Обязательное накопление пенсий, благодаря которому те, кто в ближайшем будущем будет выходить на заслуженный отдых, смогут получать достойные выплаты, интересует каждого из нас. Актуален вопрос, как именно будет происходить накопление денег, кто, сколько и куда сможет их вкладывать и, главное, насколько эти взносы будут защищены.
Министр социальной политики Марина Лазебная эксклюзивно рассказала «ФАКТАМ», на какой модели обязательного накопительного пенсионного обеспечения остановились. В то же время министр объяснила, почему незаконно выводились деньги из негосударственного пенсионного фонда НБУ и какие защитные механизмы планируют имплементировать, чтобы подобные истории не повторялись в будущем.
— Пани Марина, на днях состоялось второе заседание рабочей группы по вопросам введения обязательного накопительного пенсионного обеспечения и развития негосударственного пенсионного обеспечения. Каковы его результаты?
— В ходе обсуждения эксперты поддержали концептуальные подходы к модели взносов на общеобязательное пенсионное накопление. Предполагается, что обязательные взносы будут делать в пользу граждан работодатели за счет снижения Единого социального взноса, без роста налоговой нагрузки на бизнес. Человек будет платить взносы за счет собственной зарплаты на добровольной основе. При этом в пользу тех людей, которые решат платить накопительные взносы за свой счет, государство будет делать дополнительные стимулирующие взносы.
Таким образом, граждан не станут принуждать платить накопительные взносы за свой счет. Вместо этого будут эффективные стимулы к добровольному участию людей в уплате взносов и гибкие условия развития системы в дальнейшем.
Читайте также: Как будут спасать пенсионеров от бедности, — рассказывает Галина Третьякова
— На какой же модели накопления пенсионных взносов остановились?
— Многократно обсуждали разные варианты накопления вкладов — во время многочисленных встреч со Всемирным банком, Международной организацией труда, Офисом Совета Европы. Все высказывали такое мнение: к накоплению пенсий следует привлекать человека, чтобы он непосредственно платил что-то из своей зарплаты. Мы решили, что принуждать людей нельзя, но можно заинтересовать. В результате предложили следующую модель: 1% платит работодатель — из ЕСВ на счет работника. Затем человек добровольно из своей зарплаты платит 1%. Это происходит по принципу автозаписи: человек автоматически подключается как плательщик взноса в свою пользу, но может в любой момент отказаться. На счета людей, которые не откажутся платить взносы за свой счет, государство переведет еще 1% стимулирующего взноса.
Таким образом, человек, который оплатит 1% заработной платы, получит 3% на свой счет. Человек, который откажется платить взносы из своей зарплаты, получит 1%.
Сейчас Министерство финансов рассматривает возможность увеличить размеры государственных взносов. В частности, предлагается, к предложенной модели добавить еще 1% обязательного взноса от государства. А стимулирующий взнос в пользу уплачивающих из своей зарплаты предусмотреть в размере 100% взноса, внесенного человеком, с максимальным ограничением 3% от средней заработной платы.
Если правильно ввести эту систему, предоставить человеку максимальные возможности принимать решения — выбирать место, где накапливать, контролировать свои накопления в режиме 24/7 и переводить их в другое место, если что-то не нравится, видеть доходность, видеть, куда деньги вкладываются, — тогда люди будут доверять этой системе и она будет способствовать детенизации занятости и зарплат.
Все, даже профсоюзы и работодатели, поддерживают такую модель. Работодателям импонирует то, что взносы будут производиться без обременения бизнеса. Профсоюзы предлагают, чтобы в накоплении участвовали только люди в возрасте до 35 лет. Но почему мы должны лишать дополнительной пенсии 40-летних или 50-летних? Я, например, хочу стать участницей этой системы, поскольку считаю, что сама должна участвовать в том, что делаю, чтобы нести полную ответственность.
— Кто будет участником обязательного накопительного пенсионного обеспечения?
— Если государство хочет помочь своим гражданам жить на пенсии лучше, понимая, что солидарная система не справляется, то оно должно это делать для всех без исключения. Поэтому участниками обязательной накопительной системы должны быть все работающие люди. Некоторые говорят, что человек в возрасте 50 или даже 55 лет просто не успеет накопить значительную сумму для ежемесячной выплаты. Безусловно, это так. Но для таких случаев мы предусмотрели, что небольшие суммы накоплений человек сможет забрать при выходе на пенсию единовременно. Почему мы должны лишать людей этих денег?
— Застрахованные — это те, за кого платят взносы работодатели. Но ведь у нас еще есть ФОПы. Будут ли они участниками второго уровня пенсионной системы?
— Для них будет более добровольная программа. Они сами сейчас платят в солидарную систему и будут — в накопительную.
В общем, у нас сегодня примерно 10 млн наемных работников и около 2 млн — это ФОПы, которые платят сами за себя. И около 10 миллионов пенсионеров. Поэтому, учитывая плохую демографическую ситуацию, нам нужно понимать, что достойные пенсии возможны, только если люди будут иметь собственные пенсионные накопления в дополнение к государственной солидарной пенсии.
Сейчас мы вместе с Минцифры на базе Единого социального реестра централизуем всю «социальную» информацию из более чем десятка разных источников — Реестра застрахованных лиц, реестра получателей субсидии, других реестров получателей разных социальных пособий. Это обширная система, где есть данные около 27 миллионов человек. В этом Едином социальном реестре будет содержаться также информация об обязательных пенсионных накоплениях. Государство в одном месте будет видеть всю «пенсионную историю» человека как в солидарной, так и в накопительной системе, будет защищать эту информацию и пенсионные права человека, независимо от того, где хранятся его пенсионные накопления.
Таким образом, для запуска второго уровня не нужно создавать дополнительные учреждения, тратить на это средства налогоплательщиков. Мы уже предусмотрели необходимый функционал в Едином социальном реестре.
Через личный кабинет в Едином социальном реестре человек сможет осуществить выбор фонда для своих накоплений.
— Многие противники введения обязательного накопления пенсий говорят о ненадежности НПФ (негосударственных пенсионных фондов). Мол, однажды они могут просто исчезнуть с деньгами вкладчиков.
— Сегодня есть 60 НПФ, из которых около 15 активно развиваются, пользуются доверием людей. В действующем законодательстве более 40 механизмов, предупреждающих мошенничество, обеспечивают надежность работы НПФ и доказали свою эффективность в течение 16 лет работы этой системы в Украине. В том числе предотвратили потери пенсионных накоплений людей даже во время кризисов 2008-го и 2014−2015 годов.
Перед запуском второго уровня государственный регулятор, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, проведет авторизацию этих фондов, то есть выберет те, которые отвечают повышенным требованиям и соблюдают самые высокие стандарты работы. Из них человек сможет выбрать себе любой. Не хочешь или не умеешь выбирать фонд — твои накопления будут храниться в государственном фонде. Он будет создан и будет работать на тех же условиях, что и любой другой, чтобы не создавать монополизацию в этой сфере. Когда человек определится с выбором, сможет в любой момент перевести средства в другой фонд по собственному желанию.
Читайте также: Риск бедности среди пенсионеров не самый высокий, — демограф Элла Либанова
— Но негосударственный пенсионный фонд Национального банка Украины показал свою работу не с лучшей стороны. Насколько мне известно, они начали незаконно выводить средства своих вкладчиков.
— Очень хороший пример. Для этого фонда, а также для пенсионных фондов банка «Аркада» на уровне закона сделали исключение — позволили им не соблюдать все требования, предъявляемые к деятельности других НПФ. Именно поэтому стал возможным вывод средств.
В частности, корпоративный НПФ Национального банка самостоятельно осуществлял управление активами, администрирование и персонифицированный учет накоплений людей, хранение активов фонда. Не было распределения этих функций и взаимного контроля.
Всем другим фондам так поступать запрещено. Фонд должен нанять лицензированные компании — компанию по управлению активами (КУА), которая инвестирует средства, администратора, ведущего бухгалтерский и персонифицированный учет, и банк-хранитель, который сохраняет активы фонда и контролирует движение средств. Эти компании обязаны по закону контролировать действия друг друга, связанные с пенсионными накоплениями людей, в ежедневном режиме.
Например, если КУА отдает банку-хранителю распоряжение перевести пенсионные средства на инвестицию, не соответствующую закону, инвестиционной декларации фонда, условиям договора между фондом и этой компанией по управлению активами, тогда банк-хранитель блокирует эту операцию. В то же время сигнализирует совету фонда, администратору, государственному регулятору.
Когда все работают по единым правилам, без исключений и особых условий, это позволяет избежать рисков, о которых вы упомянули. Поэтому мы выступаем за то, чтобы все фонды на втором уровне работали по единым правилам, в том числе учрежденные государством.
— Когда в Украине может стартовать обязательное накопление пенсий?
— Если до конца текущего года соответствующий законопроект будет принят за основу, я считаю, что старт реформы состоится в 2024 году. Нам нужен по меньшей мере год для отработки технического взаимодействия Единого социального реестра со всеми субъектами информационного обмена. Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку необходимо не менее полутора лет для подготовки нормативной базы.
Поэтому сегодня все зависит от парламента. Народные депутаты должны принять решение. Мы уверены, что следует ускорить этот процесс.
— Не приведет ли реформа к дефициту ПФУ?
— Если речь идет о том 1% ЕСВ, который предлагается направить на пенсионные накопления, то в случае необходимости это компенсируется увеличением финансирования Пенсионного фонда из государственного бюджета. Но у нас зарплаты постепенно легализуются.
Введение общеобязательного государственного накопительного пенсионного обеспечения предусмотрено в трехлетней бюджетной декларации, которую в этом году впервые приняла Украина. Соответственно, финансирование на это просчитано и предусмотрено. ПФУ не пострадает. К тому же мы взяли хороший темп повышения пенсий нынешним пенсионерам, и я надеюсь сохранить его в следующем году.
Реформа будет проводиться на средства либо госбюджета, либо дополнительного ресурса от детенизации. За счет сегодняшних пенсионеров точно никто не будет внедрять накопительную систему.
— Как и кому будут повышать пенсии в ближайшее время?
— До завершения этого года повышение получат еще две группы пенсионеров. Во-первых, это пенсионеры с самыми низкими пенсиями, имеющие маленький страховой стаж — с 1 декабря увеличатся минимальные пенсии в связи с повышением прожиточного минимума. Также соответственно будут пересчитаны надбавки и повышения к пенсии, которые определяются на базе прожиточного минимума, в том числе надбавка за сверхнормативный стаж.
Вторая группа — это пенсионеры старше 65 лет, у которых страховой стаж больше 30 лет у женщин и больше 35 лет у мужчин. С 1 декабря минимальная пенсионная выплата для них вырастет с 2400 гривен до 2600 гривен в результате повышения минимальной заработной платы.
На следующий год мы составили календарь повышения пенсий, включающий 12 этапов адресного повышения пенсий разным категориям пенсионеров.
Один из этапов — индексация пенсий в марте. Надеюсь, что народные депутаты до этого времени примут во втором чтении наш законопроект, который обеспечит индексацию всех без исключения пенсий. Это позволит исправить возникшую несправедливость, когда во время реформы 2017 года из механизма индексации исключили пенсии целого ряда людей — государственных служащих, ученых, журналистов, военных.
С октября следующего года мы расширим инициированный президентом ряд возрастных доплат к пенсии пожилым людям на категорию пенсионеров от 70 до 75 лет. Также минимальная пенсионная выплата для людей старше 70 лет со стажем 30/35 лет будет 3000 гривен.
Также есть этапы, касающиеся повышения пенсий ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.
То есть программа повышения пенсий на следующий год комплексная (мы пытались охватить всех), адресная (ведь мы учитывали потребности каждой конкретной группы пенсионеров) и системная (поскольку она является последовательным продолжением программ этого и прошлого года).
Читайте также: Из чего состоит сумма пенсии: эксперт рассказал, как самостоятельно проверить правильность расчета выплат от ПФУ