Политика

Получить место в проходной части избирательного списка рейтинговой партии или блока можно за несколько миллионов долларов?

0:00 — 26 июля 2007 eye 238

По мнению экспертов, крупной политической силе для победы на досрочных выборах необходимо потратить как минимум 100 миллионов долларов

В Украине горячая пора — сезон выборов. Партии и блоки готовятся к проведению съездов, на которых собираются утвердить избирательные списки. Впрочем, не секрет, что реестр кандидатов в депутаты и их очередность, как правило, формируются кулуарно партийной верхушкой. Такая система выгодна как вождям, так и многим состоятельным людям, стремящимся на всякий случай заполучить депутатский иммунитет, а также  — политическим инкогнито, целиком зависящим от своих партийных лидеров. Надо полагать, поэтому парламентарии не спешат вносить изменения в избирательное законодательство, предоставляющие гражданам право не только голосовать за ту или иную политическую силу, но и определять очередность кандидатов в списках. Таким образом избиратели могли бы избавить парламент от многих одиозных личностей. Действующая же система выборов, помимо прочего, говорят, породила практику покупки мест в списках кандидатов. И хотя многолетние слухи о купле-продаже депутатских мандатов так ни разу и не были доказаны, отдельные наблюдатели не сомневаются именно в таком состоянии дел на выборах. О мифах и реальностях отечественной партийной кухни «ФАКТЫ» попросили рассказать главу аналитической службы Комитета избирателей Украины Александра Черненко.

«Если предприниматель в отдельном регионе обеспечит для БЮТ хороший результат на выборах, он получит место в списке блока»

- Скажите, насколько сегодня обоснованны разговоры о покупке и продаже проходных мест в рейтинговых блоках и партиях?

- На сегодняшний день ситуация несколько изменилась. Крупные политические силы давно имеют одного или нескольких титульных спонсоров и уже аккумулировали деньги на кампанию. А это порядка 70-100 миллионов долларов, из которых половина уйдет на рекламу. Если раньше действительно были случаи, когда человек со стороны приходил с чемоданом денег и получал конкретное место в списке рейтинговой партии, то сейчас крупные политические силы используют другие механизмы привлечения кандидатов и финансов на выборы. Например, по моим данным, руководство Блока Юлии Тимошенко поступает следующим образом. Преуспевающий предприниматель должен обеспечить хороший результат для блока на выборах в определенном регионе, за что и получит несколько мест в проходной части списка для себя и своих людей.

А массовая продажа мест наблюдалась в 2006 году, когда проходили выборы не только в Верховную Раду, но и в областные, городские и районные советы. Тогда местные партийные вожди, как говорится, стригли купоны по-черному.

- Получается, что сегодня приличному миллионеру-одиночке и приткнуться некуда?

- Рейтинговые партии сейчас и так имеют в своих рядах членов, способных обеспечить избирательную кампанию. Тем не менее одиночные случаи покупки мест в списках все же будут. Подобные вещи происходят, как правило, из-за коррумпированных работников избирательных штабов. Сегодня говорят о суммах от одного миллиона долларов и выше.

«С предложением войти в список за определенную сумму к бизнесменам сегодня обращаются в основном непарламентские партии»

- И насколько высока цена депутатского мандата?

- Вплоть до пяти-семи миллионов долларов. Цена места в списке варьируется в зависимости от того, есть ли у человека свои СМИ либо большое предприятие, на котором работают тысячи людей — избирателей, или ему просто грозит суд и он хочет получить иммунитет. Таким образом обогащаются менеджеры избирательной кампании, которым, думаю, не составит труда убедить лидера в необходимости взять в список «очень нужного партии» человека. Сколько в этом случае оседает в карманах самих вождей или в теневых избирательных фондах, неизвестно.

Насколько я знаю, сегодня к разным бизнесменам с предложением войти в список за определенную сумму обращаются в основном лидеры непарламентских партий. Впрочем, предприниматели деньгами делиться не спешат, поскольку многие из них уже потеряли значительные суммы, финансируя такие проекты, как «Народная оппозиция» Витренко, «Вече» и другие партии, не прошедшие в парламент в 2006 году. А деятельность технических партий, участвующих в выборах не для победы, а для «отщипывания» электората у конкурентов, будет оплачиваться олигархами, поддерживающими ту или иную крупную политическую силу. Кстати, многие бизнесмены, которые финансировали проигравшие в 2006 году партии, затем очень возмущались: мол, как же так, ведь гарантировали стопроцентное прохождение в парламент. Но деньги, естественно, им никто не вернул.

Впрочем, помню, забавная история произошла с обиженным бизнесменом на выборах, когда еще действовала мажоритарная система. Известный олигарх, который живет сегодня в другой стране, заручился поддержкой губернатора одной из областей, в которой решил баллотироваться. Крупный чиновник получил дорогую иномарку, однако административный ресурс государственных служащих спонсору не помог — олигарх выборы проиграл. Но и губернатор остался без автомобиля. Машину аккурат после оглашения результатов выборов оперативно угнали неизвестные.

- Обоснованно ли расхожее мнение о том, что основным мотивом покупки места в списке является желание спрятаться за депутатской неприкосновенностью?

- Не всегда. Раньше в среде бизнесменов получить депутатский мандат считалось элементом престижа. Но подобная тенденция уже идет на спад. Многие предприниматели быстро теряют интерес к политической деятельности, когда партийные вожди отбирают у них карточки для голосования.