Телевизионным феноменом нынешней осени неожиданно во всем мире стал южнокорейский сериал «Игра в кальмара». Его премьера состоялась 17 сентября на Netflix, а 13 октября, то есть менее, чем через месяц, его уже посмотрели 111 миллионов зрителей во всем мире. И это является абсолютным рекордом в истории Netflix. Подчеркнем, что это официальные данные. Это число можно смело удвоить и даже утроить, учитывая, сколько человек посмотрели сериал неофициально, скачав его на торрентах и других платформах.
О небывалом успехе «Игры в кальмара» теперь пишут практически все крупнейшие мировые СМИ. «ФАКТЫ» тоже решили разобраться в секрете популярности этого сериала.
Попытаемся не рассказывать сюжет, чтобы не отбить охоту тем, кто еще не успел поддаться всеобщему помешательству и не посмотрел «Игру в кальмара». Но все же в двух словах сообщим, о чем сериал. Почти полтысячи человек, большинство из которых испытывают серьезные финансовые трудности, получают приглашение принять участие в своеобразном квесте. Это секретный турнир на выживание. Каждый его этап представляет собой несложную, на первый взгляд, детскую игру. Проигравший выбывает. Не только из турнира, но и из… жизни! Зато с его уходом размер денежного приза, который должен в итоге достаться победителю, возрастает. Он должен составить в итоге 45,6 миллиарда вон или 38,5 миллиона долларов по курсу.
Рискнуть жизнью соглашаются самые разные люди. Один страдает игроманией и просто не может остановиться, хотя уже задолжал кучу денег. Второй занимался инвестициями и потерял деньги клиентов. Третий — гангстер, проигравшийся в пух и прах в казино. Кому-то нужны деньги, чтобы вытащить родственников из Северной Кореи. Кто-то борется со смертельной болезнью, и ему уже просто все равно. А еще есть беженец из Пакистана, у которого нет иной возможности, чтобы обеспечить жену и маленького ребенка… Это лишь несколько персонажей, и кто из них в итоге пройдет квест, зрители не знают до самого конца.
Это одна из составляющих небывалого успеха «Игры в кальмара». В каждой из девяти серий колода игроков неожиданно перетасовывается авторами — явные лидеры вдруг оказываются в числе слабых игроков и наоборот, что сбивает зрителей с толку и заставляет снова и снова переосмысливать происходящее на экране.
Но похожих сериалов и фильмов хватает. Почему все-таки «Игра в кальмара?».
BBC полагает, что при всех достоинствах сериала он еще вышел в очень удачное время. Последние несколько лет в мире наблюдается некий «корейский бум». Доказательством тому является, например, тот факт, что в последнее издание Большого Оксфордского словаря вошло сразу 26 слов корейского происхождения. «Всех нас захлестнула корейская волна», — признается редакция Оксфордского словаря английского языка. Кстати, у этого явления уже появился термин, который все чаще используется не только в англоязычных, но и в русскоязычных СМИ — hallyu, или халлю. Он означает рост интереса к корейской поп-культуре, кино и моде.
Давайте вспомним, когда все это началось. В 2012 году корейский рэпер PSY записал песню Gangnam Style. Клип с ней побил все рекорды в YouTube. На сегодняшний день он собрал уже более 4,2 миллиарда просмотров!
Оказалось, что PSY не единственный исполнитель в Южной Корее. Он проложил дорогу своим соотечественникам, которые с радостью ринулись покорять западный музыкальный рынок. Больше всех в этом преуспела группа BTS, члены который стаи подлинными идолами молодежи во всем мире. У них самая многочисленная армия поклонников. BTS получает одну музыкальную премию за другой в США и Западной Европе. Последние года три получил широкое распространение термин k-pop. Так называют популярную музыку, создаваемую и исполняемую не только музыкантам из Южной Кореи, но и из других азиатских стран, включая, например, Казахстан.
Весной 2019 года «Золотую пальмовую ветвь» Каннского международного кинофестиваля получил фильм «Паразиты». Эта картина затем получила четыре «Оскара», в том числе в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший иностранный фильм». Впервые в истории Американская киноакадемия присудила награду в номинации «Лучший фильм» картине, снятой не на английском языке. После этого все заговорили о корейском кинофеномене.
Вот так постепенно была подготовлена почва для «Игры в кальмара». Примечательно, что Хван Дон Хёк, автор сериала, придумал его идею и написал сценарий еще в 2008 году!
Однако ни одну телекомпанию этот проект не заинтересовал. Только спустя 11 лет, когда в Южной Корее появилось подразделение Netflix, Хвану удалось убедить руководство стриминговой компании рискнуть. В него поверила Ким Мин Ён, женщина, возглавившая филиал Netflix в Сеуле. Она упорно продвигает стратегию расширения зрительской аудитории компании с помощью сериалов, созданных за пределами США и Великобритании. Такие проекты, считает Ким, содержат в себе национальную изюминку, которая может привлечь интерес многих зрителей в других странах.
И она оказалась права. «Игра в кальмара» стал самым популярным сериалом в 90 странах мира! Netflix зарегистрировала небывалый рост подписчиков. Благодаря успеху сериала Ким удалось получить от руководства компании свыше 500 миллионов долларов на съемки новых сериалов на корейском языке.
Актеры, которые снялись в «Игре в кальмара», превратились уже в мегазвезд. Особенно популярна Чон Хо Ён. До показа сериала у 27-летней актрисы было примерно 400 тысяч подписчиков в Instagram. За три недели после премьеры их число превысило 13 миллионов!
В октябре знаменитый французский дом моды Louis Vuitton объявил, что Чон Хо Ён стала новым «лицом» его одежды, часов и ювелирных изделий.
Благодаря «Игре в кальмара» набирает популярность новый термин — к-драма. Он стремительно вытесняет из соцсетей и СМИ слово «дорама», которым раньше было принято называть все сериалы, снятые в странах Юго-Восточной Азии, включая Южную Корею и Японию.
Многим «Игра в кальмара» может показаться излишне кровавой и жестокой. Однако кинокритики считают, что Хван Дон Хёк, выступивший также в качестве режиссера, продолжил традицию Квентина Тарантино, в чьих фильмах кровавые убийства не вызывают отвращение или ужас. Зрители понимают, что это стилистический прием. У Хвана он усилен еще и тем, что персонажи сериала играют в безобидные детские игры — вот только проигрыш влечет за собой смерть, и от этого контраст еще ярче.
Популярность сериала у зрителей старшего и среднего возраста психологи объясняют тем, что люди данных возрастных категорий прекрасно знают, что такое финансовые трудности. Глядя на персонажей «Игры в кальмара», люди невольно ставят себя на их место и пытаются понять, на что они были бы готовы пойти ради спасения жизни близких.
Молодежь в сериале дополнительно привлекает то, что по своей структуре он очень похож на компьютерные игры, в которых ведется учет смертей, собираются трофеи, где тоже нужно переходить с уровня на уровень.
Тех, кто уже посмотрел «Игру в кальмара», волнует, будет ли продолжение? Netflix на этот вопрос пока не отвечает. Хван Дон Хёк в интервью британской газете The Times заявил, что в ближайшее время хочет отдохнуть. Съемки сериала дались ему нелегко. Режиссер признался, что испытывал такое нервное и физическое напряжение, что у него выпали шесть зубов. Если он все же возьмется за написание сценария для второго сезона, то уже ни за что не станет делать это один, а обратится к друзьям и коллегам за помощью. Лично он хотел бы, чтобы второй сезон был сосредоточен на роли полиции. Дело в том, что Хван раньше сам был полицейским. И он знает, насколько люди порой бывают недовольны медлительностью правоохранительных органов.
Ким Мин Ён в интервью американскому изданию The Hollywood Reporter сказала, что очень хотела бы, как руководитель корейского филиала Netflix, уговорить Хвана на второй сезон. Однако пока их переговоры не дали конкретного результата. А поручать снимать продолжение другому человеку Ким бы не хотелось.
Читайте также: Павла Розенко подсадили на «Игру в кальмара»: вместо ужина — просмотр сериала
А музыкант Сергей Бабкин даже нашел в «Игре в кальмара» своего двойника.
Фото Netflix