Происшествия

«Коллекторы угрожали, что скоро буду собирать свои кости»: полтавчанин выиграл суд у трех МФО, которые повесили на него мошеннические кредиты

14:20 — 30 октября 2021 eye 45746

Об организациях, выдающих «быстрые кредиты», а после превращающих жизнь заемщиков, их родных и близких в ад, «ФАКТЫ» писали неоднократно. Насчитывая огромные проценты даже на копеечные долги, подобные организации быстро загоняют клиента в долговую яму. Начинают названивать с угрозами его родственникам, коллегам и соседям, устраивают настоящую травлю.

С такой ситуацией, до боли знакомой тысячам украинцев, столкнулся и житель Полтавы Виталий. Но его история примечательна еще и тем, что ни один из появившихся в его кредитной истории займов он не брал. В полицейском участке, куда мужчина обратился первым делом, ему посоветовали просто поменять номер телефона и не обращать внимания на донимающих его коллекторов. Однако Виталий пошел другим путем и сам подал на финансовые организации в суд. И выиграл дело.

«Коллекторский робот звонил мне каждые 30−40 секунд. Было по 250 звонков в день!»

— Что такое МФО (микрофинансовые организации) я знаю не понаслышке, так как еще три года назад сам пользовался их услугами, — рассказал «ФАКТАМ» Виталий. — Я тогда не имел ни высокого дохода, ни стабильной работы, поэтому не мог взять кредит в банке. И иногда брал вот такие «быстрые кредиты», которые всегда вовремя отдавал. Ни разу не было ни одной просрочки. Когда два года назад перестал брать займы, МФО мне даже названивали с «выгодными предложениями» — не хотели терять хорошего клиента. Но я с кредитами завязал.

Прошло время, у меня появился новый номер телефона. Старую сим-карту я поставил в планшет и иногда использовал ее для регистрации на сайтах. А в мае 2020 года я неожиданно получил sms о том, что с моей карты «ПриватБанка» якобы кто-то пытался снять 3400 гривен. На следующий день ровно в то же время повторилась аналогичная ситуация — опять попытка взлома моей карты, и опять именно 3400 гривен.

Я карту заблокировал и обратился в «ПриватБанк». Там сказали, что мне не о чем беспокоиться и что подобная атака может быть связана с моим старым номером телефона, то есть с сим-картой, которой я пользовался несколько лет назад (как раз тогда, когда имел дело с МФО). Кто-то пытался снять деньги с моих старых недействительных карточек «ПриватБанка», к которым был подвязан старый номер телефона.

Читайте также: «Коллекторы разослали мои фотографии ученикам и написали, что я предлагаю интим-услуги»

На следующий день Виталию позвонили из организации, выдающей «быстрые кредиты» и сообщили, что если он не оплатит кредит, то в скором времени образуется задолженность.

— Это была организация, услугами которой я три года назад пользовался и был образцовым клиентом. А тут вдруг какой-то долг, — говорит Виталий. — Полез в свой личный кабинет на сайте этого МФО, но зайти в него не смог — пароль был изменен. Зашел на сайты других знакомых мне МФО, а там такая же картина.

Я достал старую сим-карту и обнаружил, что она уже не активна. Обратился в «Киевстар». Там подтвердили, что карта недавно была перевыпущена, но кем и где, сказать не смогли. И помочь мне вернуть номер тоже отказались, так как я не был контрактным абонентом, а просто пользовался этим номером.

То есть кто-то получил доступ к сим-карте, которой я давно не пользовался, переоформил ее на себя, зашел с помощью этого номера телефона в мои личные кабинеты на сайтах МФО и оформил онлайн-кредиты на мое имя. Более того, в этих кабинетах мошенники без проблем взяли копии моих паспорта и идентификационного кода, с помощью которых оформили кредиты и в незнакомых мне МФО.

Позже, заглянув в свою кредитную историю, я обнаружил, что в мае 2020 года (именно в те дни, когда были попытки списать деньги с моих счетов в «ПриватБанке») кто-то от моего имени, пользуясь моим старым номером телефона, пытался взять кредиты одновременно в семи МФО. В Ccloan взяли 9,5 тысячи гривен, в Dinero — около 20 тысяч. Взять в этих организациях такие крупные суммы мошенникам удалось благодаря моей хорошей кредитной истории. В организациях MyWallet и «Кредит Лайт» им удалось взять всего лишь по несколько тысяч гривен, потому что там кредитных историй у меня не было. Были попытки взять заем еще в трех организациях, но там отказали. Таким образом, получилось, что на мое имя были оформлены кредиты в четырех конторах на общую сумму около 34 тысяч гривен.

Читайте также: «Приезжай, заберешь труп своего сына»: жертвы «быстрых кредитов» рассказали о терроре коллекторов

Первыми стали звонить представители Ccloan. Они сразу начали вести себя очень агрессивно. То, что я никаких кредитов не брал и уже обратился по этому поводу в полицию, не хотели даже слушать. Заявили, что долг должен отдать именно я и как можно скорее: «Сначала отдайте нам деньги, а потом ищите своих мошенников». Очень быстро добрались до моих родителей и устроили им настоящий террор. Названивали по сто раз в день, угрожали. Начали звонить даже начальству моей мамы, которая больше 20 лет работает на госслужбе. После этого звонка мама, испугавшись, отправила им 1300 гривен, которые они требовали якобы для пролонгирования кредита. В тот момент она была доведена до нервного срыва и уже не знала, кому верить — родному сыну или терроризирующим ее людям, из-за которых едва не потеряла работу. Говорит, заплатила в надежде, что террор прекратится. Коллекторы от Ccloan действительно затихли, но на непродолжительное время.

Зато вскоре дали о себе знать представители трех других МФО. И опять-таки никакие мои объяснения не помогали — начались оскорбления, унижения, угрозы. Коллекторы стали рассылать всем мои родственникам и коллегам фото из моего паспорта с текстом — дескать, помогите этому человеку деньгами, он нищенствует и т. д. Затем это же фото рассылали уже с подписью, что я наркоман и мне срочно нужны деньги на дозу. Меня забрасывали угрозами: мол, мы знаем где ты живешь, где работаешь, и однажды ты можешь не вернуться домой.

Отцу позвонили, назвали номер его машины и сказали: «Мы знаем, что ты ездишь на этой машине. Завтра мы разобьем в ней окна, а послезавтра ее сожжем». А маме сообщили точную сумму ее депозита в «ПриватБанке» и сказали, что со дня на день она этих денег лишится. Они снимут деньги с помощью хакеров.

Читайте также: «Доведем твоего сына до суицида!»: коллекторы устроили настоящий террор известному экс-нардепу

Как они узнали об этом депозите? Вопрос остается открытым. Но подозреваю, что у этих МФО имеются связи в «ПриватБанке» или же они завладели базой данных именно этого банка. Потому что из моих знакомых и соседей звонили именно тем, у кого есть счета в «Привате». Стало быть, именно так коллекторы узнали номера телефонов и личные данных этих людей. Но как это объяснишь соседям? Я не живу по месту регистрации, но когда там появлялся, соседи справедливо нападали на меня с претензиями: мол, зачем ты указал нас поручителями в своих кредитах?

Это еще один проверенный метод коллекторов — сделать так, чтобы преследуемого ими человека ненавидели окружающие, чтобы его уволили с работы. Меня тем временем засыпали отвратительными картинками с угрозами, а коллекторский робот звонил мне каждые 30−40 секунд. Было по 250 звонков в день! Если брал трубку, мне сообщалось, что «меня найдут» и «я скоро буду собирать свои кости». А если не брал, то телефон просто раскалялся от звонков и я не мог им пользоваться. Внес в черный список около 300 номеров, но мне продолжали звонить с новых.

Чтобы защититься от махинаций, юристы советуют привязывать свою сим-карту к паспорту

— К чему привели ваши обращения в полицию?

- К открытию уголовного производства, но это ничего не дало. В участке прямо сказали — поменяйте сим-карту и живите спокойно. «А моя кредитная история? — говорю. — От того, что я поменяю номер, долги не исчезнут и моих родных и знакомых терроризировать не перестанут». Когда понял, что от полиции ждать нечего, стал искать помощи у юристов. И через группу в «Фейсбуке» познакомился с Богданом Хаустовым — главой правления Украинского офиса защиты данных, который посоветовал мне не ждать у моря погоды и самому подавать в суд на преследующие меня МФО.

Доказательств того, что кредиты оформлял не я, было предостаточно. Всем этим МФО достаточно было просто проверить, на чью карту перечислялись кредитные деньги. Получив такие данные, мы увидели, что это карта банка, в котором я вообще не обслуживался. Обратившись в этот банк, я получил письменное подтверждение того, что никогда не был их клиентом.

— Как вы узнали номера карточек, на которые мошенники получали деньги?

- Одну карту согласилась дать МФО, где была заявка на кредит, но злоумышленникам было отказано. Часть номера друго карты была указана ТОВ «ФК «ВОЛЛЕТ» в ответе на мое досудебное требование.

После открытия дела в Печерском районном суде города Киева первой организацией, признавшей мошенничество, была Dinero. Киевстар подтвердил удаленный перевыпуск номера телефона и мои неоднократные обращения к ним.

Читайте также: «Задолбаем всю твою семью, пока твоя соседка не вернет нашей компании „Монетка“ долг»

Получив дополнительные справки от Dinero, я собрал всю информацию и понес документы в полицию, чтобы приобщить все это уголовному производсству. И узнал, что мое дело… закрыто. Производство закрыли ещё в конце 2020 года, меня в известность не поставили, а в документах указали данные вообще из другого дела! За все время, пока оно вроде как расследовалось, полицией не было сделано ни одного запроса, никого не допрашивали. Пришлось возобновлять производство через суд.

Dinero, которые списали долг, мы в результате из иска исключили и судились уже с тремя МФО, которые настаивали, что именно я должен возвращать деньги. Но, кстати, после того, как мой иск был зарегистрирован, телефонный террор внезапно прекратился. Номера телефонов, с которых мне присылали гадости в «Вайбере», стали неактивными.

В своем иске Виталий требовал признать заключенные мошенниками от его имени договоры недействительными. Представители ни одной из микрофинансовых организаций в суд ни разу не явились, но присылали письменные возражения.

— Если MyWallet просто настаивали, что деньги, несмотря ни на что, должен отдать я, то Ccloan даже пошел на обман, — продолжает Виталий. — Я приношу в суд доказательства того, что в банке, на карту которого были переведены кредитные средства мне не принадлежит и при пополнении указаны другие имя и фамилия, а представитель Ccloan нагло врет, что якобы эта карта моя, указывая при этом только несколько первых и последних цифр.

Они упорно не хотели признавать, что не проверили, на чью карту отправляли деньги и скрывали неудобную для них информацию.

Читайте также: Взломав электронную почту киевлянки, мошенники взяли на ее имя кредит: подробности шокирующей истории

Проанализировав все доказательства, Печерский райсуд Киева удовлетворил иск Виталия. Все три договора, которые преступники заключили с МФО, были признаны недействительными. Соответственно, и долги Виталия аннулированы, а финкомпании, где злоумышленники открыли личные кабинеты, суд обязал удалить персональные данные. Также все ответчики должны компенсировать затраты на правовую помощь адвоката. По словам правозащитника, главы правления «Украинского офиса защиты данных» Богдана Хаустова, подобное решение — редкость для нашей страны.

— Такое решение имеет большое значение в целом для судебной практики в Украине. Особенно с учетом того, что это был иск сразу к нескольким МФО, — сообщил «ФАКТАМ» Богдан Хаустов. — Для нас было важно создать такой прецедент. Скорее всего, финансовые организации, которые вели себя в судебном процессе наиболее агрессивно, подадут апелляции. Но мы надеемся, что апелляционный суд также примет во внимание все объективные доказательства того, что кредиты Виталий не брал. К тому времени мы рассчитываем получить данные у полиции и установить личности преступников.

— Если решение вступит в законную силу, есть ли у Виталия шанс добиться от МФО еще и моральной компенсации? Ведь ему самому и его близким был устроен настоящий террор.

— Для этого нужно подавать отдельный иск, возможно, даже три — отдельно к каждой организации. Процесс будет небыстрый, да и судебный сбор придется заплатить немаленький. Но можно пробовать.

Читайте также: «Вы не можете быть уверены, что в данную секунду кто-то не берет кредит на ваше имя»

— А есть ли шанс все же добиться каких-либо действий от полиции?

- С полицией отдельная история. В 80 процентах случаев полиция квалифицирует такие дела некорректно. Пострадавшие подают заявления, и уголовное производство регистрируют по ч. 1 ст. 190 как мелкое мошенничество, что неправильно. Потому что на самом деле мошеннические действия были совершены с использованием электронно-вычислительной техники, были незаконные операции с персональными данными, несанкционированный доступ к аккаунтам. То есть преступление было совершено ещё в отношении микрофинансовых организаций, которые выдавали кредиты. А большинство этих организаций в подобных расследованиях не заинтересованы. Ведь им в таком случае придется признать проблему уязвимости своих сайтов, тратить силы и ресурсы на расследование. Выгоднее все повесить на жертву и ждать, пока потерпевший сам найдет преступника.

Что же касается человека, на имя которого в результате «угона» сим-карты оформили кредит, то ему необходимо составить грамотное заявление, ведь дежурный полицейский часто отбирает показания и вносит ведомости в ЕРДР некорректно. Очень хорошо, если дело будет открыто по ч.3 ст. 190 (Кибермошенничество) и будет сопровождаться сопутствующими, менее тяжкими 200 («Незаконные действия с платежными картами и средств доступа к банковским счетам), 361 («Несанкционированное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин, автоматизированных систем и компьютерных сетей и сетей электросвязи»), 182 («Нарушение неприкосновенности частной жизни»).

Если же производство открыто по мелкому мошенничеству и потерпевший ждет действий от полиции, то производство рано или поздно просто закроют, как произошло в случае Виталия. Когда место преступления и личность злоумышленника неизвестны, полиция старается не брать такие дела — они приносят много хлопот, беготни по судам, переписки.

Читайте также: Коллекторы будут «выбивать» долги по новым правилам: что изменилось

Также крайне важно получить памятку потерпевшего. После можно подавать ходатайства о приобщении доказательств, ознакомлении с производством, получении информации с ограниченным доступом в том числе от банков (ход денег по карте мошенников, фото с банкоматов и пр.), мобильных операторов (трафик звонков, СМС, где находится номер), МФО. Это необходимо для того, чтобы потерпевший мог сам контролировать ход расследования и принимать в нем активное участие.

Как преступники «угоняют» сим-карты? Чаще всего это происходит с сим-картами абонентов предоплаченной формы связи (припейд-абонентов). В Украине таких абонентов большинство. Контрактных абонентов и тех, у которых мобильный номер привязан к их паспорту, в разы меньше, и преступники этим активно пользуются. Абоненты предоплаченной формы связи — анонимы, компания-оператор не владеет данными о том, кому именно принадлежит сим-карта.

Есть даже версия, что разгул кибермошенников специально допускаетс полицией — с целью ввести обязательную регистрацию припейд-абонентов.

Что делают преступники? Они блокируют сим-карту человека, после чего сами восстанавливают ее с помощью мобильного оператора — назвав ему номера телефонов, на которые чаще всего звонит абонент, остаток на счете, данные по пополнению. Для восстановления сим-карты припейд-абонента этих данных часто бывает достаточно — для них услуга восстановления карты не требует идентификации пользователя по документам (что необходимо в случае, если абонент контрактный). Появляются и новые варианты того, как завладеть номером или доступом к счетам. Сейчас я с коллегами столкнулся со случаями переадресации входящих звонков и сообщений, установки вредоносных программ, возможных утечек баз данных Bank ID, новых методов выманить информацию у жертвы

Таким образом преступники завладевают картой и, если этот номер привязан к Google-аккаунту человека, всеми остальными данными.

Чтобы защититься от махинаций, юристы советуют все же привязывать свою сим-карту к паспорту. Такую функцию предоставляют все мобильные операторы.

— Это значительно снизит риск стать жертвой подобных преступлений, — считает Богдан Хаустов. — Более того, для банковских аккаунтов я бы рекомендовал иметь отдельное устройство, почту и сим-карту (разумеется, привязанную к вашему паспорту) с номером, который вы нигде не «светите». Это относительно наде жный вариант. Еще рекомендую в Бюро кредитных историй подключить услугу Статус Контроль и активировать опцию Freeze. В таком случае вам будут приходить извещения о запросах относительно вашей кредитной истории и вы тут же узнаете, если кто-то пытался взять на ваше имя кредит. Услуга стоит около 500 гривен в год. Также необходимо соблюдать «цифровую гигиену» и не попадаться на уловки мошенников, добровольно передавая им деньги, доступ к аккаунту или информацию.

Как ранее сообщали «ФАКТЫ», буквально на днях в Киеве обезвредили банду коллекторов: выбитые из «должников» деньги они вкладывали в подпольные казино.