«Вакцинация. Ежедневная тема новостей и телевизионных шоу. Мы, украинцы, оказывается, совсем не боимся заболеть ковидом. Об этом свидетельствует чрезвычайно низкий уровень нашего желания обезопасить себя введением вакцины. Государственные чиновники взывают к благоразумию граждан, пугают тяжкими последствиями болезни, угрожают введением серьезных социальных ограничений…
Но есть и другие ситуации. У нас, в Украине. Образованный, ответственный молодой человек захотел обезопасить свое будущее, привиться. Зарегистрировался на сайте helsi. me, внес все необходимые о себе данные и 19 июля пришел для вакцинации в организацию с грозным названием ЦПМСП № 4. Его встретили приветливо, подробно объяснили, какие шаги необходимо предпринять после прививки… Но по внутренней системе Минздрава молодого человека провести не смогли — сбили аккаунт и поставили какую-то блокировку. То ли чьи-то неумелые пальчики нажали не ту кнопку, то ли грозная система helsi отказала. Короче, ошибочка вышла. Не сумел молодой человек получить прививку.
Он наивно попытался обойти странное препятствие, обратился в другие медицинские учреждения, частные и коммунальные. Напрасно. Упрямая система говорила, что кто-то подал заявку на назначение личного врача и «забыл» эту заявку отменить. А с такой блокировкой прививку сделать невозможно. Напрасно обращался страдалец в поддержку helsi. me с просьбой аннулировать блокирующий запрос — в ответ он получал стандартные отписки «Система перегружена, почитайте FAQ», а звонить-то некуда — контактов нет. Единственный путь — это писать заявки и получать бесчеловечный ответ системы: «Нам, дружок, не до тебя».
Уже средина октября, а ситуация все та же. За это время молодой человек познакомился с другими жертвами неприязни helsi. Решили создать клуб по вынужденным интересам под названием «Жаждущие привиться», пригласить в его членство министра здравоохранения. Бессмысленная ситуация продолжается…"
Этот пост в «Фейсбуке» написал известный психиатр и общественный деятель Семен Глузман. «ФАКТЫ» разыскали человека, который вот уже три месяца сражается с системой за свое право вакцинироваться, и выяснили все подробности.
Киевлянину, о котором идет речь, 40 лет. Первую попытку вакцинироваться он предпринял еще в июле.
— 19 июля я пришел за этим в Центр первичной медико-санитарной помощи № 4 в Днепровском районе Киева. Это было ближайшее место, которое нашел рядом с домом, — рассказал «ФАКТАМ» мужчина. — В системе helsi. me был зарегистрирован давно. Я проектировщик интерфейсов, и в свое время мне нужно было посмотреть, как там сделан интерфейс. В тот момент мой украинский паспорт как раз был на переоформлении, и я зарегистрировался на загранпаспорт, что допускалось правилами. Так как в системе уже был, даже подумать не мог, что возникнут проблемы. Но что-то пошло не так.
На врачей, которые проводили вакцинацию, пожаловаться не могу. Они действительно делали все что могли. Но когда они, перед тем как допустить меня к вакцинации, зашли в систему, мне на телефон почему-то не пришла необходимая sms. Другого номера у меня не было. Сделав еще несколько безуспешных попыток отправить мне сообщение, врач даже предложила записать вакцинацию на ее номер телефона (хотя у нее, как она сказала, уже был исчерпан лимит и ее бы за это не погладили по голове), но так тоже ничего не получилось. После того как она попробовала внести какие-то изменения в мою карточку, система начала «ругаться» — мол, человек с таким ИНН (идентификационный номер налогоплательщика. — Авт.) уже есть в helsi.me. Со мной провозились полчаса, но безрезультатно. Медики развели руками и сказали, что больше ничего не могут сделать.
Вернувшись домой, я сам попробовал зайти в свой аккаунт на helsi.me. Но не смог — оказалось, что аккаунт уже удален. Я зарегистрировался заново и решил обратиться в частную клинику, чтобы заключить декларацию с семейным врачом. Но и здесь ничего не получилось. Несмотря на то что мой аккаунт в helsi. me был удален, система все равно меня не пропустила. «У вас уже открыта и не отменена активация семейного врача в системе Минздрава», — сказали в клинике и пообещали отправить программистам helsi. me заявку. Кстати, там же, в этой частной клинике, мне сказали, что у них такое встречается не впервые: мол, есть пациенты, у которых точно так же произошел какой-то сбой, и они теперь не могут ни вакцинироваться, ни декларацию подписать.
Читайте также: «Среди тяжелых больных нет ни одного вакцинированного»: ситуация с заболеваемостью COVID-19 в Украине становится критической
У меня же получилось, что каждая из попыток заканчивалась новой проблемой. Сначала на телефон не приходила sms, затем оказалось, что ИНН не тот (вернее тот, но он уже был в системе), а потом — «не отменена активация врача». Три попытки — и три разные ошибки. Уже понимая, что здесь явно какой-то глюк, я написал в техподдержку helsi.me. Подробно описал ситуацию, попросил обнулить все, что есть обо мне в базе, и зарегистрировать меня заново. И получил следующий ответ:
«В связи с большим количеством обращений наша команда не успевает их вовремя обрабатывать. Чтобы не заставлять Вас ждать, просим сделать следующие шаги: 1. Пожалуйста, попробуйте найти ответ на Ваш вопрос в разделе «Вопросы и ответы»; 2. Если у Вас есть вопрос медицинского характера, пожалуйста, поставьте его семейному врачу, ведь только он предоставит профессиональные рекомендации или посоветует пройти обследование; 3. Если Вам не хватает информации о продукте и обновления, пожалуйста, подпишитесь на наши соцсети Facebook и Telegram.
Надеемся, что эти шаги решили Ваш вопрос и не испортили Ваше настроение! Спасибо за понимание!"
— Достучаться до службы поддержки невозможно, — говорит мужчина. — Я подавал несколько заявок и получал точно такой же ответ. Иными словами, им было не до меня.
На сражение с системой у мужчины ушло три месяца. Все попытки решить проблему заканчивались его письмами в службу поддержки и одинаковыми бессмысленными ответами.
Читайте также: «Кровать не успевает остыть, это просто конвейер для трупов», — врач Михаил Сидоренко о ситуации в ковидных больницах
— Уже не зная, что со всем этим делать, я обратился к Семену Фишелевичу Глузману (благо мы знакомы). И только после того как он рассказал об этой ситуации в «Фейсбуке», на мои обращения хоть как-то отреагировали, — продолжает наш собеседник. — Из helsi. me наконец позвонили и сообщили, что они занимаются моим вопросом. На следующий день мне перезвонили снова и сказали, что что-то не так с моим номером телефона. Хотя это странно: у меня «голая» прошивка los, нет никаких черных листов, и при заходе в систему sms приходит (она не приходит при других действиях врачей с моей карточкой). В результате я дал номер телефона своей сестры, после чего меня заверили, что теперь я могу вакцинироваться, только сообщения будут приходить не на мой номер, а на номер сестры. На днях пойду и проверю. Helsi. me тем временем закрыли мои запросы с формулировкой: «Спасибо за обращение, консультацию дали в телефонном режиме». И так и не оставили контактного номера, куда обращаться в случае, если что-то опять пойдет не так.
Остается надеяться, что хотя бы на этот раз вакцинироваться получится. Иначе опять придется просить об огласке — по-другому до них просто не достучаться. Я прекрасно понимаю, что в системе может быть сбой. Проблема в том, что если вы случайно стали жертвой такого сбоя, то без огласки и влиятельных знакомых не имеете никаких шансов решить этот вопрос. Пройдут месяцы, а вам так и будут присылать отписку из серии: «Спасибо за обращения, но нам не до вас».
Нам удалось найти людей, которые, как и наш собеседник, месяцами безуспешно сражаются с системой, созданной вроде бы для того, чтобы упростить жизнь пациента, а не усложнить.
— Я тоже, видимо, «оказалась несовместима с системой helsi», — рассказала «ФАКТАМ» киевлянка Наталья. — Мне всего-то нужно было изменить в системе номер телефона на актуальный. И это, как выяснилось, невозможно! Мне не удалось это сделать ни самой, ни у семейного врача, ни в регистратуре поликлиники. Когда наконец достучалась до службы поддержки, там предложили… купить более современный гаджет. Дескать, наверное, это мой телефон не поддерживает их программу, поэтому я не могу отправить соответствующую заявку на сайте НСЗУ. Или же сказали отправить им заявку в бумажном виде по почте с нотариально заверенными копиями документов.
Пока что я, не имея доступа к системе, прошу педиатра распечатывать мои направления к специалистам, чтобы знать их номер. К тому же на приемах у узких специалистов у меня до сих пор требуют направление в бумажном виде. Диджитализация в действии…
Читайте также: Из-за идиотов нарушаются права привившихся и получивших настоящие документы, — Татьяна Мокриди
Я уже не говорю о том, что система дистанционной записи к узким профильным специалистам часто вообще не работает. Уже не раз с этим сталкивалась. Когда пытаешься записаться в узкопрофильное медучреждение через helsi. me, выбираешь день и время, нажимаешь кнопочку «Записаться на прием» — и выскакивает окно, что запись возможна только через регистратуру этого учреждения. Звонишь в регистратуру, а тебе говорят: дескать, приходите, но прием будет платный. Объясняешь, что есть е-направление и консультация должна быть бесплатной, а в ответ хамят и говорят, что «они такого не знают».
Поэтому, к сожалению, приходится, как и раньше, ходить «по знакомству». Я как мать троих детей и, можно сказать, постоянный пациент, никаких преимуществ системы helsi. me, к сожалению, не увидела. К педиатру все равно приходится стоять в живой очереди, или попадешь туда только через месяц после того, как ребенок заболел. А не иметь возможности сменить в системе номер телефона — это и вовсе абсурд. Боюсь даже предположить, сколько уйдет времени на пересылку «Укрпочтой» нотариально заверенных копий моих документов и их последующую обработку. А если помощь врача мне нужна уже сейчас?!
Читайте также: «Мы купили с мамой COVID-сертификаты за 8 тысяч гривен»: как работает нелегальный рынок торговли сертификатами и можно ли его пресечь
— У меня проблема в том, что в систему helsi. me при регистрации внесли неправильную дату рождения, — рассказал «ФАКТАМ» житель Днепра. — Выяснилось это только после того, как я получил первую прививку от коронавируса. И поменять дату рождения в аккаунте невозможно! Можно только создать новый, с правильной датой рождения. Я это сделал, но данные о том, что вакцинирован первой дозой, на новый аккаунт так и не подтянулись. И теперь меня в системе двое. И у каждого по одной дозе «короновака».
Сертификат, естественно, получить не могу. Все выглядит так, как будто это два разных человека получили по одной дозе вакцины. В больнице мне вручную выписали бумажный сертификат, но в «Дії» его не видно, и в цифровых базах нет. Многочисленные обращения в службу поддержки helsi. me ничего не дали. Семейный врач тоже не смог ничего сделать. А бегать по больницам в разгар пандемии не лучшая затея. Поэтому воз и ныне там.
Читайте также: Ковид-сертификаты в Украине: пошаговая инструкция, как их получить в «Дії» и что делать, если у вас не выходит
Проблемы у этих людей разные, но объединяет их одно — невозможность добиться помощи или хотя бы какого-либо вразумительного ответа от службы поддержки helsi.me. В каждом из случаев человеку предлагают долго и нудно ходить по регистратурам поликлиник (подвергая себя риску заразиться коронавирусом), хотя создавалась система как раз для того, чтобы этого не делать. Удастся ли нашим собеседникам решить, казалось бы, совсем несложные проблемы: получить ожидаемый уже три месяца sms-допуск к вакцинации, изменить в системе номер телефона, исправить ошибку в дате рождения? И сколько еще в стране людей, месяцами пытающихся добиться от helsi. me решения элементарных вопросов? «ФАКТЫ» будут следить за развитием событий.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали о том, что в Украине разрешили COVID-вакцинацию детей. Тем временем Минздрав утвердил список противопоказаний к вакцинации от коронавируса.
Читайте также: Вакцинация от коронавируса: все, что нужно знать о Janssen
Читайте также: Вакцинация от коронавируса: все, что нужно знать о CoronaVac
Читайте также: Вакцинация от коронавируса: все, что нужно знать об AstraZeneca
Читайте также: Вакцинация от коронавируса: все, что нужно знать о Moderna
Читайте также: Вакцинация от коронавируса: все, что нужно знать о Pfizer