Наш доктор обработал спиртом свое обручальное кольцо и надел на ручку насте, лежавшей в кувезе. Этот браслет болтался у нее… Даже на предплечье, настолько крошечной была девочка! »

0:00 — 28 июля 2007 eye 822

Херсонские врачи сумели выходить малышку, родившуюся с весом всего 700 граммов. Позавчера маму с дочкой выписали из больницы

«Дюймовочка», «королева», «наша маленькая принцесса» — так ласково называют Настеньку в отделении анестезиологии и реанимации новорожденных Херсонской областной детской клинической больницы. Девочка родилась еще 7 марта, но никому из посторонних ребенка не показывали.

- Мама категорически против, — разводили руками врачи все это время.  — Такое зернышко на свет появилось — без лупы не разглядишь! Поневоле суеверным станешь. В Житомире, где родился 490-граммовый человечек, его тоже долго берегли от камер и объективов. Может, когда мама с дочкой будут выписываться, вам удастся с ними встретиться.

И вот этот момент наступил.

«В больницу нас везли в реанимобиле с включенными сиренами»

Я приехала в больницу 26 июля, когда счастливая 31-летняя Ирина Викторовна с дочуркой собирались домой. Путь им предстоял неблизкий — в Генический район, а это километров двести от Херсона. Родственникам не терпелось завести мотор, но врачи не отпускали: жара, а Настя хоть и вполне уже взрослая — скоро пять месяцев, но к таким высоким температурам еще не адаптировалась, поэтому лучше дождаться вечерней прохлады. Эту-то паузу мы и использовали для фотосессии, первой в Настенькиной жизни. Она зевала, кривилась, закрывала глазки — никак не удавалось сделать хороший кадр.

- Все звезды капризные! — улыбались доктора, наблюдая за поведением своей любимицы.

Люди в белых халатах так привязались за эти месяцы к Настеньке, что им жаль было прощаться с ней. Но кроху дома ждала семилетняя Таня. С ранней весны девочка знает о появившейся на свет сестренке и уже замучила маму вопросами: какая же она.

Ирина говорит, что не меньше Тани мечтала о еще одной дочке, да никак не удавалось выносить второго ребенка. Вот и последний раз при сроке 24 недели женщина стала испытывать боли в животе, обратилась к врачу и вдруг услышала: «Господи, да ты же рожаешь!» Районные медики не готовы были принять столь глубоко недоношенного малыша. «Здесь мы его не спасем», — прямо сказали, и Ирину спешно под капельницей повезли в областной центр.

- Когда мне в родзале показали дочку, я расплакалась, — вспоминает Настенькина мама Ирина.  — Такая малюсенькая! Она не могла даже самостоятельно дышать. Я все время повторяла: делайте что-то, она умирает! В детскую областную больницу нас с малышкой везли в реанимобиле с включенными сиренами, и это еще больше добавляло тревоги. Такое чувство, будто ты в эпицентре какой-то огромной беды.

При рождении Настя весила 700 граммов, а после переезда вес уменьшился до 680. Я была в панике! По знаку зодиака дочурка — рыбка. «Не плачь, рыбки живучие!» — подбадривали доктора. Молока было совсем мало, да и то от волнения пропало, и мне посоветовали ехать домой, оставив Настю всецело на попечении врачей. Что оставалось делать? Я уехала. Раз в две недели наведывала доцю: постою рядышком с кувезом, поплачу, она меня за пальчик подержит — и обратно. Так я ездила туда-сюда долгих четыре месяца.

- Настина мама сама по профессии медик, с ней нам было легко, — говорит Вячеслав Козин, заведующий отделением анестезиологии и реанимации новорожденных Херсонской областной детской клинической больницы.  — А если говорить о девочке, то были трудности с ее постановкой на аппаратное дыхание. Хорошо, что в нашем отделении есть суперсовременная техника респираторной поддержки для детей с очень маленьким объемом легких. Такая была впервые применена в США всего три года назад — эти аппараты подходят для деток с экстремально низкой массой тела. Чем в более ранний срок беременности появляется на свет младенец, тем труднее его выхаживать. Настя уж очень поторопилась, очень! Хотя не могу ее не похвалить: не все дети откликаются на лечение, но эта девочка так хотела жить! Кормили ее, начиная с полутора граммов(!), через каждые два с половиной часа (девять раз в день). Приходилось менять смеси. Несмотря ни на что, малышка хорошо адаптировалась, потихоньку набирала вес.

- Две недели дочку не вижу, — вспоминает Ирина, — приеду: ах, как выросла! Только к своим четырем месяцам она стала выглядеть уже как новорожденный ребенок: фиксировала взгляд на игрушке, прослеживала ее движение, у девочки появился сосательный рефлекс. Сейчас она реагирует на мой голос. Когда мне Вячеслав Григорьевич позвонил и сказал, что Настю из реанимации переводят в отделение для выхаживания недоношенных, и мы будем теперь в палате вдвоем, я пешком готова была бежать в Херсон. Первые дни с рук ее не спускала. Даже спала дочка у меня на груди, так мы друг по дружке соскучились! Ей, наверное, надоело одиночество домика-инкубатора. И вот сегодня, слава Богу, едем в свой настоящий дом. Готова руки врачам целовать за то, что выходили мою Настеньку. Спасибо Вячеславу Григорьевичу Козину, спасибо всему персоналу — без этих людей, без их профессионализма ничего не было бы.

«Иначе, чем топ-моделью, мы свою подопечную и не называем»

На дорожку врачи объясняют мамочке, что с Настей уже можно выходить гулять, ее нужно купать каждый вечер, то есть о крошке отныне следует заботиться, как о самом обычном ребенке.

- Единственное, чего нельзя делать — исчезать из поля зрения врачей, — подчеркивает Вячеслав Козин.  — В районном центре педиатры будут, конечно, следить за набором веса, наблюдать девочку, но малейший чих — и сразу к нам. В глубинке нет специалистов, способных консультировать и лечить таких детей. Да что в глубинке, и в городах их немного. А Настя до года, а то и до полутора лет немножко будет отставать от сверстников, поэтому раз в три месяца придется еще приезжать сюда, к нам, на восстановительное лечение.

В отделении недавно был случай, когда удалось выходить дитя еще с меньшим весом — 550 граммов. Малышу пошел третий месяц, и мама настояла на выписке, однако спустя месяц ребенок умер: семья перенесла грипп, а противостоять столь агрессивным внешним факторам такие детки еще не могут.

- Еще год назад к такому маловесному ребенку относились бы не как к живорожденному, а как к плоду, — объясняет исполняющая обязанности заведующей отделения выхаживания недоношенных Херсонской детской областной клинической больницы Наталья Бакина.  — Но с 1 января этого года в Украине введена национальная программа, приблизившая нас к европейским стандартам, где регистрируют 500-граммовых младенцев. Так что при появлении на свет Настя уже имела статус гражданки Украины, и в роддоме обязаны были отнестись к этому соответствующим образом.

Вообще, деток, рожденных в столь ранние сроки и с таким малым весом, очень тяжело выхаживать, и оказываемая им помощь зачастую неэффективна. Да, вроде уже есть сердечко, есть легкие, но дышать они еще не могут, а из-за кислородного голодания страдают многие жизненно важные центры. И как ни старайся, как ни лечи, ребенок потом все равно оказывается больным, причем очень часто бывает нарушен интеллект. У нас подобной статистики нет, а вот в странах Евросоюза на выхаживание одного такого малыша уходит сто тысяч евро. Бывает, потратишь громадные средства, вложишь колоссальный труд и все равно получишь больного малыша. Вот почему к таким победам, как с Настюшей, относишься, как к чуду. И, действительно, разве не чудо здоровенький красивый младенец?

В больнице рассказывают: когда Настя сюда поступила, кто-то из докторов снял свое обручальное кольцо и, обработав его спиртом, надел девочке на ручку. Браслетик болтался у нее… даже на предплечье! Такой крошечной была малышка. Сейчас, при выписке, в это колечко пролезли всего лишь три Настиных пальчика!

- С кем же это из докторов тайно обручена ваша маленькая пациентка? — в шутку спрашиваю Вячеслава Козина.

- Мы все ее обожаем, — признается Вячеслав Григорьевич.  — Девчушка хорошеет с каждым днем. Иначе, чем топ-моделью, и не называем маленькую геничанку. Седьмого августа нашей любимице исполнится пять месяцев, а выписываем мы девочку с весом два килограмма 680 граммов.

«Не успели Настеньку перевести на самостоятельное дыхание, как аппарат тут же понадобился другому ребенку»

- Если же говорить о проблеме, то маловесные дети, несмотря на принятую в государстве программу, выхаживаются на полном энтузиазме, без надлежащего оснащения клиник, — переводит разговор в более серьезное русло Вячеслав Григорьевич.  — И это при том, что сейчас появилась тенденция, когда в силу разных причин женщины не донашивают беременность до полного срока, то есть до 40 недель. Все чаще роды происходят в 22, 24, 25 недель. Такая статистика будет увеличиваться. Только в Херсонской области в этом году на свет появились уже 12 деток с экстремально низким весом. И хотя мы не потеряли пока ни одного ребенка, надо бить тревогу: медики остро нуждаются в обучающих программах, хорошо оснащенных палатах интенсивной терапии (хотя бы в городах). Ведь порой отсрочить помощь на час — значит, потерять младенца. Я уже не говорю о высококачественных дыхательных аппаратах. Они в таком дефиците! А без этой техники столь специфического ребенка просто невозможно выходить.

Вячеслав Григорьевич для пущей убедительности устроил мне маленькую экскурсию по своему отделению.

- Вот об этом высокочастотном аппарате искусственной вентиляции легких я вам рассказывал, — кивает доктор в сторону голубого экрана с циферками.  — Своеобразный чудо-компьютер, но он у нас один. Не успели Настену перевести на самостоятельное дыхание, как техника тут же понадобилась другому ребенку. А если бы детки поступили одновременно? Как выбирать? А теперь загляните вот в этот инкубатор. Здесь мальчик с килограммовым весом, он родился вчера в Нижних Серогозах, самой что ни на есть степной глубинке.

Я такое видела впервые: живой пупсик! Ну, просто малюсенькая игрушечка! Представить, что Настя была почти в два раза меньше, еще трудней.

- Мама мальчишки осталась в районном роддоме, а этого «богатыря» пришлось срочно эвакуировать, — объясняет доктор.  — Наше отделение оснащено реанимобилем, где есть все — как на стационарном рабочем месте в реанимации. Следом за сыном своим ходом тот же час прибыл его папа-девятиклассник. Оказалось, мама с папой учатся в одном классе. С каким трепетом он смотрел на сынишку! Говорит, ни на одном экзамене так не волновался, как возле этого кувезика. Родители парня тоже приехали на внука посмотреть. Ребенок желанный, все счастливы. Чуть ли не сразу после роддома, в ближайшую субботу, мама поедет в загс. Пока мы будем выхаживать мальчика, его родители отпразднуют свадьбу. В жизни по-разному бывает…