Министерство финансов не контролирует ситуацию с выполнением бюджета, манипулирует прогнозными показателями и бездействует, когда главную финансовую смету страны необходимо балансировать. К такому выводу пришли журналисты «РБК-Украина», анализируя ключевые данные по бюджетному планированию. По их мнению, недочеты Минфина уже привели к недофинансированию целого ряда расходных статей и блокированию части защищенных расходов.
В материале «РБК-Украина» отмечается, что, согласно отчетности о состоянии Единого казначейского счета на 1 ноября 2021 года, 3,5 млрд грн расходов, которые были заявлены к финансированию и утверждены, так и не были проведены по счетам. При этом 2,1 млрд грн из этих расходов — это защищенные платежи: «Это могут быть зарплаты, обязательные платежи в бюджет, расходы на питание или медикаменты. Такой индикатор — очень плохой звоночек для всех распорядителей бюджетных средств. Простыми словами он означает: денег на всех не хватит и страну ведут к техническому дефолту».
В статье отмечается использование правительством средств местного самоуправления, что может говорить и нехватке своих ресурсов для покрытия текущих расходов. «Ключевой принцип Марченко при подготовке бюджета — «занизить реальную ситуацию с будущими доходами, манипулируя прогнозом макроэкономических показателей. Когда «рост экономики» происходит в основном за счет инфляции, а не за счет реального увеличения объемов производства, импорта, создания новых рабочих мест, такой подход, среди прочего, позволяет не беспокоиться о расширении налоговой базы, выведении из тени «серого» бизнеса, уменьшать «скрутки» НДС и другие схемы уклонения от налогообложения. При этом очевидным является факт, что знаменитые «скрутки Любченко» не могли существовать без ведома Минфина, непосредственно курирующего налоговые органы. То есть ответственность за 3−4 млрд грн, которые ежемесячно «уплывали» из бюджета, также лежит и на министре Марченко», — сказано в материале.
По разным оценкам экспертов, в 2021 году «просчет» по ВВП составил порядка «минус» 700 млрд грн (это более 100 млрд грн неучтенных доходов). В проекте бюджета на 2022 год разница между прогнозами на ВВП у Минфина (5,4 трлн грн) и прогнозами Минэкономики (5,9 трлн грн) составляет порядка 500 млрд грн. А это около 125 млрд грн неучтенных доходов.
Заниженные показатели доходов дают также повод недофинансировать различные статьи расходов, а также не выполнять расчетные показатели внешних и внутренних заимстований для покрытия дефицита бюджета. Кроме того, он дает возможность «рисовать» красивые цифры для наших западных партнеров — МВФ и европейских кредитных учреждений, основным индикатором для которых является как раз согласованная цифра дефицита, а не его структура.
«Если сегодня по отчетности видны блокировки на уровне 3,5 млрд грн, то в декабре, если ничего не поменяется, недоплаты будут уже исчисляться десятками миллиардов. А это значит, что в стране начнутся задержки с выплатой зарплаты (ведь денег не получат многочисленные подрядчики правительства), будут нарастать долги по коммунальным услугам. И вообще дальнейшего остывания экономики не избежать», — говорится в статье.
Издание прогнозирует, что ситуация может усугубиться при необходимости проводить экстренные выплаты, связанные с ухудшением показателей заболеваемости ковидом, а также в связи с локдауном и неопределенностью вокруг действий внешних игроков, например, России на энергетическом рынке.
Выходом могут стать экстренные заимствования по повышенным ставкам, что также только усугубит положение страны. В то же время дисбалансы и неэффективное планирование могут привести к разбалансированности бюджета 2022 года. Во-первых, так и не принят «ресурсный» законопроект 5600, на который в проекте бюджета расписано порядка 30 млрд грн, во-вторых, существенно занижены поступления от игорного бизнеса и подакцизных товаров: «А слишком оптимистичные оценки Минфина относительно будущих заимствований могут создать ситуацию крупной бюджетной дыры. Сложность можно будет почувствовать уже в январе, когда, при отсутствии доходов, бюджету нужно будет все равно нести расходы на социальные выплаты и оплату коммунальных услуг».