Фигурка дня

ФИГУРКА ДНЯ.
«Фарфоровые» истории.
25 октября 2021

9:09 — 25 октября 2021 eye 94

ГДЕ-ТО В ЛА-МАНЧЕ Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 2004
Скульптор: Juan Huerta
Размер: 42×40 cm
Лимитированная серия 500 изделий

Пабло Пикассо, родившийся 25 октября 1881 года в шумной портовой Малаге на юге Испании, был старшим из четверых детей известного в городе художника. Дон Хосе славился тем, что расписывал столовые комнаты в домах вельможных сограждан. Причём, никого не смущало то, что его излюбленными мотивами были листья, перья, сирень, попугаи и, конечно же, голуби. Семья художника жила на площади Мерсед, которую обрамляли старые платаны, сплошь усеянные голубиными гнёздами.

Дон Хосе практически в каждой своей работе находил местечко для изображения любимых птиц. А с некоторых пор, заметив способности старшего сына в живописи, начал уступать Пабло вырисовывание голубиных лапок. Однажды 9-летний мальчик так увлёкся изображением этих лапок на незаконченной картине отца, что, когда дон Хосе вернулся домой, он увидел перед собой полностью нарисованную картину. Завершённую в прекрасном стиле. Его это просто потрясло.

После переезда семьи в Барселону дон Хосе, получивший должность в престижной Школе изящных искусств Ла Лонха, попросил разрешение его 14-летнему сыну принять участие во вступительном конкурсе. По правилам школы, Пабло был слишком юным для этого. Но приёмная комиссия пошла навстречу просьбе его отца. И вскоре была потрясена тем, что работу, на которую отводился целый месяц, юный художник выполнил всего лишь за один день! И исполнена она была блестяще.

Весной 1901 года Пабло Пикассо отправляется в Париж. Он невероятно уверен в себе. Живя в маленькой комнатке на бульваре Клиши, он создаёт великие произведения, позже получившие название «голубого периода». Его любимый голубой цвет («цвет всех цветов!») доминирует едва ли не в каждой новой картине. Да и сам художник в то время одевается только в голубое. Картины «голубого периода» многими ценителями живописи считаются лучшими в его творчестве. Хотя с таким же успехом можно к числу лучших относить и произведения более позднего периода, названного «розовым».

В мастерской Пикассо всегда царил жуткий хаос. Книги, странные предметы, какие-то уличные трубы, искусственные цветы и живые белые мыши — всё это было содержанием его собственной системы, не терпящей сковывания, навязывания чего-то обязательного. Он творил, как дышал, — отрывисто, жадно, хватая воздух полной грудью. Франсуаза Жило, художница, с которой Пикассо прожил 10 лет, вспоминала, как на её вопрос, почему он по 3−4 часа стоит перед мольбертом, не позволяя себе ни на минуту отвлечься от работы, Пабло ответил:

- Меня не утомляет стояние на одном месте. Потому-то художники и живут так долго. Я, пока работаю, оставляю своё тело за дверью, подобно тому, как мусульмане оставляют обувь перед входом в мечеть…

Хаос царил не только в обстановке, привычной для Пикассо. На хаос были похожи и его многочисленные романы — с Ольгой Хохловой из балетной труппы Сергея Дягилева, Дорой Маар, Франсуазой Жило, родившей ему двоих детей, и Жаклин Рок, на которой он женился в конце жизни.

Автор знаменитых на весь мир картин «Герника» (1937), «Авиньонские девицы» (1907), «Портрет Гертруды Стайн» (1906), «Девочка на шаре» (1905), «Дон-Кихот» (1955) и многих других, человек, которого не без оснований считают основоположником кубизма в современном искусстве, творил, любил и был любим до последних дней своей долгой жизни.

Умер великий художник в апреле 1973 года на вилле Нотр-дам-де-Ви во французском Мужене в возрасте 91 года и был похоронен в старинном замке Вовенарг, в котором жил и работал в 1958—1961 годах.

«Полотна никогда не бывают закончены, — сказал он перед смертью. — Обычно они останавливаются в определённый момент, потому что приходит нечто, что прерывает работу…»

Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.