Общество и люди

«Название судну выберет президент»: в Украину прибыл ледокол James Clark Ross, купленный у Великобритании за 5 миллионов долларов

13:50 — 23 октября 2021 eye 900

Наша страна стала обладателем легендарного британского ледокола, который доставлял на Южный полюс первую украинскую антарктическую экспедицию.

В Одессу, порт своей новой постоянной приписки, под национальным украинским флагом прибыл ледокол James Clark Ross. Судно с пока еще прежним названием приобретено у Великобритании за 5 миллионов долларов. Как утверждают эксперты, новые суда подобного класса стоят порядка 260 миллионов евро. Ледокол станет флагманом антарктических экспедиций. И не только. Отныне нашим ученым доступны для исследования практически все уголки Мирового океана.

Корреспонденту «ФАКТОВ» удалось узнать подробности этого события.

На момент постройки James Clark Ross входил в топ-3 научных судов мира

На пути следования из датского порта Фредериксхавн, где до недавнего времени базировался этот ледокол, в Украину он преодолел около двух тысяч миль в Северном, Средиземном и Черном морях. Впрочем, в биографии легендарного судна десятки сложнейших ледовых экспедиций в составе Британской антарктической миссии.

На момент постройки James Clark Ross (названный в честь военного моряка и исследователя, совершившего в середине XIX века самую масштабную в то время экспедицию в Антарктику), входил в топ-3 научных судов мира. «Крестной» судна, построенного и спущенного на воду на известной верфи в Уолсенде, была королева Великобритании Елизавета II. Сейчас, три десятилетия спустя, оно все еще состоит в престижном пуле топ-20.

Ледокол принимает на борт 50 участников экспедиции и 29 моряков, спокойно преодолевает льды четырехметровой толщины. Особенности конструкции и комплектация отличным оборудованием позволили ему стать мировой платформой для всевозможных комплексных исследований. В частности, биологических, океанографических и геофизических.

«Судном восхищались все, кто на нем работал. Этот ледокол дал возможность ученым сделать много открытий, чтобы лучше понять быстро меняющийся мир. Мы будем скучать по этому судну, но я рада, что наши коллеги-исследователи будут использовать его для проведения важных научных изысканий», — отметила директор Британской антарктической службы профессор Дэйм Джейн Фрэнсис.

Заслуги James Clark Ross, на борту которого выбиты три буквы RRS — Royal Research Ship («королевское исследовательское судно»), общепризнаны. Именно с его помощью была создана карта глубоководного Южно-Сандвичева желоба в Южном океане и запущен подводный дрон-субмарина Boaty McBoatface, который досконально исследовал связь между усиливающимися антарктическими ветрами и повышением температуры океанической воды.

Ледокол участвовал в первом международном исследовании по оценке запасов криля в атлантической части Южного океана, данные которого используются до сих пор.

В Антарктике судно отлично справлялось с обеспечением сотрудников двух станций — «Грузер» и «Халли-4», а во время полярной зимы работало и в Арктике.

— Британцы продали его вовсе не из-за изношенности механизмов или непригодности к дальнейшей эксплуатации, — рассказал «ФАКТАМ» директор Национального антарктического научного центра (НАНЦ), кандидат биологических наук Евгений Дикий. — Просто место флагмана английской антарктической службы занял новый ледокол — Sir David Attenborough. Его параметры в несколько раз превосходят предшественников, и он куда дороже в эксплуатации. Содержать несколько судов признали нерентабельным, и два ледокола решили продать.

Мы были не единственными желающими приобрести один из них. Англичане получали предложения переделать James Clark Ross под полярный туристический круизный лайнер. Была американская компания, стремившаяся заполучить его для геологоразведки. Но только у нас покупателем выступало государство, которое не собиралось менять его профиль — научные исследования. Это, думаю, и стало решающим, а также повлияло на итоговую цену.

— Британцы вновь отдали предпочтение украинцам?

— Сто процентов! Если вспомнить британско-украинское «антарктическое» сотрудничество, то первым украинцем, ступившим на твердь Антарктиды, был Антон Омельченко родом из Полтавской области. Он участвовал в легендарной экспедиции Роберта Скотта к Южному полюсу в 1910—1913 годах, выжил и вернулся. Получил медаль из рук британской королевы и пожизненную британскую пенсию. Правда, она потом ему стоила жизни: НКВД не любил людей, у которых были британские пенсии…

Читайте также: Экспедицию Нансена назвали самоубийством и отказались финансировать: 160 лет назад родился знаменитый исследователь

«Строить подобный ледокол с нуля обошлось бы в 260 миллионов евро»

По словам Евгения Дикого, уже второй раз Великобритания передает свои исследовательские активы украинским коллегам. Четверть века назад, 6 февраля 1996 года, британский «Фарадей» стал украинской станцией «Академик Вернадский», и первых наших полярников туда доставлял именно James Clark Ross. Евгений Дикий связывает привилегии в приобретении судна с историей «Фарадея».

— С этим мы перед британцами не опозорились, — говорит Евгений Дикий. — Мы смогли продолжить на вполне достойном уровне все направления, которые вели там британцы. Более того, привнесли свое, у нас есть хорошая «станционная» история успеха.

С судном не случайное совпадение. Это судьба! Теперь ледокол снова хочет воссоединиться со станцией, только уже в украинских руках. В отличие от «Фарадея» нам его не подарили, вернее, не передали за символический один фунт стерлингов, но все же уступили, продав существенно ниже рыночной цены. Говорят, иностранные коммерсанты предлагали за него 10 миллионов долларов. Нам сбросили до пяти…

Строить подобное судно с нуля обошлось бы в 260 миллионов евро.

Параллельно с нами похожую сделку заключили итальянцы. Британцы продали им аналогичный ледокол RRS Ernest Shackleton. Сейчас он — флагман итальянского антарктического флота.

По оценкам специалистов, James Clark Ross можно эксплуатировать в привычном для него режиме еще более четверти века. Четкость функционирования всех судовых систем и механизмов подтвердил, в частности, и нынешний переход. Его выполнил британский экипаж под руководством сразу двух капитанов — англичанина Саймона Веллеса и украинца Олега Новосильного.

Говорят, «проверили, на каких скоростях можно бегать». По холодной волне судно идет до 14 узлов (около 26 километров в час). Двигатели охлаждаются забортной водой: чем она холоднее, тем лучше они остывают и тем больше их можно разогнать. В теплых водах Средиземноморья скорость падала до 10 узлов (18,5 километра в час), что также неплохой показатель.

Ледокол не заходил в порты, чем доказал хорошую автономность плавания — бесперебойно до двух месяцев. Прибыв в Одессу, продолжает ее сохранять: здесь пока ничего не приобретали, все необходимое для нормальной жизнедеятельности судна имеется. Конечно, перед тем, как отправляться в арктические рейсы, ледоколу потребуется пройти полное техническое обследование.

— Речь идет лишь о ревизии всех основных агрегатов, корпуса и рулевого устройства, — уточняет Дикий.

Помимо прочего, судно нуждается в доукомплектовании аппаратурой и оборудованием восьми уникальных лабораторий. На это, по самым скромным подсчетам, понадобится около миллиона долларов. Плюс время для подбора квалифицированных мореплавателей, имеющих опыт работы во льдах. Это задача не из простых.

«Как только прошла информация о покупке, сразу появились заманчивые предложения от других стран»

Сейчас активно обсуждается новое название для судна. НАНЦ объявил своеобразный конкурс — прием заявок с вариантами. Пришло немало. Одно из предложенных названий «Роланд Франко» — в честь внука великого украинского писателя. Ученый, кандидат технических наук, он был советником по вопросам науки в Посольстве Украины в Великобритании и активно содействовал передаче Украине «Фарадея». Еще варианты — «Полярная чайка», «Антон Омельченко», «Украина», «Червона рута», «Полярный тризубец».

Ученые предлагают название «Ноосфера». Им хотелось бы, чтобы название ледокола было как-то связано с деятельностью первого президента Академии наук Украины академика Владимира Вернадского.

В НАНЦ сообщили, что «все достаточно серьезные варианты» оставили и отправили в Офис президента Украины. Ведь именно глава государства принимал политическое решение о том, что необходимо и такое судно, и возрождение отечественного научного флота. Поэтому ему и выбирать название — из тех вариантов, которые предложили люди.

— Название, безусловно, важно, — комментирует Евгений Дикий. — Однако куда более значимо другое. У нас появился инструмент для осуществления различных исследований, в том числе ресурсных, для украинских компаний. Теперь можно будет этим ледоколом прокладывать дорогу к так называемой голубой экономике, то есть к экономике Мирового океана, что является одним из ключевых трендов XXI века.

По словам ученого, давно определены три основных маркера передовых стран мира: космические, морские и полярные исследования. Космические разработки у нас в последнее время, к сожалению, в загоне. Океан в последние 20 лет также был исключен из нашей сферы активности. Держались только на полярниках, работающих на станции «Вернадский». Как-то удавалось нашим ученым, несмотря ни на что, прорываться в состав международных консорциумов, на чужие суда.

— Между собой мы шутили: работаем в ситуации, когда есть страшная морда и пиратский флаг, а ищем компаньона с каравеллой, — грустно шутит Евгений Дикий. — Вот и у нас каравелла наконец-то появилась. И как только мы купили ледокол и прошла об этом информация, сразу появились заманчивые предложения от других стран.

Собеседник приводит пример, о котором, по его словам, пока мало известно широкой общественности. При изготовлении гаджетов требуется некоторое количество редкоземельных металлов, процентов 80 которых сосредоточены в нескольких точках, полностью подконтрольных Китайской Народной Республике. То есть Китай сейчас реально держит рынок редкоземов и, соответственно, регулирует мировой рынок гаджетов.

Японцы же обнаружили в глинистых отложениях на дне океана — на глубинах от четырех километров и больше — достаточное количество редкоземов. И уже в следующем году у них заработает первый плавзавод по переработке этих донных отложений. Получаемое сырье позволит Японии вернуть контроль над рынком гаджетов.

— А начинали они с того, что такие суда, как теперешний наш ледокол, проводили разведку, изучение материала, — продолжает ученый. — Поэтому мы сейчас говорим об океанических исследованиях, которые у нас десятилетиями не осуществлялись. Двадцать лет назад был последний рейс украинского научного судна за пределы Черного моря. Именно на столько времени мы выпали из ключевого направления современной мировой науки.

Читайте также: «Антарктические котики-няшечки»: возле украинской станции «Академик Вернадский» родились тюленята Краля и Пенола

Фото автора