— Свою тренерскую карьеру я начинала в одной из детско-юношеских спортивных школ Киева, — говорит акробатка Анастасия Ярошенко. — Со временем возникло желание работать самостоятельно — хотелось самой все решать, по своему усмотрению обустроить спортзал, ну и побольше зарабатывать. Вообще, на мой взгляд, будущее за частными школами акробатики — об этом свидетельствует опыт США и ведущих стран Европы.
Вместе с моим парнем Ильей Шпенковым (он тоже спортсмен) решили создать свою школу. Нашли небольшое помещение, начали работать. У нас тогда было маловато инвентаря. Собирали на него деньги, накопили сумму, эквивалентную примерно двум тысячам долларов, и в сентябре нынешнего года сделали своего рода перезагрузку: перешли в лучший зал, купили новые маты, надувную дорожку для прыжков. Арендуем зал еще с одной частной спортивной школой. Это экономически целесообразно, к тому же при необходимости делимся друг с другом спортивным инвентарем.
— Во время тренировок мы с моим парнем Ильей дополняем друг друга: он занимается с одной группой, я с — с другой, — продолжает Анастасия Ярошенко. — Затем для отработки тех или иных акробатических элементов детки из моей группы идут к Илье, а его — ко мне. Понимаете, я специализировалась на групповой спортивной акробатике (работала в паре, тройке), а Илья — на прыжках на дорожке. Поэтому во время занятий каждый из нас учит детей тому, что сам хорошо умеет. Заметила, что такой подход делает тренировки более интересными для детей.
К тому же бывает так, что много раз объяснишь ребенку одно и то же, а он вроде как не совсем улавливает смысл. То же самое, но чуть другими словами объяснит Илья, и малыш наконец понимает. Единственное, что вызывает некоторые проблемы в нашем с Ильей тренерском тандеме, — это его борода. Она красивая, но самые маленькие дети ее побаиваются. Поэтому с ними работаю только я. А Илья в это время тренирует группу родителей. В прошлом году взрослых вела я. Мне с ними было заниматься не менее комфортно, чем с детьми.
— В вашей практике случалось, что родители приводили детей с проблемной осанкой или какими-то другими физическими недостатками, а занятия акробатикой помогли справиться с этими проблемами?
— Да, был очень даже впечатляющий случай. Одна женщина привела за компанию с дочкой сына. У мальчугана одна ручка короче другой. Я спросила, можно ли давать на нее физические нагрузки. Оказалось, можно, но умеренные. Мальчик с удовольствием занимался. Прошло несколько месяцев, и его мама пришла ко мне с коробкой конфет: «Анастасия, мы вам очень благодарны. Врач так вообще поражен результатом — рука у сына не только стала сильнее, но и выросла на несколько сантиметров».
Читайте также: Сторонники здорового питания покупают у нас ростки: киевляне, которые выращивают микрогрин, рассказали о его пользе
— Что дает акробатика ребенку?
— Она отлично влияет на вестибулярный аппарат. Знаю это из своего опыта. До того как пришла в этот вид спорта, меня часто укачивало в транспорте. Акробатика помогла справиться с этим. Занятия значительно улучшают у ребят координацию движений, дети становятся более ловкими, сильными, уверенными в себе. Плюс более ответственными и собранными. Ведь во время исполнения тех или иных элементов существует вероятность получить растяжение мышц, ушиб или другую травму. Никто этого не хочет, поэтому волей-неволей стараются полностью концентрироваться на том, что делают, не отвлекаться, не ротозейничать. Эти навыки важны не только в спорте, но и в любом другом деле.
— Занятия акробатикой способствуют лучшей успеваемости детей в школе?
— По отзывам многих родителей, для их детей возможность пойти на тренировку — это мощный стимул вовремя сделать уроки, заработать хорошие оценки. Мамы даже шантажируют (в хорошем смысле этого слова) своих детей: мол, если не выучишь стих, не решишь примеры, не сложишь вещи на место, то не пойдешь на акробатику. Так что занятия у нас ненавязчиво воспитывают в детях самодисциплину, умение планировать свое время, все успевать.
Мы продолжаем прием в нашу школу, открыли группу для самых маленьких (в возрасте трех-пяти лет). Одновременно с детьми занимаемся и с их мамами, которым наше новшество очень понравилось Не нужно сидеть и ждать, когда закончится тренировка у твоего ребенка, а можно и самой выполнять упражнения. Такой подход еще более сближает родителей и детей — у них появляется общее увлечение акробатикой. Теперь часто приходится слышать, например, такие диалоги: «Мама, ты уже садишься на шпагат? А я сажусь!» — «Зато я научилась делать кувырки», — отвечает мама.
Читайте также: «Наши ученики читают в три-четыре раза быстрее, чем большинство их сверстников»
— Важно, чтобы ребенок начинал заниматься акробатикой как можно в более раннем возрасте?
— В художественной гимнастике, действительно, это очень важно. Но в акробатике не обязательно начинать с детсадиковского возраста. Я, например, пришла в акробатику в 14 лет, тем не менее стала кандидатом в мастера спорта. Собственно, и в 20 начинать заниматься не поздно. Кстати, в Киеве существуют школы акробатики для взрослых. Среди их учеников проводятся турниры, взрослые люди даже получают спортивные разряды.
Я проводила занятия для ребятишек в детском садике, поэтому на своем опыте знаю, что двухлетним малышам начинать заниматься акробатикой еще рановато. Они то и дело отвлекаются, с ними обязательно должна быть няня, половина детей еще очень плохо разговаривают. А вот старт с трехлетнего возраста — в самый раз. Таким малышам мы даем общефизическую подготовку и обучаем самым простым элементам, как, например, кувырки.
Дети, которым уже пять-шесть лет, занимаются у нас в младшей спортивной группе. Обучаем их более сложным элементам, готовим к соревнованиям.
Многие ребята из старшей группы уже имеют спортивные разряды. Неоднократно участвовали в турнирах. Стремление хорошо выступить стимулирует ребят старательно тренироваться. Это очень важно.
— В основном у вас занимаются девочки?
— Девочек и мальчиков примерно поровну. А в самой младшей группе мальчишек даже больше.
— Как вы пришли в акробатику?
— Во многом благодаря знаменитому «Цирку дю Солей». Когда была совсем маленькая, меня водили на занятия художественной гимнастикой. Но недолго. Однажды увидела по телевизору выступления артистов «Цирка дю Солей». Они меня неимоверно впечатлили, и я попросила маму: «Запиши меня на акробатику». «Наверное, уже поздно», — ответила она. Но я от мечты не отказалась.
Когда у нас в доме появился Интернет, нашла группу акробатики для взрослых, где занятия проводились с восьми до десяти вечера. Тренировали преподаватели детско-юношеской спортивной школы. Я боялась, что уже действительно не очень подхожу по возрасту, поэтому успехов не добьюсь. Но тренер заверила: ничего подобного, если будешь стараться, сможешь даже на спортивный разряд сдать. Мне очень понравилось заниматься — я буквально этим горела.
Через некоторое время перешла к другому тренеру. У нее ушел один человек, выступавший в акробатической тройке, и я заменила его. В составе этой тройки стала кандидатом в мастера спорта. Потом то же самое звание получила, выступая в паре. Мы участвовали во многих соревнованиях в Украине и за рубежом.
— Как вы стали тренером?
— Возникло желание передавать свой опыт ребятам, и я сказала наставнице: «Хочу тренировать». Она рассказала о моей просьбе директору детско-юношеской спортивной школы, и мне дали группу детей.
Потом я познакомилась с цирковой акробаткой, и мы подготовили парный номер, выступали с ним в Турции, затем на родине. Взяли в свой коллектив еще одну акробатку, чтобы выступать в тройке, подготовить еще лучший номер. Он получился очень удачным, мы выступали с ним в Национальном цирке Украины. Артистическая жизнь мне нравилась, но тройка распалась: наша верхняя спортсменка вышла замуж, и ее супруг был против, чтобы жена уезжала на гастроли.
— Как в вашей жизни появился Илья?
— Когда распался наш девичий коллектив, я стала искать, с кем бы из акробатов поставить номер. На тренировке спросила своего давнего знакомого Михаила, не может ли он посоветовать кого-нибудь подходящего. Оказалось, что в этот же день с подобным вопросом к нему обращался Илья. Миша сказал: «Что же вы, ребята, в одном зале тренируетесь, а найти друг друга не можете!» Словом, создали мы с Ильей общий номер, выступали с ним в Германии, Турции, Египте, Украине.
И вот теперь у нас своя акробатическая школа. Назвали ее Kyiv acro kids. Знакомая художник нам уже и логотип разработала.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о вынужденном переселенце Данииле Плахине, в прошлом профессиональном футболисте, который открыл в Краматорске футбольную академию для детей.
Фото предоставлено Анастасией ЯРОШЕНКО