Украина

Срок эксплуатации цистерн с фосфором, которые вчера отправились в путь через всю украину, истек еще пять лет назад, и кто разрешил их использование, не известно

0:00 — 27 июля 2007 eye 211

А значит, безопасность транспортировки ядовитого груза, который должен покинуть территорию нашей страны сегодня вечером, никто не гарантирует?

Как сообщили «ФАКТАМ» в управлении Львовской железной дороги, 26 июля в четыре часа утра транзитом через Россию в Казахстан был отправлен спецпоезд с грузом желтого фосфора, самовозгорание которого привело к химической катастрофе в Бусском районе Львовской области. Эшелон сопровождают с двух сторон пожарные поезда. Известно, что вчера он прошел через Здолбунов (Ровенская область) и Казатин (Винницкая область). По информации пресс-службы «Укрзалчзницч», поезд покинет пределы страны сегодня вечером.

Цистерны с фосфором вывозят, уложив их в стандартные железнодорожные вагоны. Так поступили и с уцелевшими, и с поврежденными емкостями, которые за минувшие после аварии полторы недели отремонтировали.

Большинство емкостей для перевозки фосфора было изготовлено еще в 1978 году, сообщил во вторник в ходе телемоста представитель завода-отправителя фосфора, директор концерна «Казфосфат» Капрат Шотбаков. Несколько цистерн из злополучного поезда работают с начала 1980-х. Все их построили в Украине, на Мариупольском вагоностроительном заводе. Срок эксплуатации цистерн — 24 года. А это значит, что большинство из них следовало списать еще пять лет назад. Но, по словам господина Шотбакова, срок службы емкостей продлен на пять лет. Для части из них этот срок истекает в декабре 2007-го, для остальных — в следующем году. Он назвал и фирму, якобы находящуюся в Мариуполе, которая продлила срок эксплуатации цистерн, — «Сырец».

«ФАКТЫ» обратились в телефонную справочную Мариуполя, где нам заявили, что фирма с таким названием у них не числится. А телеканал «1+1» сообщил, что коммерческой структуры «Сырец» нет ни среди зарегистрированных в Мариуполе предприятий, ни среди тех, кто платит в этом городе налоги. В пресс-службе «Укрзалчзницч» нам рассказали, что железнодорожное ведомство также пыталось установить название фирмы, продлившей срок службы цистерн, но это не удалось сделать.

Действительно ли в таком случае цистерны имеют статус технически годных, как это утверждает директор «Казфосфата»?

Впрочем, не исключено, что речь идет о названии, похожем на слово «сырец»: господин Шотбаков говорит по-русски с заметным акцентом, к тому же качество связи на телемосте оставляло желать лучшего.

И все-таки: пригодны ли отправившиеся вчера в путь цистерны к использованию? С этим вопросом «ФАКТЫ» обратились в службу генерального конструктора Мариупольского вагоностроительного завода, где построили эти емкости. На заводе нам сообщили, что за консультациями и технической документацией для продления срока службы цистерн к ним никто не обращался. А без этого выдавать разрешение на продолжение эксплуатации нельзя, заявили конструкторы. При этом отметили, что практика выдачи разрешения на продление работы изношенного подвижного состава в СНГ распространена, хотя с каждым годом ее все больше ограничивают.

А между тем, как проинформировали «ФАКТЫ» в пресс-службе ГУ МЧС Украины во Львовской области, вблизи села Ожидов Бусского района, где произошла фосфорная катастрофа, в соответствии с планом осуществляются рекультивация 0,2 га загрязненной территории и общая нейтрализация всей зараженной площади, которая составляет 0,6 га. На это уже израсходовано 100 тонн извести. Непрерывно осуществляется мониторинг воды, воздуха и земли, отклонения от действующих санитарных норм не обнаружены. По заверениям МЧС, ситуация полностью контролируется.

Как сообщила пресс-служба Львовской облгосадминистрации, ущерб, нанесенный в результате аварии территории и населению региона, оценивается в сумму свыше 16 миллионов гривен (напомним, Кабмин в среду выделил на ликвидацию последствий ЧП 14 миллионов 815 тысяч гривен). Пресс-служба сообщает также, что, по состоянию на 26 июля, на оздоровление отправлены 1570 детей и 16 матерей из населенных пунктов Бусского, Бродовского, Золочевского, Радеховского районов, а также дети, которые находились на лечении во Львовской областной клинической больнице.

P. S. Когда верстался номер, в редакцию позвонила встревоженная женщина, представившаяся жительницей Казатина. Она сообщила, что «фосфорный» поезд остановлен у них на станции (хотя уверяли, что он будет следовать без остановок) и из его первого вагона, кажется, идет дым! Экстренный «обзвон» по телефону казатинских железнодорожников и пожарных застал их врасплох. Все дружно заявили нам, что ничего подобного не происходит. У страха глаза велики?