Отопительный сезон приносит не только тепло в дома украинцев, но и проблемы с компаниями, которые должны его поставлять. Кому-то тепло подают буквально несколько дней, после чего трубы снова становятся холодными, другим его включают только «для галочки». Однако и те, и другие потребители вынуждены оплачивать немалые счета за услугу, которой фактически не получают.
Как защитить свои права перед нечестными теплокоммунэнерго, кто должен контролировать тарифы на отопление и реально ли доказать, что стоимость ЖКУ завышена, разъяснил «ФАКТАМ» заместитель председателя Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Анатолий Вовнюк.
— Анатолий Витальевич, в Украине постепенно стартует отопительный сезон, который у многих потребителей ассоциируется с проблемами. Может ли потребитель защитить свои права перед нечестными поставщиками жилищно-коммунальных услуг?
— По законодательству «О жилищно-коммунальных услугах» потребитель имеет право получать такие услуги своевременно и надлежащего качества. Если отопление не включили или сделали это, скажем так, номинально, тогда речь может идти об уменьшении размера платы в установленном законодательством порядке. Если поставщик услуг этого не сделал, человек имеет право обратиться к нам и мы проведем проверку.
К слову, решение о начале и окончании отопительного периода принимают органы местного самоуправления с учетом среднесуточной температуры на улице (не должна превышать +8 С), санитарных норм и правил, а также других нормативных документов.
Читайте также: Какой будет цена газа, хватит ли его, а также амнистируют ли чиновники офшорные капиталы: рассказывает Евгения Кравчук
— Если человек видит, что его права нарушаются, например, в квартире отопление включили, но все равно очень холодно. Как действовать в такой ситуации?
— Во-первых, потребитель должен вызвать исполнителя коммунальных услуг для проверки их качества. К примеру, представителя управляющей компании. Он приходит к вам домой и проверяет, все ли хорошо и какие есть недостатки, составляется акт-претензия, в котором все фиксируется. В случае неприбытия исполнителя или необоснованного отказа подписать акт-претензию документ подписывается потребителем, а также не менее чем двумя жильцами других квартир этого дома и направляется исполнителю коммунальной услуги или управляющему (услуга по управлению многоквартирным домом) заказным письмом.
Исполнитель или управляющий в течение пяти рабочих дней должен решить вопрос. Если он этого не делает, тогда должен выдать или отправить потребителю обоснованный письменный отказ. Если ответ потребителю не придет в установленный срок, претензии потребителя считаются признанными этим исполнителем или управляющим. К слову, согласно Закону «Об обращении» обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, при этом общий срок разрешения вопросов, по поводу которых написан документ, не может превышать 45 дней.
При проверке соответствия параметрам качества предоставления услуг по поставке тепловой энергии учитывается своевременность начала и окончания отопительного сезона, непрерывность предоставления услуги, соблюдение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях (при условии их утепления — 18 град. C (в угловых комнатах — 20 град. C)) и соответствие давления теплоносителя установленным параметрам (указываются в договоре).
Если вопрос не решается на уровне поставщика услуг, потребитель может обратиться в Госпродпотребслужбу (или в наши территориальные органы, действующие в каждой области). Мы стараемся сделать так, чтобы процесс подачи обращений был удобным для людей. Так, для максимального удобства потребитель может подать обращение не только письменно, но и через форму на сайте Госпродпотребслужбы (https://consumer.dpss.gov.ua/e-form/), https://consumer.dpss.gov. ua / e-form / чат-бот «Телеграмм» или по электронной почте. Для объективного и всестороннего рассмотрения сложившейся ситуации в обращении отмечается информация о наименовании и адресе предприятия, а также предоставляются копии имеющихся документов (договор, квитанции
— Сегодня вопрос стоимости ЖКУ беспокоит всех украинцев. Кто должен контролировать, не завышают ли на местах тарифы на ЖКУ?
— В частности, Госпродпотребслужба. Наши территориальные органы проводят плановые и внеплановые проверки у субъектов хозяйствования. Исследуют достоверность указанной в документах информации о формировании, установлении и применении тарифов на ЖКУ. Также специалисты территориальных подразделений принимают участие в заседаниях комиссий при органах местного самоуправления по вопросам рассмотрения расчетов тарифов на коммунальные услуги. По результатам рассмотрения расчетов тарифов предприятиям, допустившим нарушения требований действующего законодательства при их формировании, даются соответствующие рекомендации по приведению расчетов тарифов к экономически обоснованному уровню.
Читайте также: Почему уменьшают количество и размер субсидий, насколько уже подорожал газ для населения: посчитал Павел Розенко
— Но может ли обычный человек выяснить, справедливый тариф ему установили или завышенный?
— В случае выявления фактов нарушения требований законодательства в сфере ценообразования, возникновения сомнений относительно правильности формирования или установления и применения тарифов можно обращаться с соответствующими заявлениями в Госпродпотребслужбу и наши главные управления в областях и г. Киеве. К обращению нужно приложить копии документов, подтверждающих такие нарушения: договор, квитанции, обращение к исполнителю услуг и тому подобное.
— А как насчет газа? Часто приходится слышать жалобы от людей на то, что раньше, мол, не успел поставить чайник на конфорку, как он уже и закипел, а сейчас вроде и огонь горит, но почему-то пища готовится дольше. Многие говорят, что газ «бодяжат». Кто должен проверять его качество?
— Оператор газораспределительной системы отвечает за качество природного газа с момента его поступления в газораспределительную сеть (ГРС) до момента его передачи в пункты назначения. Проверка давления и качественных показателей газа осуществляется оператором ГРС на основании письменного заявления потребителя. Для проверки числовых значений физико-химических показателей взятой пробы газа оператор ГРС имеет право привлекать как свои, так и независимые, уполномоченные в соответствии с законодательством, химлаборатории. Также потребитель вправе за свой счет инициировать проведение анализа физико-химических показателей природного газа выбранной химлабораторией. Если по результатам проверки величины давления или качественных показателей газа подтвержден факт несоответствия, осуществляется перечисление средств.
— Как часто украинцы обращаются за защитой своих прав, когда речь идет о ЖКУ?
— Постоянно. В общей сложности с начала года в наши территориальные органы поступило более 17,9 тысячи предложений, обращений, жалоб и заявлений от потребителей. Почти в половине из них речь шла о ненадлежащем качестве ЖКУ. Другие касались качества непродовольственных и продовольственных товаров, закупки через Интернет, при дистанционном заключении договора. Отмечу, что по результатам рассмотрения обращений потребителям возвращено 7,6 млн грн за некачественные товары и предоставленные услуги.
— В каких случаях потребитель сможет себя защитить?
— Потребитель имеет право защищать себя не только при получении некачественных жилищно-коммунальных услуг. Если человек купил некачественный товар или столкнулся с некачественным обслуживанием, например, в банковском учреждении, она может обращаться к нам.
Читайте также: Об уменьшении субсидий, заоблачных зарплатах некоторых чиновников и честном прожиточном минимуме — в интервью с Галиной Третьяковой