Однако на подобный лояльный шаг по отношению к своим клиентам идут далеко не все страховщики
Поездка по Киеву в часы пик напоминает экскурсию по местам военных действий. Аварии едва ли не на каждом перекрестке. У побитых машин о чем-то спорят их хозяева. Вид этих людей, несмотря на устроенный ими грандиозный затор, вызывает у меня чувство сострадания. До чего горько столько лет собирать деньги на автомобиль, чтобы в одно мгновение все пошло прахом. Как в эти минуты приятно думать, что в моем бардачке надежно спрятаны полисы страхования КАСКО и гражданской ответственности! Впрочем, далеко не любой полис — стопроцентное решение проблем. Очень многое зависит от условий, записанных в договоре страхования, да и от самой компании, в которой вы застрахованы. Увы, понимать это начинаешь лишь на этапе выплаты компенсации. Как же не ошибиться при покупке полиса? Об этом мы спросили у директора департамента урегулирования убытков страховой компании «ПРОВИДНА»
Андрея Куртасова.
- В нашей первой беседе (первая часть интервью с Андреем Куртасовым была опубликована в «ФАКТАХ» за
19 июля) вы рассказывали о внедренной страховой компанией «ПРОВИДНА» системе «зеленый коридор», позволяющей производить страховые выплаты по мелким авариям в течение всего нескольких дней, даже не дожидаясь решения суда
- По поводу «зеленого коридора» — я хотел бы обратить внимание читателей на важный нюанс: для получения компенсации ущерба в любом случае, даже при мелкой аварии, необходимо предоставить в страховую компанию подтверждающие документы. У наших коллег из Росгосстраха, которые внедрили «зеленый коридор» в России, уже были курьезные случаи, когда водители приезжали в офис страховой компании с места ДТП, даже не дождавшись милиции. Увы, минимальный набор документов все же необходим. Это паспорт, заявление, индивидуальный налоговый номер, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, первичная справка о ДТП и расширенная справка ГАИ. Если понесенный ущерб не превышает определенную сумму, обстоятельства случившегося не вызывают у специалистов компании каких-либо дополнительных вопросов, очевидно, кто из участников является виновником ДТП (это важно для страхования ответственности автовладельцев), «ПРОВИДНА» действительно выплачивает страховое возмещение в течение трех-пяти рабочих дней с момента подачи всех документов.
- А если все же возникает необходимость в получении дополнительных сведений о ДТП?
- В этом случае мы так или иначе должны дождаться решения суда. Таким образом поступают все страховые компании. Иное дело, что в решениях суда часто встречаются опечатки. И некоторые компании, придравшись к этому, направляют всяческие дополнительные запросы, ответа на которые приходится ждать несколько месяцев. Формально страховщики правы, однако поступать так по отношению к своим клиентам, которые и без того долго ждали выплаты, по-моему, нечестно.
- Как правило, в договорах пишут: «Выплата в такой-то срок после получения последнего документа». Но вы сами говорите, что страховщики часто находят формальные причины и требуют все новые и новые справки
- В договоре страхования должен быть указан весь перечень необходимых документов. Сверх того никто требовать у клиента не имеет права. Что касается любых других документов, страховщик должен сам запрашивать и выяснять, если у него возникают какие-то сомнения касательно обстоятельств страхового события. Скажем, к нам обратился клиент с заявлением, где речь шла о повреждении автомобиля сильным градом. Случай до недавнего времени считался достаточно редким, и мы запросили информацию у Гидрометцентра, получив подтверждение, что во время, указанное нашим страхователем, действительно наблюдались осадки в виде града. В целом же мы ставим сотрудникам задачу: в обязательном порядке при заключении договора страхования обращать внимание клиентов на то, какие документы необходимы для урегулирования страхового события. К слову, выплаты по повреждениям остекления у нас производятся без обращений в компетентные органы, если это не противоправные действия третьих лиц и если это не столкновение с другим транспортным средством. Скажем, вылетел камень из-под колес идущей впереди машины — разбил лобовое стекло. Что же теперь, нашему клиенту обращаться в ГАИ?
- Не все страховщики столь лояльны
- Вполне возможно, кто-то из страховщиков указывает в договорах, что справка из ГАИ необходима абсолютно во всех случаях. Даже таких. В итоге клиент приезжает за возмещением за разбитое стекло, а ему отказывают. Причем, замечу, формально обоснованно, ведь таковы условия страхования
- Я слышал, что вы помогаете клиентам собирать документы в компетентных органах
- Абсолютно верно, в сложных случаях «ПРОВИДНА» берет на себя решение вопросов, связанных с получением в компетентных органах документов, которые подтверждают факт наступления страхового события. Таким образом мы экономим время клиента.
- Недавно к нам в газету позвонил читатель с просьбой о помощи. Когда он выезжал из гаража, железная створка под порывом сильного ветра ударила машину — в результате на дверце и крыле остались вмятина и царапина. Гаишников ждал почти целый день, да кто по таким пустякам приедет? В страховой компании оплачивать ущерб, естественно, отказываются
- Выход из подобной ситуации найти можно. Например, вызвать не ГАИ, а участкового милиционера. Он предоставит справку, где опишет, кто, когда и по какому поводу обратился. Не всегда ГАИ является тем органом, который регистрирует страховое событие. В любом случае у нас в «ПРОВИДНОЙ» пред-
усмотрена ситуация, когда страхователю проблематично вызывать милицию. Один раз за весь период действия договора страхования КАСКО страхователь может обратиться в компанию с заявлением о возмещении понесенного ущерба и без предоставления справки из ГАИ.
- Какой из вариантов подсчета ущерба посоветуете выбрать: по чекам с техстанции, на основании оценки независимого эксперта или оценки, которую проведут сотрудники страховой компании?
- На самом деле основание для выплаты — калькуляция независимого эксперта, расчеты представителя страховщика или счет с техстанции — выбирается клиентом в момент заключения договора страхования, а не во время выплаты! От этого условия зависит и цена полиса. Например, для автомобилей не старше пяти лет «ПРОВИДНА» советует выбирать вариант выплаты сразу на СТО, а для более «взрослых» авто может подойти вариант расчета экспертом или сотрудниками страховой компании. Если автомобиль находится на гарантии и обслуживается на фирменной СТО, калькуляцию ущерба лучше проводить на основании счетов с этой техстанции. Но это должно быть указано в договоре!
В рубрике «Азбука страхования» мы постараемся ответить на все ваши вопросы, касающиеся различных аспектов страхования. Кроме того, получить бесплатную консультацию читатели «ФАКТОВ» смогут по телефону горячей линии 8-800-301-0-301.