных противников будущего президента? Об этом мы спросили самого Кредисова.

Дело о вымогательстве Кредисовым взятки и мошенничестве было закрыто по нереабилитирующей статье

- Я не хотел бы называть фамилию в книге, хоть вы ее правильно просчитали, — сказал глава «Новой формации».

- Вячеслав Анатольевич, в тот момент, когда вас назначали на должность заместителя министра обороны, вы были под уголовным делом и под судом…

- Все дела закрыли, и абсолютно понятно, что они были искусственными.

- По постановлению суда это незаметно. Дело-то по мошенничеству и вымогательству взятки закрыли не по реабилитирующей статье, а в связи с тем, что изменилась обстановка и ваши действия перестали быть общественно опасными. Тем не менее вы считаетесь судимым?

- Я-то точно знаю, что ничего не совершал.

- Знаете, не одна я, как оказалось, читала вашу книгу, но и люди, знающие вас с другой стороны, чем описано вами. С какой целью вы все же писали свою автобиографию, и не кажется ли вам, что вы слишком добры к себе? Пережить разорение, аресты, суды и скандальные увольнения и при этом винить всех, кроме себя, — значит, обрекать себя на повторение неприятностей…

- Издание книги приурочено к 10-летию объединения «Новая формация». Коллеги предложили как-то это отметить, а потом появился профессиональный писатель, сделавший эту работу. Хотелось подвести итоги, рассказать о проблемах — и все. Другой цели не было. Подобную книгу уже издал Владимир Спиваковский, руководитель и создатель лицея «Гранд», он был инициатором написания и моей книги. Я такой, какой есть, и скрывать мне нечего. А то, что в моей жизни было много сложных моментов, я связываю с тем, что мне, инициативному молодому человеку, часто приходилось встречаться с людьми, которые склонны не созидать, а создавать проблемы. Тем не менее на сегодня — хотите, запросите хоть МВД, хоть СБУ, хоть Генпрокуратуру — нет ни одного незакрытого дела, связанного со мной. Большие проблемы мне создает моя бывшая супруга, которая благодаря мне стала и депутатом горсовета, и заместителем Черновецкого. Происходит это по причине того, что мы с ней в разводе и делим имущество.

К сожалению, ограниченный объем книги не позволил господину Кредисову описать все эпизоды своей активной жизни. Например, подробности своих взаимоотношений с руководством компании «Спецбудресурс». Юрист «Спецбудресурса» Артур Муляр рассказал «ФАКТАМ» о том, как познакомился с Вячеславом Анатольевичем.

- «Фирма» строила жилой дом на улице Нагорной, 117. Срок разрешения на строительство заканчивался. Нужно было откорректировать проект. Как обычно, нагрянули проверки. То пожарные, то санэпидстанция, разные службы. Потом пришел Кредисов. Рассказал, что он влиятельный человек со связями и предложил в короткие сроки помочь нам получить необходимые согласования и разрешение на строительство. Небескорыстно, конечно. За свои услуги он попросил пару квартир в строящемся доме. Сошлись на одной пятикомнатной двухуровневой квартире площадью 160 квадратных метров. Но необходимо было как-то оформить этот договор. Кредисов как экономист предложил следующий вариант: «Я составляю с вами договор консультационных услуг и как будто по нему что-то делаю, потом мы проводим по этому договору определенную сумму и закрываем его. Потом эту же сумму я перевожу вам обратно по инвестиционному договору. И все — у вас есть основания выделить мне квартиру». Так и поступили, наши же 20 тысяч гривен поступили на наши счета по инвестиционному договору (аванс, согласно этому договору, составлял 80 тысяч гривен). Ничем нам Кредисов не помог, строительство до сих пор не закончено. Правда, года через полтора после заключения инвестдоговора он опять предложил: я, мол, сейчас занимаю хороший пост замминистра и мог бы вам помочь разрулить вашу ситуацию, давайте продолжим наши отношения. Мы отказались. После этого, через день, мы получили исковое заявление из суда и узнали, что Кредисов как субъект предпринимательской деятельности (и это в то время, как он занимал пост замминистра обороны) подал в Хозяйственный суд иск к «Спецбудресурсу», который якобы не исполняет условия инвестдоговора. Этот иск был оставлен судом без рассмотрения. А по другим мы с ним судимся до сих пор.

Сам Вячеслав Анатольевич называет свои отношения с этой строительной компанией «длительной перепиской», которая, по его мнению, должна закончиться мировым соглашением.

«Из-за 20 тысяч долларов Вячеслав потерял партнера и миллионные обороты»

Бывшая жена господина Кредисова, нынешний начальник столичного управления культуры Светлана Зорина, которую он в разговоре с «ФАКТАМИ» обвинил в создании ему проблем якобы из-за того, что экс-супруги сейчас делят имущество, была удивлена, когда услышала об этом.

- Я не делю с Кредисовым никакое имущество. Все уже давно поделено, и все суды я выиграла. Не понимаю, о чем говорит этот человек. Впрочем, в какой-то степени я ему признательна — ведь именно благодаря тому, что я много лет была вынуждена обороняться от его претензий, я получила юридическое образование и хорошую судебную практику.

- Вы читали книгу, написанную вашим бывшим супругом?

- Читала. Более того, издатель этой книги Игорь Губерников обращался ко мне с просьбой дать для нее свои комментарии. Однако сама идея ее издания показалась мне как минимум нескромной. К тому же информация, которую я могла сообщить для книги подобного формата, в нее бы на сто процентов не попала.

- Вячеслав Кредисов в своей книге пытается проанализировать причины, по которым не раз, как он выразился, попадал в пропасти. У вас, видимо, есть своя оценка этих причин?

- На мой взгляд, первой и серьезной ошибкой Вячеслава был его конфликт с нашим датским партнером времен «Мезокреда» Полем Яном. Поль действительно очень помог «Мезокреду», дал возможность получить эксклюзивные контракты с мировыми европейскими производителями. Наши обороты составляли миллионы долларов. Но все остановилось после одного случая. Поль попросил Вячеслава решить одну проблему по складу. Вячеслав сказал, что для этого нужны дополнительные средства. Поль вытащил из кармана 20 тысяч долларов и дал их Кредисову именно на решение этой проблемы, взяв с Вячеслава расписку о получении этих денег. В следующий приезд, увидев, что проблема не решена, Поль попросил Кредисова вернуть деньги и… получил отказ! Деньги были потрачены на другие производственные цели. Этого европейский бизнесмен вытерпеть не мог и подал в суд иск о взыскании названной суммы. Жаль, что материалы суда не попали в книгу. Почерковедческая экспертиза не дала четкого ответа на вопрос, подпись ли Кредисова стоит под распиской. Сам же должник настаивал на том, что не помнит, его ли это подпись. «Развод» с Яном был болезненным. Датский предприниматель ушел, забрав часть эксклюзивных контрактов. Можно сказать, что Кредисов выиграл суд, но потерял партнера и обороты. И все это ради 20 тысяч долларов! Это сложно понять разумному человеку.

- Ваш бывший муж упоминает в книге о своем пребывании в Лукьяновском СИЗО в 2004 году, называя себя новорожденным дитятей революции. Однако из книги непонятно, при чем тут революция. Он занимался политической деятельностью, за которую его могли преследовать?

- У Кредисова в биографии столько темных пятен, которые надо скрывать, что его книга у нормальных людей вызывает только недоумение. После разрушения «Мезокреда» он не смог создать никакого нового бизнеса. «Новая формация» была единственной его вывеской, дающей возможность представления себя в обществе. Тогда, в 2004 году, пользуясь положением своего отца как ректора одного из вузов, он начал вымогать взятку за продление аренды одного из помещений этого института у предпринимателя, имевшего связи в СБУ. Была включена прослушка, и Кредисова взяли в момент получения взятки. При чем здесь политика? В период «оранжевой» революции, когда он находился на подписке о невыезде, Кредисову повезло. Тогда нужны были новые свежие кадры, и указом Президента Вячеслав был назначен замминистра обороны. В спешном порядке уголовное дело закрыли. Я знаю обо всем этом не понаслышке, сама помогала тогда Вячеславу — все-таки он отец моего ребенка. В книге же он по-иному трактует эти события. Хоть я надеялась, что после перенесенных стрессов человек изменится.

- Изменился?

- Когда я прочитала в газете о том, что Кредисов уволился по собственному желанию, и комментарий министра обороны по поводу нечистоплотности действий заместителя, ждала звонка от Вячеслава. И он позвонил. Признался, что часть имущества и земель Минобороны за спиной министра вывел на фирмы, в которых через подставных людей на него была оформлена доля в 50 процентов. А министру обороны Вячеслав сообщил, что это якобы мой бизнес, мои фирмы. Я же о них абсолютно ничего не слышала. Сейчас этих людей вызывают на допросы. Кредисов попросил меня подтвердить, что это мои фирмы. Пытался выкрутиться и боялся снова попасть в тюрьму. Я была в шоке и попросила впредь решать проблемы самому, не вмешивая меня в свои действия. О каких переменах к лучшему может идти речь?!

- Ваши комментарии несколько меняют образ героя книги «Вершины и пропасти Вячеслава Кредисова». Вы не боитесь претензий, в том числе судебных?

- Эта информация есть не только у меня, она абсолютно открыта. В архивах лежат уголовные дела. Это все факты. Поэтому бояться мне нечего.

Как сообщил «ФАКТАМ» Вячеслав Анатольевич, сейчас ему предложили баллотироваться на перевыборах в Верховную Раду. «Друзья смеются: день выборов — 30 сентября — совпадает с днем моего рождения, — откровенничает Кредисов.  — Говорят, это знак. Я же пока не решил, идти ли мне в политику».

Если Вячеслав Анатольевич все же примет решение в политику идти, может, ему стоит все-таки несколько переосмыслить свой жизненный путь? Уставшая страна, судя по всему, ждет других героев.