С 21 октября в Украине начали действовать новые правила межрегиональных перевозок. В частности, пассажирам во время поездок в регионах с «желтым», «оранжевым» или «красным» уровнем епидопасности нужно предъявлять COVID-сертификаты или отрицательный тест на коронавирус. К слову, те, кто переболел ли имеет противопоказания к прививке, также вынуждены будут перед поездкой сдавать тесты. Конечно, так поездка существенно подорожает. Ведь при стоимости билета в поезде Киев — Авдеевка в 238 гривен дополнительно за тест еще придется выложить около 350−500 грн. Учитывая сложную ситуацию с покупательной способностью украинцев, такая «надбавка» к билету не всем будет по карману.
Что делать, если пассажиру отказывают в посадке на поезд, при этом он не имеет ни денег и времени на тест, ни сертификата о прививках, поскольку недавно переболел, объясняет читателям «ФАКТОВ» адвокат, кандидат юридических наук Денис Головин.
— С 21 октября КМУ утвердил новые правила пассажирских перевозок на время действия карантина. Они будут касаться межрегиональных перевозок. В частности, невакцинированных не будут пускать в поезда, автобусы. Не нарушает ли это ограничение права человека, ведь по закону главным документом для передвижения является билет.
— Это прямое нарушение статьи 33 Конституции Украины, которая устанавливает право свободного передвижения. Ограничение свободы передвижения возможно только в случае ограничений, установленных Конституцией Украины — в условиях военного или чрезвычайного положения. Например, статья 16 Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» среди основных мер правового режима чрезвычайного положения приводит установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение; ограничение движения транспортных средств и их осмотр. Однако в государстве не введено чрезвычайное положение.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.2 Правил перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины посадка в поезд лиц, осуществляющих поездку по полным, льготным, в том числе бесплатным и групповым, проездным документам, осуществляется при наличии проездного документа и документа, удостоверяющего личность, для пассажиров льготных категорий — дополнительно оригинала документа, подтверждающего право на такой проезд. Никаких изменений о наличии COVID-сертификатов не было внесено. И неудивительно, потому что это прямая дискриминация. Какой бы акт не выдал Минздрав, Кабмин, а тем более — внутренние акты «Укрзалізниці», все они должны соответствовать Конституции!
Читайте также: Будут ли высаживать из транспорта пассажиров без масок и ковид-сертификатов
— Что делать, если человеку срочно надо ехать, но он не имеет ни денег, ни времени на тест, ни сертификата о прививках?
— Логика таких незаконных ограничений и заключается в том, чтобы люди #stayhome (оставались дома). Однако можно ехать на автомобиле. Это не запрещено, поскольку «автомобильный транспорт на автобусных маршрутах» — это законодательная формулировка привычного нам понятия «автобус». Даже если в какой-то области поставят блокпосты, как было недавно в Одессе, то это также незаконно. Полномочия полиции детализированы в статье 23 данного Закона. Их много. А вот статья 24 предусматривает, что выполнение других (дополнительных) полномочий может быть возложено на полицию исключительно законом. Закона, который давал бы право Нацполиции останавливать транспорт для проверки COVID сертификатов, — не существует.
— Если человеку все же отказали в посадке на поезд без этих документов и, как следствие, он не смог оказать помощь больным родителям, которые его ждали, или сорвались срочные деловые встречи, кто должен нести за это ответственность?
— В таком случае надо обращаться в суд с иском против «Укрзалізниці». Во-первых, как уже обсуждали выше, такие требования противозаконные, ограничивают конституционные права человека.
Во-вторых, упущена выгода, если говорить о бизнесе. Требуя возмещения убытков в виде упущенной выгоды, лицо должно доказать, что при обычных обстоятельствах оно имело реальные основания рассчитывать на получение определенного дохода. При этом важным элементом доказательства неполученных доходов, то есть упущенной выгоды, является установление причинной связи между противоправным поведением ответчика и убытками потерпевшего. Следует доказать, что противоправное поведение, действие или бездействие ответчика — в данном случае «Укрзалізниці», является причиной, а убытки, возникшие у потерпевшего лица, — следствием такого противоправного поведения. Вероятность положительного решения дела — большая.
— Еще одна новация касается нарушителей карантина. Так, в Киеве появятся камеры наблюдения, которые помогут оценить условный процент соблюдения противоэпидемиологических норм. Неужели тех, кого «поймают» на этом нарушении, смогут привлечь к ответственности? Ведь у людей, в отличие от машин, на лбу не указаны фамилия или другие персональные данные, а камеры дают не столь четкую картинку, чтобы это фото стало аргументом для наложения штрафа.
— Действительно, есть проект пилотного исследования, которое было инициировано ВОЗ и поддержано Минздравом Украины. По словам главного санитарного врача, «благодаря установлению видеокамер будет происходить деперсонализированная оценка условного процента соблюдения противоэпидемиологических норм. То есть речь идет о слежке за людьми, их идентификации и дальнейшем привлечении к административной ответственности. Да, действительно, никто не может дать гарантию, что в дальнейшем такое видеонаблюдение не приобретет персонифицированный характер, но пока это звучит «космично», хотя теоретически возможно.
Читайте также: Массовые карантинные проверки с 21 октября: что будут проверять и как наказывать за нарушения
— И все же, как может происходить идентификация в данном случае?
— Очень просто. Персональные данные — это сведения или их совокупность о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано. Идентификация личности — установление личности путем сравнения предоставленных данных (параметров), в том числе биометрических, имеющейся информации о человеке в реестрах, картотеках, базах данных и тому подобное. При изготовлении, например, биометрического паспорта в Единый демографический реестр вносится, среди прочего, оцифрованное изображение лица человека. Поэтому идентифицировать возможно.
— Кто будет выписывать штраф на основе такой видеоулики?
— Можно по аналогии предположить , что протокол будут составлять работники Нацполиции, отправлять «письма счастья». Но это все догадки, пока речь об этом не идет.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как новые правила перевозки пассажиров распространяются на детей.
Читайте также: Вакцинируйся или увольняйся: адвокат объясняет, законно ли такое требование